В Вербное воскресенье владыка Роман попросил верующих провести дни Страстной седмицы в молитве

28.04.2013
В Вербное воскресенье владыка Роман попросил верующих провести дни Страстной седмицы в молитве

«На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати», – этот кондак вместе с тропарем двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим многократно повторялся в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе вечером 27 и утром 28 апреля. Праздничное всенощное бдение и Божественную литургию здесь возглавил епископ Якутский и Ленский Роман.

Владыке сослужили:  ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз),секретарь Якутского епархиального управления иеромонах Никандр (Горбатюк), настоятель Градоякутского Преображенского кафедрального собора протоиерей Сергий Клинцов, ключарь кафедрального собора иеромонах Иларион (Варежкин), ризничий собора протоиерей Сергий Колесников, руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Антоний Попович, преподаватели семинарии иерей Андрей Смирнов и иерей Сергий Зраев, иеромонах Даниил (Машарский); иеродиаконы Симеон (Березкин) и Роман (Сокольников).

На малом входе за усердные труды на ниве церковного просвещения Преосвященный владыка Роман наградил правом ношения набедренника и камилавки преподавателя Якутской духовной семинарии священника Сергия Зраева.

О входе Господнем в Иерусалим за 400 лет до этого события – одного из самых главных в земной жизни Иисуса Христа – писал пророк Захария. В этот день Церковь вспоминает, что множество людей, собравшихся в Иерусалиме на праздник Пасхи, встречали Его как Мессию, как пророка из Назарета и великого чудотворца, ведь то, что воскрешение четверодневного Лазаря, «который уже смердел», – чудо, не вызывало сомнений ни у кого. Как пишут евангелисты, весь Иерусалим пришел от этого в смятение.

Взрослые и дети пели Христу «Осанна!» (дословно – «Спасение с небес») и устилали Его путь своими одеждами и ветвями финиковой пальмы (вайи). Отсюда – второе название праздника: «Неделя ваий», в России – «Вербное воскресенье», поскольку за неимением ваий мы приходим в храм с вербой, распускающейся раньше других деревьев.

Выход священнослужителей в этот день с вербой и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Как и две тысячи лет назад, мы встречаем невидимо грядущего Господа и приветствуем Его – победителя смерти. Как сказал один из великих подвижников ХХ века, святитель Лука Крымский, «Христос сделал предупредительный удар в дверь ада, воскресив Лазаря из мертвых». Ведь Он не просто воскресил недавно умершего человека, но восставил четверодневное мертвое тело, которое уже разлагалось, чудесным образом возвратив его к жизни, воззвав от уст смерти и ада.

А дальше в Священном Писании повествуется о том, что буквально пять дней спустя те же люди, которые встречали Господа, ликуя, уже кричали Пилату: «Распни Его!» Что же случилось? Почему люди так радикально поменяли свое отношение, и те, кто возносил хвалы – «Осанна сыну Давидову!», «Благословен Грядый во имя Господне!», теперь осуждали его на смерть?

Народ, порабощенный Римом, ждал освободителя, надеясь, что этот пророк из Назарета придет как великий победитель, воссядет на коня, торжественно, как триумфатор, въедет в Иерусалим, разбив римское войско и избавив землю от оккупантов.

Но Христос кротко въезжает в великий город на молодом осленке. Не на коне, поскольку на Востоке это символ войны, а на осле – животном мира. Христос не входит в Иерусалим с гордо поднятой головой, он сидит на осле и… плачет об этом великом городе. Ибо знает, что мало осталось Ему. Ибо не принял, не узнал, не увидел Его – истинного Царя иудейского – Иерусалим. «Здесь предан будет Сын Человеческий; и осудят Его на смерть, и предадят Его народу на поругание, и биение, и пропятие» (Мф. 20, 18, 19).

Святитель Амвросий Медиоланский, однажды проповедуя в храме людям, пришедшим с ветвями финиковой пальмы, призвал всех к тому, чтобы наша радость всегда была истинной, чтобы она не претворилась в измену и предательство, чтобы наша «Осанна!»  не превратилась в «Распни Его!» Все мы должны помнить, что Христос и есть то самое древо, от которого отламываются ветви, все праведники, вся святость мира исходят от Бога. Христос пришел в этот мир не как царь, но, по свидетельству Писания, тихо, кротко, так что «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Исаия 42:1-4).

Именно к этому – вспомнить в грядущие дни Страстной седмицы, зачем Господь Бог пришел на землю и вочеловечился, ради кого Он смертию Своей победил смерть, – призвал прихожан в своей проповеди епископ Якутский и Ленский Роман.

Он напомнил, что уже завтра начнутся дни, именуемые великими – Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда… Церковь называет их так не потому, что они значительны сами по себе, но потому что в это время происходит исполнение замысла Божия о спасении человечества. «Пусть милостью Божией все мы пройдем дни наступающей Страстной седмицы и вместе с Господом мысленно (а по-другому мы не можем!) разделим Его переживание и страдание. Будем молиться и верить, что Господь – победитель смерти – победит и наши грехи, и наши пороки», – пожелал владыка. Добавив, что, по сравнению с современниками Христа, мы более счастливые, ведь нам открыто, что Господь добровольно выбрал страдание и смерть, основой, причиной которых явилась Его любовь ко всем людям – к Своему творению. Христос пришел, чтобы искупить всех и каждого от смерти, от греха, от проклятия и порока. И нам нельзя забывать об этом.  

«Мы сегодня так же, как ученики Христовы и жители града Иерусалима того времени, радуемся пришествию Господа, держа в руках зеленые распустившиеся веточки вербы – как знак новой жизни, как символ воскресения. Сегодня мы освятили их молитвой, прикосновением святой воды, и вы понесете их в свои дома. Помните, что каждая веточка – святыня, которая верующего, молящегося человека охраняет, поддерживает и покрывает, и относиться к ней надо с благоговением, любовью и благочестием», – напомнил архипастырь.

Благословляя присутствующих в храме, правящий архиерей еще раз попросил всех воздерживаться в дни Страстной недели, совпадающими с первомайскими праздниками, от буйного веселья, уклоняться от пьянства и тем паче не допускать непотребного поведения, ибо «время это – великое и святое, потому что Сам Бог в эти дни ради нас страдает, совершая величайший подвиг искупления».  

Поздравляя с великим двунадесятым праздником – Входом Господним в Иерусалим, Вербным воскресением, епископ признался, что ему радостно видеть такое множество людей: «это свидетельство нашего единодушия, нашей общей молитвы». Владыка поприветствовал находящегося среди прихожан главу города А.С. Николаева, благословив его на паломническую поездку на святую гору Афон, одно из величайших и святых мест на земле, пожелав благодатного паломничества и попросив его помолиться на Афоне о всех горожанах.