Владыка Роман: «Самое трудное – просить прощения»

28.02.2014
Владыка Роман: «Самое трудное – просить прощения»

Накануне Великого поста есть особый день - Прощеное воскресение. В этот день принято просить прощения у тех, кого мы, может быть вольно или невольно обидели. В этом состоянии примирения с ближними следует вступать в Великий пост, и в этом вообще заключается вся суть веры.

В этом году Великий пост продлится с 3 марта по 19 апреля. О том, как правильно поститься и для чего следует это делать, мы поговорили с епископом Якутским и Ленским Романом.

 

Десятина для Бога

«NV»: Владыка, наверное,  у многих вступающих в Великой пост, возникают сомнения: хватит ли сил. И главное сомнение вызывает, безусловно, отказ от определенной пищи, ведь еда – это та привычка, оказываться от которой тяжелее всего. Но ведь это не самое главное?

В.Р.: Перед тем как начинать поститься, любому человеку нужно выделить самое главное в посте: осознать его не просто как часть нашей жизни, а необходимейшую ее часть.

Помните, в Ветхом завете была заповедь о десятине? Суть ее состояла в том, что десятую часть дохода надо отдавать Богу через благотворительность.

Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней, и сорок дней поста – как раз и есть десятина от года. Господь призывает нас отдать ее Ему. Через что отдать? Как ни парадоксально – через работу надо собой. Господь просит нашего внимания через наше совершенствование. Эти сорок дней и Страстная седмица включают в себя большой комплекс: и гастрономические ограничения, и покаянные мотивы, и размышления, и созерцания, и исповедь, и чтение духовной литературы, и сознательный отказ от увеселений. Это период внутреннего напряжения, внутреннего очищения и поиска, которые достигаются через участие в великопостных богослужениях – особенно содержательных.

Человек, внимательно и сосредоточенно участвующий в великопостном богослужении, достигает очищения, освобождения, преображения и, в конечном итоге, встречи со Христом воскресшим.

Как вы правильно сказали, гастрономический пост – не самое главное в посте. Тем не менее, от желудка и состояния стола зависит и вся наша остальная жизнь. Плохо недоедать, но очень плохо и переедать. Вся жизнь от этого становится жирной, изобилующей пресыщением, что есть само по себе смерть. Так что гастрономическая часть – не главная, но необходимая.

«NV»: А как поститься в наших условиях, на севере, не имея нужного количества и качества продуктов?

В.Р.: Со времен святителя Иннокентия у нас, в Якутии, было позволительно вкушать рыбу в Великий пост, несмотря на то что по Уставу она запрещена. Связано это как раз с тем, что у нас нет такого количества овощей и фруктов, как в более южных широтах. Так делали и прежде жившие здесь архипастыри, так делаем и мы.

 

Самое главное – радость общения

«NV»: Подскажите, владыка, как поститься человеку, если он работает среди людей, не знающих, что среди них постящийся. Как соблюсти правила поста и не стать при этом белой вороной?

В.Р.: Очень хорошо, когда есть духовник – человек более опытный в духовном отношении, который может предложить наиболее короткий и естественный выход из трудной ситуации. Вы говорите как раз о случае, которые решаются совместно с духовником.

Какие тут могут быть выходы? Ну, например, есть не полный объем – если невозможно отказаться от какого-то продукта, съесть четвертую его часть, чтобы чувствовать недоедание. Но вообще этот путь – всегда индивидуальный и зависит от духовной стойкости человека.

С другой стороны, мы же с огромным восхищением смотрим на людей, которые во время рабочих перерывов или после рабочего дня идут в спортзал и бегают по дорожкам, качаются. Для чего они это делают? Ведь они выбиваются из общего ритма, заботясь о своем физическом здоровье. Если хотите, аскетические гастрономические ограничения – это тоже забота о здоровье.

