В православных храмах в четверг вечером закончилось чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского, совершаемое на Великом повечерии в течение первых четырех дней Великого поста.
Епископ Якутский и Ленский Роман читал в эти дни Великий канон в Градоякутском кафедральном Преображенском соборе. Каждое богослужение завершалось проповедью.
***
Великий пост откроет нам, не угасла ли в нас молитва. Занимает ли она центральное, правильное место в нашей жизни? Живу ли я молитвой, как живу воздухом?
Много вопросов поставит перед нами Великий пост – и по многим из них мы признаем поражение. Но не будем унывать! Вместе с тем Церковь предлагает нам пути исправления и возрождения и открывает их в богослужениях.
Основная часть молитв повечерия – псалмы святого царя и пророка Давида – того самого, дух которого не затуманили ни таланты, ни слава – он так оплакивал свои грехи и падения, что псалмы об этом мы читаем до сих пор. Проговаривая их вместе с Церковью, мы становимся на верный путь.
В первые дни Великого поста читается Великий Покаянный канон. Великий – потому что большой и глубокий по своему содержанию. Чудный угодник Божий преподобный Андрей Критский воззвал и выразил в строках этого канона образы святых, которые преодолели внутреннее разрушение. Если мы будем внимательно вслушиваться, а по возможности – вчитываться в слова канона, то вместе с этими образами и сами будем воскресать.
Поется песнопение, обращенное напрямую к нашей душе: Восстань, душа, не спи, и тогда пощадит тебя Христос – несмотря на грехи, ошибки и падения.
Еще одно средство к нашему преображению Церковь предлагает всегда, а в дни Поста особенно – Божественная Литургия, возможность причаститься Святых Христовых Тайн для укрепления наших сил, для нашего совершенства. В среду и пятницу Церковь предлагает нам приступить к Святой Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров. Не будем этой возможности сторониться! Постараемся мерно, ровно, послушно живя путем Церкви, подойти к Святой Чаше. Через покаяние и Причастие Святых Христовых Тайн Сам Господь войдет в нашу жизнь и поможет нам верно пройти путь, увенчанный встречей с воскресшим Христом и Спасителем.
***
Великий Покаянный канон станет нам ближе, если мы попытаемся приблизить к себе личность автора. Ведь не случайно Церковь назвала канон его именем, хотя так не принято в церковной традиции.
Кем был преподобный Андрей Критский? Он родился в благочестивой семье в VII веке, на Ближнем Востоке. Сведения скупые. Писатели его жития отмечают: особым переворотом в жизни будущего святителя стало первое Причастие. До семи лет Андрей Критский был немым. В семилетнем возрасте, впервые исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, он стал говорить.
Это чудо настолько перевернуло сознание отрока, что отныне главные стремления в его жизни стали духовные: вера и богослужения. В четырнадцать лет он ушел в монастырь – в лавру преподобного Саввы Освященного. Покровителем его стал будущий святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский.
Преподобный Андрей принял участие в VI Вселенском Соборе в Константинополе. Ему доверяют социальное служение – он распределял помощь обездоленным, что свидетельствует о том, что Патриарх и Церковь доверяли ему.
Когда пришло время избрания епископа на острове Крите, его, уже известного богослова и гимнографа, избрали из иеродиаконов.
Весь период своего пребывания в монастыре, основным послушанием преподобный Андрей имел писание церковных гимнов. Многие его песнопения доныне исполняются в церковной традиции, но, пожалуй, самое известное – канон Великий. Исследователи отмечают глубину знания преподобным Андреем Писания. Буквально в каждой строке приводится пример из Священной истории, показывающий возрождение человеческой души.
А еще канон глубоко христоцентричен. В большинстве тропарей канона – имя Христово, Сам Христос, живой и действующий.
***
Кроме больших грехов и страстей, в нас таится достаточно значительное число и незаметных страстей и пороков. Я обращаю на них внимание, потому что человек состоит из мелочей, которые и определяют его характер и вообще суть.
Одна из главных молитв, которая часто читается во время служб Великого поста – молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»
Преподобный Ефрем Сирин почему-то выделяет эти четыре страсти. Может, у нас их нет? Поразмышляем. Что такое праздность? Вы скажете, это лень. Правильно. Но это больше, чем это лень. Праздность – это пустота. Праздный день – пустой день. Праздный человек – пустой человек.
Самое страшное, когда эта пустота – внутренняя. Она приводит к унынию. Если нечем жить, нет внутренней радости, наступает уныние. Вот почему, вторая страсть, на которую обращает внимание преподобный Ефрем – уныние.
Третья страсть – любоначалие. Красиво звучит по-церковнославянски. А на самом деле – это просто изощренная привычка, стремление и любовь к начальствованию. Вы скажете, что вы не начальники. Соглашусь. Но стремление учить и быть над кем-то, поучать – есть у нас. Даже в храме – спрашивает нас кто-то или нет, а мы учим. А имеем ли на это право? Если не обратить внимания на эту маленькую страстишку – в гордыню. А гордыня – это смерть.
И четвертый грех – празднословие. Это грех, сидящий в нас глубоко, и зависит от неумения трезво оценивать себя и ситуацию, неумения владеть собой. Мы знаем, что словом оправдимся и словом осудимся, знаем, что словом можно убить и исцелить…
Особенно в эти дни святой отец и через него Церковь предлагает нам как можно более внимательно относились к словам, которые произносим, и вновь в себе восстановить благоговейное отношение к слову.
Во второй раз во время Святой Четыредесятницы Великий канон будет читаться целиком на утрене четверга пятой седмицы Великого поста (вечером в среду, 2 апреля).