Кто молится за нас в Свято-Покровском монастыре
Человеку далекому от православия в голову не придет, что в центре Якутска есть самый настоящий монастырь, где живут и трудятся монахини. В Покровской церкви нас встретила настоятельница монастыря игуменья Архелая. В далеких 90-х годах она приехала в северный край из Владимирской области, а свое служение Господу начинала с Рижского монастыря, где была пострижена.
12 сестер
Побеседовать с сестрами мы собрались на первом этаже монастыря. Ожидание увидеть полутемное аскетичное помещение не оправдалось. Монастырь скорее похож на общежитие, с единственным лишь отличием, что на втором этаже находится небольшой красивый храм, где сестры молятся. Сегодня в Свято-Покровском монастыре живут 12 монахинь и послушниц. Как оказалось, не всех желающих тут посвящают в монахини. Надо пройти своеобразный кастинг и понравиться матушке-настоятельнице. Если ты трудолюбива и работоспособна, тогда добро пожаловать.
Их день начинается в половине шестого утра с совместной молитвы. На молитву собираются несколько раз в сутки, читают псалтырь о живых и усопших, а кроме того молятся в уединении. Молитвы, считают они, очень нужны миру, это движущая сила мироздания. После обеда идут на послушание, здесь этим словом называют различную работу по хозяйству. Жизнь сестер не ограничивается монастырскими стенами. Они преподают в духовной семинарии, воскресных школах, посещают медицинские учреждения для поднятия духа страждущих, читают псалтыри, активно участвуют в жизни храмов Якутска. После ужина у них есть несколько часов до отбоя на себя. «Не надоедает такая все-таки однообразная жизнь?» — интересуюсь я. «Нам тут не до этого. Порой бывает так, что лишь бы до кровати дойти, до такой степени устаем», — был ответ.
Конечно, интереснее всего было узнать, почему эти милые женщины выбрали такой путь. Что же может служить движущей силой их поступка — неприятие жизни, желание избежать трудностей, тяжелая ситуация в семье?
Если думаете, что в монастырь идут только обделенные жизнью люди, вы ошибаетесь. «Здесь вы не услышите душераздирающих историй, — говорит сестра Олимпиада. — Каждую из нас привел сюда Господь».
В роли искусительницы
«Но что-то же вас заставило отказаться от мирской жизни, от родственников?» — настоятельно спрашиваю и замечаю, что у одной из сестер навернулись слезы на глаза.
Безусловно, одно из самых трудных испытаний — невозможность видеться с близкими и заботиться о них. Тавифа приехала в Якутск из Тулы, ей 61 год, в центре России остались два сына и внук, по которому она сильно скучает. Между тем практически все сестры в монастыре имеют образование, например, Тавифа преподавала в Тульском университете на кафедре теологии.
Мне также удалось побыть в неожиданной для себя роли — искусителя. Разговаривая с самой молодой из сестер Вероникой, которой всего 28 лет, расспрашивала о таких мирских прелестях, как материнство, семья. Оказалось, живет она в Покровском монастыре шесть лет, приехала сюда из Хандыги. Имеет бухгалтерское образование.
— Как же насчет выйти замуж и родить детей? Ведь самое главное предназначение женщины именно в этом? — не успокаиваюсь я. — А может, ты приверженка модного ныне течения «child free», то есть свободы от детей?
— Понимаешь, тут немного другое. Тебе, неправославной, понять мои мотивы будет трудно, а мне — объяснить свой поступок. Несмотря на то, что живу здесь уже довольно давно, я еще не пострижена в монашку. Видно, время мое еще не пришло, так что лучше не искушать, — смеется Вероника.
Дверь в келью
На первом этаже монастыря есть кухня, где сестры готовят себе еду, пекут мучные изделия для православных праздников. Вообще питаются за счет пожертвований прихожан.
Люди очень милосердны, помогают кто чем может. Даже организации Якутска с радостью идут нам навстречу, например, два раза в неделю Якутский хлебозавод привозит нам хлеб, — радуется настоятельница.
На подоконнике столовой замечаем огромную тыкву. Как оказалось, в летнее время сестры занимаются овощеводством, есть своя теплица на участке, а также держат коз. И тыкву вырастили у себя на огороде, после поста они ее обязательно распробуют.
Ну, а так просто попасть в святая святых монашескую келью невозможно. После уговоров матушка Архелая все-таки дала мне разрешение войти в одну, а наш фотограф остался за дверью, мужчина ведь.
Небольшая комната, в ней две кровати, платяной шкаф, полка с иконами и православной литературой, небольшой стол, на котором стоит швейная машинка. Хозяйничает тут инокиня Кассия, живет пока одна, а вот остальные сестры по две. Наличие свободной кровати очень даже удобно, ведь иногда в гости приходит внучка, которая остается ночевать у любимой бабушки.
Сестра Кассия стала монахиней полтора года назад, еще полтора года до этого была послушницей. В мирской жизни преподавала в Высшей школе музыки и признается, что уже давно собиралась уйти в монастырь, да работа и больная мать не отпускали. Сейчас же, здесь, она обрела успокоение.
Большинство сестер общаются с внешним миром и близкими посредством мобильной связи, телефон есть у каждой. Лимита общения у них нет. Телевизор в монастыре тоже есть, его просмотр не возбраняется, но сестры все равно его не включают, говорят, что им попросту не интересно. Они имеют право выполнить и свой гражданский долг — сходить и проголосовать. Хоть они и не смотрят «зомби-ящик», не читают газет, все равно в курсе политической жизни общества. Главный источник новостей — прихожане.
Посетив монастырь, понимаешь, что якутские монахини отнюдь не затворницы, ведут активную жизнь да и вообще милые и общительные женщины. Но вот что их заставило так круто изменить свою жизнь, мне неведомо до сих пор.
Кстати
Праздник, да не наш
Завтра Международный женский день, самый, казалось бы, «профильный» праздник обитательниц монастыря.
Настоятельница матушка Архелая:
Понимаете, как правило, 8 марта приходится на начало поста. И не только поэтому не устраиваем праздника. В православии есть свой женский день, отмечаемый после Пасхи, — День жен-мироносиц. Они с плачем провожали Христа на Голгофу, присутствовали при погребении, за что и были удостоены чести первыми увидеть воскресшего Господа и возвестить об этом апостолам.
Прославляя жен-мироносиц, мы прославляем и всех наших женщин, возрождая традицию этого чудесного праздника. Но поздравить своих прихожанок с мирским праздником мы, естественно, можем и с удовольствием это делаем.
Анастасия МОСКВИТИНА