«NV»: Бывает и такое, что и дома человек постится в одиночку, и это не находит понимания…

В.Р.: Это очень важная тема – взаимоотношения в семье, где не все понимают значение поста. Если один член такой семьи вдруг начинает ревностно поститься, это может вызывать даже раздражение. Здесь надо быть осторожным: ради любви к ближним стоит не проявлять особую ревность, тем более не понуждать «из-под палки» еще не пришедших к осознанию поста своих близких, родных, детей к его соблюдению. Мир, радость любви, радость семейного общения – это самое главное.

 

Развлечения - не вся жизнь

«NV»: Скажите, владыка, какими должны быть ограничения у современного человека? Как быть с просмотром того же телевизора, с общением в соцсетях? А кино, театры? Нужно ли отказываться от их посещения?

В.Р.: Желательно, да, ограничить или вообще уйти. Школьнику или студенту в период сессии не следует быть в соцсетях, ходить на дискотеки, потому что ему нужна максимальная сосредоточенность на учебе. Точно так же если мы хотим, чтобы для нас был максимально полезен пост, нам нужно постараться абсолютно воздержаться от интернета.

«NV»: Не означает ли это ухода от внешнего мира? Ведь человек фактически остается один на один с самим собой. Мало кто может почувствовать от этого радость…

В.Р.: Не стоит ставить соцсети во главу всей жизни. И вообще развлечения – не суть всей жизни, а лишь маленькое дополнение к ней. Есть иные радости общения – радость семейного общения, радость дружбы… Увеселения уходят, а эта радость остается.

 

Простить и попросить прощения

«NV»: Перед началом Великого поста есть особый день – прощеное воскресенье. Почему и для чего так важно простить других и просить прощения самому? Как это сделать искренне? Как это сделать перед тем человеком, который может быть тебе неприятен, и что делать, если он тебе не ответит?

В.Р.: Со временем, с возрастом все мы становимся одержимыми гордыней, ощущением собственной значимости и нам становится все сложнее сказать «извини», тем более - «прости».

Появление Прощеного воскресения накануне Великого поста исходит из Евангельских слов: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:21-24). Через примирение с ближними мы вступаем с ними в доброе соработничество, приобретаем в них братьев и сестер, потому что мы все таковы для Бога. Примирение – это первый шаг духовного оздоровления. Невозможно говорить о каком-то духовном пути, если внутри жжет обида от оскорбления или злость на другого человека. Не нужно бояться показаться трусливым и слабым в глазах другого. Напротив – только сильный духом человек может первым пойти навстречу и протянуть руку.

Какими бы мы расцерковленными и далекими от веры ни были, все-таки большинство понимает: умиротворение, дружба, восстановление человеческого общения – это одно из основополагающих явлений в жизни.

«NV»: Важно ли, прося прощение, получить его – или достаточно просто попросить простить?

В.Р.: Я думаю, что это не самое главное. Кто-то, может быть, еще не дорос, а кого-то, возможно, мы слишком сильно уязвили и обидели, и прощение нужно еще и заслужить. Есть ошибки в нашей жизни, которые исцеляются не одним словом «прости» и не одним месяцем, а годами. Конечно, это должно нас насторожить, и нужно постараться в ближайшее время все же уладить эту ссору.

«NV»: Есть люди, перед которыми хочется просить прощения всегда - наши умершие родители. Они уходят, а ты остаешься с чувством, что не сделал и не сказал того, когда это еще можно было сделать.

В.Р.: Да, действительно, эти чувства очень сильно обостряются после смерти родных. По сравнению с нашими усопшими сродниками мы находимся в более выгодном положении: они уже находятся в ожидании решения о них Господа Страшного частного суда, а наши молитвы Господь все еще может принимать. Поэтому нужно больше и чаще молиться о них, подавать милостыню в честь них. Так мы искупим вину, которая, быть может, есть в нашем сердце.

 

Молитесь – вас слышат

«NV»: Ранее вы говорили, что пост без молитвы – простая диета, дело неполезное и даже пагубное. Как делать это правильно, чтобы быть услышанным Богом? И нужно ли ждать подтверждения того, что ты услышан?

