22 марта, в канун недели Крестопоклонной, в Преображенском кафедральном соборе Якутска совершалось Всенощное бдение. На утрене по установленной церковной традиции на середину храма был торжественно вынесен для поклонения Крест Господень.
«Начало традиции выноса Креста на середину храма было обсусловлено определенными историческими событиями, - епископ Роман в проповеди к собравшимся рассказал историю возникновения чина поклонения Кресту в третью неделю Великого поста. - В начале VII века в результате ирано-византийской войны Святой и Животворящий Крест Христов, который нашла святая равноапостольная царица Елена, был захвачен и вывезен из Иерусалима. Спустя более двадцати лет православный византийский император одержал победу и Крест Христов был возвращен в Иерусалим, в храм Гроба Господня. Это возвращение было торжественным, благоговейным и радостным.
Поклонение Кресту вошло в традицию и устав Иерусалимской Церкви, а поскольку иерусалимский устав был определяющий для всего богослужении впоследствии и до сего дня, то эту традицию устав церковный сохранил, и не только как воспоминание некогда бывшего события (в таком случае, остался бы только ритуал без внутреннего содержания и духа праздника). Именно в середине поста Церковь предлагает нам для поклонения Крест Христов, и в этом, думается, очень глубокая поддержка нас, совершающих великопостный путь.
Если внимательно всмотреться в себя, то мы увидим два оттенка.
Во-первых, усталости. Ведь прошло уже три недели, и человек, который внимательно и тщательно постился, может сказать, что устал, что силы ослабевают, что дух, кажется, иссякает.
Во-вторых, в своем сердце мы можем найти оттенок тщеславия, потому что иногда пост получается очень хорошо. Оглядываясь на окружающих, мы иногда ловим себя на мысли: "Мы то постимся получше других! У нас и молитв побольше, и воздерживаться от еды нетрудно!"
Думается, что вынос Креста Христова и призыв обратить наш взор на Христа, распятого на нем, есть утешение первым и обличение вторым. "Как же так? – говорит Церковь. – Ты устал поститься? А Бог, невинный, Которого мучают злодеи, страдает на кресте и умирает без ропота, без тени возмущения – Всемогущий Бог!"
А тем, кто начинает гордиться и превозноситься – урок жертвенности Христа Бога, Его снисхождения к человечеству и принесения там, на кресте, всемирном жертвеннике, искупления всего человечества, за каждого человека – и ни тени гордыни, ни тени превозношения, но смиренная жертвенная любовь даже до гроба.
Мы с любовью взираем на Крест Христов и на распятого на нем Бога, Который нас ради взошел на этот Крест – чтобы мы видели, как Бог страдает ради наших грехов, чтобы мы видели путь собственного исправления.
Если мы не сораспнемся со Христом, говорят Святые Отцы и церковные писатели, то не наследуем плодов Воскресения Его. А что значит, распяться со Христом? Что значит, нести свой крест? Это значит, со смирением, любовью и послушанием исполнять профессиональные, семейные и иные призвания и служения, которые мы добровольно берем на себя. Сораспяться Христу – значит, восстать против собственных грехов и пороков и милостью Божию, с надеждой на Его помощь победить эти греховные пристрастия и ошибки.
Мы с любовью кланяемся Кресту и просим сил духовных и телесных, просим мудрости у Господа и подателя жизни, чтобы не оставляло нас благоразумие, чтобы держаться срединного царского пути и, следуя за Христом, пройти весь путь Великого Поста и встретить Его, Воскресшего Победителя смерти, дарующего и нам надежду на Царствие Небесное. Аминь».