Захотят ли выпускники московского вуза послужить Церкви на краю света?
20 мая епископ Якутский и Ленский Роман встретился со студентами Православного института им. ап. Иоанна Богослова. Архиерей предложил молодым людям поучаствовать в деле развития и восстановления церковной жизни в Якутской епархии.
Беседу владыка начал с поздравления с наступающим днем памяти святого апостола Иоанна Богослова.
- Из своего опыта скажу небесный покровитель, особенно во время учебы, становится для каждого студента очень близким, духовным другом — с одной стороны, такое формальное название: «Небесный покровитель», а с другой стороны, во время учебы бывают такие ситуации, когда именно к нему обращаешься и именно от него получаешь помощь и утешение. Я рад, что ваш покровитель — апостол любви. Желаю вам подражать ему в богословии и верности Церкви.
Зачем архиерею встречаться со студентами?
Владыка назвал две цели встречи. Во-первых, приблизить Якутию к Москве.
- Год назад мы проводили подобную встречу в одном московском вузе, и студенты сказали мне: «Как хорошо, что мы с вами встретились! Мы думали, что Якутия — это заграница. А оказывается, это часть нашей страны». Они не были неграмотными, просто Якутия — очень далеко. И эта удаленность накладывает отпечаток на все, включая церковную жизнь.
Второй целью визита епископ Роман назвал развитие сотрудничества.
- Все вы — будущие специалисты. Мы готовы рассмотреть ваши пожелания сделать что-то полезное для Церкви в Якутии — в области миссии и просвещения.
Что Православие принесло Якутии?
Архипастырь напомнил, что Якутия — самый крупный по площади субъект Российской Федерации ( более 3 млн. квадратных километров), население — всего около 900 тысяч человек.
- Я совсем по-другому стал воспринимать понятие «много людей». На Кавказе или в Москве много — это несколько сотен человек на службе. А в Якутии — десять или двадцать уже много.
Между тем, якуты испытывают подсознательную благодарность Русской Церкви за принесение христианской культуры — книг (Библия и богослужебные книги на якутском языке), образования (создание якутской азбуки), первой газеты («Якутские епархиальные ведомости»).
Епископ Роман рассказал об основных направлениях деятельности епархии — открытие новых приходов, формирование общин, развитие семинарии, переводческая и издательская деятельность (отдельно владыка обратил внимание, что недавно изданные три тысячи экземпляров Библии для детей и полторы тысячи книг Божественной литургии на якутском языке уже разошлись, готовится переиздание)...
- Рассказываю не в качестве похвальбы, а чтобы вы это услышали и, может быть, подключились, - подчеркнул архиерей.
Специфика церковной жизни в Якутии: благодарить за молитву, молиться без священника...
Епископ Роман ответил на вопросы студентов. Особенно их заинтересовала специфика церковной жизни в далекой Якутской епархии. Включая вопрос о посте: молодые люди узнали, что рыбу в Якутии со времен святителя Иннокентия едят даже Великим постом.
Познакомились они и с другими особенностями якутской церковной жизни.
- Главная специфика — в конце вечернего богослужения сказать: «Спасибо, что вы пришли помолиться с нами», - ответил владыка. - На улице -54, а люди идут в храм. Услышав слова благодарности, они уходят счастливыми.
Вторая особенность церковной жизни в Якутии — богослужения мирянским чином, совершаемые в отсутствие священника, а священники есть далеко не во всех приходах.
- Люди сами читают Священное Писание, обедницу, часы — собираются в приходских домах или просто в местном ДК.
Особенности якутского менталитета, по рассказу архипастыря, оказывают влияние и на другие формы церковной жизни. Чем занята якутская православная молодежь?
Другой вопрос, заинтересовавших участников встречи — деятельность молодежных движений в Якутии. Осуществляются ли, например, паломничества по епархии?
- Я на сегодняшний день даже боюсь это слово - «паломничество» - произносить, - признался архипастырь.
Действительно, цены на внутренние перелеты по Якутии развить паломническую деятельность не позволяют.
Молодежные движения в епархии есть, в южных благочиниях — они инспирированы первым епархиальным молодежным съездом, состоявшимся два года назад. Их деятельность, рассказал владыка, в основном волонтерская. Основные проблемы обычные: нехватка кадров и специалистов.
- Заниматься некому. Потому что самому старшему приходу — двадцать лет. А остальные имеют меньшую историю. Приходы пока не могут родить иные формы служения, кроме богослужебной.
Миссионер приходит сам
Епархия, по словам епископа Романа, ведет активную просветительскую работу среди нецерковной интеллигенции: помимо принесения в храмы святынь (уже привозились в Якутию Моздокская и Почаевская иконы Божией Матери) в музеи республики привозятся экспонаты из церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии.
- Приходят люди не только церковные, но и только симпатизирующие или даже не знающие еще Православия.
При том, что церковно-государственные отношения в Якутии сложились рабочие, епископ Роман заметил, что хотелось бы развития и укрепления взаимодействия с научным сообществом.
Миссионер в Якутии должен идти к людям сам, подчеркнул владыка. Это связано с удаленностью и труднодоступностью населенных пунктов.
- Миссионер не должен ждать, когда к нему приедут. Нужно самому преодолевать эти сотни и тысячи километров. Здесь восхищает образ святителя Иннокентия, который сорок пять лет посвятил проповеди и передвигался совсем не на самолетах, а на собаках и оленях.
Решатся ли студенты Православного института пойти по стопам святителя Иннокентия — покажет время.