В.Р.: Не стоит. Можно обмануться, принять какие-то свои субъективные чувства за ответ Бога и через это впасть в гордыню: вот, мол, со мной Бог беседует. Когда Богу нужно что-то сообщить вам, Он найдет средства, как это сделать.

В молитве очень важна сосредоточенность на тех словах, которые мы произносим. Самое главное – собрать свой ум воедино, вдумываясь в текст, который читаешь. Это очень сложно сделать, ведь в течение дня мы заняты самыми разными событиями и эмоциональными переживаниями. Это сложно, но возможно и полезно. Иные нецерковные люди назовут это медитацией. А мы говорим, что это сосредоточенность на духовной теме, на теме переживаний Бога, на теме обращения к Нему.

Суть не в количестве прочитанного, а в умении пережить его и воспринять. Молитвы писали богомудрые мужи, высокодуховные люди, они преложили в эти слова свой плач. Наша задача – постараться пережить как свои собственные.

Набор молитв очень простой – утреннее и вечернее правила, чтение Священного писания. И, конечно, посильная молитва Иисусова. Часто ее боятся, но она самая удобная для чтения и в течение дня, и в рабочее время, и в дороге. «Господи, помилуй» или «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного», - маленькая, но глубокая и сильная молитва – сильная Силой Того, к Кому мы обращаемся.

 

«Боже, дай мне, если мне это нужно»

«NV»: В минуты, когда особенно тяжело, мы часто даже не осознанно обращаемся к Богу с просьбой о помощи. Нужно ли именно просить помощи или достаточно попросить у него прощения?

В.Р.: Не случайно среди молитвословий, которые мы совершаем, есть молитвословия так называемые благодарственные или славословные, в которых мы прославляем Бога и благодарим его за благодеяния. Но очень часто в молитвах же мы обращаемся с прошением о том, что мы хотим у Господа испросить.

Если взять классические молитвы, написанные в молитвословах, то там выражены и вполне определенные прошения к Богу, они универсальны и подходят абсолютно для всех людей, для каждого являются злободневными и необходимыми. Это прошения об оставлении грехов, безгрешной жизни, светлых мыслях, любви к ближнему.

Но есть моменты, которые переживает каждый человек – сугубо личные просьбы и  необходимые нужды. О них нужно говорить своими словами.

Самый глубоко верующий человек скажет: Господи, если мне это нужно, помоги, дай мне это. Но на это нужно иметь высокую степень духовной твердости и понимания, доверия к Богу, которое должно быть полным.

Человек, который совершает первые шаги в вере, скорее всего, скажет: «Господи, дай мне машину, квартиру, работу…». Просить можно, чего угодно. Другое дело, что Господь даст нам только то, что на самом деле нам полезно.

Каждый человек миллионы раз в своей жизни удостоверяется в том, что Господь ему помогает – например, через святых угодников Божьих и благочестивых людей. Бог как мудрый учитель, как педагог с большой буквы понимает, что необходимо каждому из нас. Смириться с этим  сложновато, но нужно. Тогда между Богом и нами будет присутствовать доверие, и мы получим и воспользуемся тем, что Он нам даст.

 

Получить облегчение в сердце

«NV»: Владыка, перед Великим постом скажите напутственное слово нашим читателям.

В.Р.: Все, о чем мы сегодня говорили, имеет не отвлеченный характер. Реальную пользу от переживания поста человек ощущает только когда пройдет весь этот путь. Тем, кто уже созрел до него, рекомендую его пройти так, как предлагает Церковь. Вы получите удивительное облегчение и в сердце, и в теле, и в мыслях. Это уникальное состояние, которого можно достигнуть только через опыт переживания поста – в конечном итоге мы обновленными встретим воскресшего Христа, и Он будет царствовать в нашем сердце и управляет нами. Я желаю, чтобы как можно больше людей, читающих нас, услышали и пошли вслед за Церковью к воскресшему Христу.

Беседовала Марина САНТАЕВА

www.nvpress.ru