Уважаемые участники образовательных чтений!
Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас!
2015 год благости и милости Божией станет для нас, нового поколения Руси, крещенной более 1000 лет тому назад, особым. В этот год вся полнота нашей Православной Церкви будет отмечать тысячелетний юбилей со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя и просветителя Руси.
В связи с этим, темой наших чтений станет личность и подвиг святого равноапостольного и великого князя Владимира. Мы попытаемся проанализировать его жизнь и цивилизационный выбор, который определил ход истории нашего государства, и, в частности, в нашей республике. Тем более что наступающий год – год 145-летия основания Якутской епархии.
Празднование этих событий должно рассматриваться в контексте Крещения Руси.
Именно Крещение, совершенное князем Владимиром, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное.
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заслуга святого князя Владимира заключается еще и в том, что сделанный им выбор и крещение народа «на века определило вектор духовного и культурного развития народа, приобщившегося к сокровищнице византийско-эллинской цивилизации, и явилось фундаментом в основании Русского мира».
Запланированное празднование, которое должно пройти на высоком церковном и государственном уровне, касающееся личности святого крестителя на первый взгляд, для кого-то может показаться не нужным, а его важность преувеличенной. Ведь на самом деле, что современному человеку от того, что князь Х века крестил наших предков? Но нужно понимать, что было бы большой ошибкой воспринимать святого князя Владимира и совершенное им крещение народа как нечто связанное только с прошлым. Князь Владимир не должен рассматриваться в качестве просто исторического персонажа, не имеющего никакого отношения к современности. В свою очередь, крещение народа — не музейный праздник, не нечто законсервированное и занесенное только в скрижали истории.
Князь Владимир, как и многие святые после него — это люди, которые помогли нам определиться с взглядами на добро и зло, жизнь и смерть. Сейчас даже в голову не может прийти, что было такое время, когда убить человека, к примеру, или совершить другие безнравственные поступки — было в порядке вещей. Конечно, нельзя сказать, что после Крещения Руси эти злые дела вовсе исчезли, но наш народ стал воспринимать их как грех, как зло, как то, от чего нужно всячески уклоняться, и стал жить другими идеалами, другими желаниями, другими целями. Произошла великая метаморфоза — в воды Днепра вошел один народ, а вышел уже другой, зашла Русь, а вышла — Святая Русь.
О князе-крестителе Руси — святом равноапостольном Владимире и его выборе христианской веры, можно говорить много. Чтобы понять все величие его подвига, нужно оценить, каким он был до крещения. А был он сластолюбивым и жестоким правителем, братоубийцей, по его приказам или при его попустительстве погибли многие невинные люди.
После крещения в душе князя Владимира произошел глубочайший переворот. Из бездн ада он сумел подняться к Богу.
Все внимательные и объективные исследователи жизни и подвига равноапостольного отмечают, что креститель Руси не оказал бы такого заметного влияния на христианизацию своего государства, если бы сам лично не пережил то самое возрождение от греха и восхождение к жизни со Христом. Этим личным опытом великий князь отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него выбор веры был вопросом нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
Как отразился подвиг Крестителя Руси в нашем Якутском крае? Почему мы в республике Саха собрались для того, чтобы размышлять о цивилизационном выборе святого князя Владимира?
Для нас, современного общества, которое уже живет и руководствуется государственными законами, нравственными идеалами и другими нормами, которые возникли благодаря христианскому влиянию, а значит благодаря подвигу князя Владимира, нет ничего необычного в том, что слышны разговоры о Боге и Его Божественной воле, постоянно строятся и открываются новые храмы, духовные заведения и т.д. Но для наших предков знакомство с христианством было чем-то новым, неизведанным. В какой-то мере понятен их страх перед принятием веры. Но, по словам многих исследователей, большой плюс в распространении христианства заключался в том, что оно, в отличие от западноевропейского, распространялось не огнем и мечем, а с христианской любовью.
Таким же образом произошло знакомство с христианством и в нашем Якутском крае. Согласно историческим фактам, православие на территории Якутии появилось в первой половине XVII века. Чуть позже в Якутске был построен первый монастырь на северо-востоке России. Им стал Якутский Спасский мужской монастырь. Именно этой святой обители было суждено на многие годы стать основным очагом духовной жизни в Восточной Сибири. Его братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения.
В середине XIX века Спасский монастырь возглавил Апостол и Просветитель Америки и Сибири — святитель Иннокентий (Вениаминов). С личностью этого великого святого связан расцвет во многих сферах жизни в Якутии.
Благодаря разносторонней и поистине титанической миссионерской деятельности святителя, его заботе и настоящей христианской любви в нелегком деле просветительства и распространения христианства, коренные жители в большом количестве изъявляли желание принимать Таинство Крещения. Несомненно, одним из главных образцов для подражания для святителя Иннокентия в этом тяжелом послушании, служили жизнь и подвиг равноапостольного князя Владимира.
После ухода Апостола Сибири и Америки из Якутии, еще немалое количество достойных архипастырей и пастырей приложили максимум усилий для того, чтобы дело христианизации Руси, начатое в далеком Х веке святым князем Владимиром и достойно продолженное святителем Иннокентием, не было напрасным и принесло свои обильные плоды.
В течение почти четырех веков вера Православная являлась органичной частью бытия якутян. Это находило отражение и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.
Ныне Якутская епархия продолжает дело, начатое Апостолом и Просветителем Сибири и Америки — святителем Иннокентием и его последователями: строятся новые храмы, ведется каждодневная необходимая и важная богослужебная, душепопечительская, миссионерская, просветительская, социальная деятельность, переводческая и издательская работа, развивается богословское образование.
Минувшие десять лет показали, насколько православное просветительство оказалось востребованным в нашем обществе. Это очень хорошо видно на примере Республиканских Рождественских образовательных чтений, которые прошли путь от скромной конференции энтузиастов до регулярного авторитетного образовательного форума, привлекающего к себе широкое внимание общественности. И сегодня этот крупнейший общественный форум Якутии способствует укреплению и развитию взаимовыгодных отношений Церкви и образовательных учреждений. Педагоги по всей республике участвуют в благочиннических Рождественских чтениях. Узнавая друг друга, мы расширяем сотрудничество в области школьного образования — как уже неоднократно отмечалось, епархия предоставляет учебники на якутском языке для одного из модулей дисциплины ОРКСЭ — основ православной культуры, наши специалисты осуществляют методическое консультирование учителей, преподающих этот курс.
Рождественские образовательные чтения в Якутии сегодня отмечают свой маленький юбилей. Они плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией, Министерством образования и Департаментов по делам народов РС (Я), которое развивалось с 2004 года.
Молитвенно желаю всем организаторам и участникам настоящих Чтений, чтобы молитвами святого равноапостольного князя Владимира Господь ниспослал всем нам крепость душевных и телесных сил и Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах.
+ Роман, епископ Якутский и Ленский
12 декабря 2014 г.
г. Якутск