Великий пост: суровый и прекрасный

16.03.2013
Великий пост: суровый и прекрасный

«Все! С завтрашнего дня у меня - Великий пост», - ежегодно объявляем мы самим себе и близким, помня о том, что впереди семь недель самого долгого и строгого поста.

Вероятно, еще и потому многие воспринимают эту духовную десятину как ежегодную суровую неизбежность. Настолько суровую, что сравнивают его... со своей личной Голгофой.

А может ли Великий пост быть праздником? Об этом я поинтересовалась у  секретаря Якутского епархиального управления иеромонаха Никандра (Горбатюка).   

 

- Великий пост - это красивейшая пора годичного круга. И все, что сопутствует этому - богослужебные тексты, песнопения, сама атмосфера Церкви и лица людей в храмах - говорит о величайшем торжестве.

Великий пост - период, конечно, строгий, но один из моих любимых. Более красивых богослужений, чем те, которые совершаются в это время, я не встречал. В его первые дни читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского - текст необычайно мощный, глубоко пережитый самим автором. Слушая его тропари и обращения к Богу, ты изумляешься самой мысли: вот, человек, написавший это, жил в VIII веке.  А ты живешь в XXI веке, но именно сейчас эти покаянные слова звучат как никогда актуально.

Голгофа?.. Думаю, что это зависит от нашего личного отношения к посту. Если мы решили устроить некое гастрономическое состязание с самим собой - вот в прошлом году я смог отказаться от мяса, а в этом постараюсь от молока, и при этом упустим из виду духовную составляющую поста, - то, возможно, тогда он и впрямь станет для нас нашей личной Голгофой.

Иногда в храме ко мне подходят девушки. Просят: «Отец Никандр, вот наступает Великий пост. Я тоже хочу попробовать. Благословите!» Но для чего пробовать-то? Ведь в пост человек должен вступать, понимая, зачем он это делает. Для своей души! Чтобы освободиться от греховных тяжестей и нехороших поступков - как телом, так и душой...

Кто-то из святых отцов, подвижников благочестия, однажды привел такой пример: когда птица слишком упитана - ей тяжело подыматься в небо. Крыльями машет, но от земли далеко не отрывается. Так и в жизни! Если человек не старается освободиться от привычек вредных, но уже устоявшихся и приятных, ему, как той птице, трудно подняться к Богу,  духовно к нему прийти.

- Отец Никандр, если понимать пост, как время добровольных жертв, то все-таки в чем должна состоять главная жертва?

- Ну, конечно, не в пище только. Ведь Спаситель не спрашивает, сколько и чего мы съели. Он не спрашивает, постились мы или нет, молились или нет, читали правило или нет. Он говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25; 35-36)... О чем это Он? Любовь к ближним - вот чем в первую очередь спасается человек. Именно на это указывает Спаситель. Что мы сделали для них, своих ближних и дальних? Вот какими вопросами мы должны задаваться в эти дни!

Тем более что и в древности Церковь давала послабление во время поста. Например, больным, потому что сносить болезнь - это порой тяжелее, чем держать пост.

Иногда приходится слышать: «Я вот в больнице лежу, но хочу еще и пост держать. Благословите!» Я в таких случаях отвечаю: «Ваши болезни победить намного сложней!» И уж, конечно, таким людям пост не будет во спасение, не станет той жертвой, которую надо понести за прожитый год. Уже то, что Господь посетил человека болезнью, испытывая, таким образом, его веру, сподвигает его на некий подвиг. И тут надо быть благоразумным.

- Люди сейчас грамотные, в курсе всех своих проблем со здоровьем. Знают, что можно, что нельзя. Может ли сам человек определять, какие продукты ему «показаны», а какие нет?

- Если мы сами начнем устанавливать себе рамки, то можем далеко зайти. Этот вопрос - положено послабление или нет - надо решать только со священнослужителем. В идеале, со своим духовником.

Но даже если его нет, наверняка, есть священник, который уже не раз принимал у вас исповедь. Придите к нему и объясните, почему вы хотите взять благословение на послабление поста. Священник оценит, насколько оно необходимо.

- А как поступить тем людям, которые живут в районах, где священников нет?

- Зато есть мобильные телефоны. А в епархиальном управлении - «телефон доверия». Всегда можно позвонить, связаться со священнослужителем. В крайнем случае, обратиться к старосте своего прихода.

Если мы начнем сами выбирать, в чем себя ограничивать, а в чем нет, не обращаясь за советом к священнослужителю, то получится, скорей всего,  так, как это бывает порой в гостях. Приходит постящийся в гости. За стол садится и думает: «Ну не буду же я всем объяснять, что пощусь. Ладно, возьму один кусок мяса!». А потом рука тянется за вторым и третьим...

- А можно ли в пост входить поэтапно, что очень важно для начинающих?

- Думаю, что да. Например, для начала отказаться только от мясной пищи, оставив в меню растительную и молочную. Получится половину поста продержаться, можно к Страстной седьмице попробовать и от молочных продуктов отказаться. Не получится - ничего! Значит, на следующий год попробуете. Главное, не бросаться в омут с головой, а то можно не только здоровье, но и дух подорвать.

Так и детей к посту нужно приучать. Нельзя ребенка взять и разом посадить на постную диету - с нынешней школьной нагрузкой. Так можно отбить у него всякое желание поститься в будущем.

-  Наша жизнь - сплошные коррективы. Это юбилеи, дни рождения в Великий пост, на которые зовут и сложно бывает не пойти, чтобы не обидеть хозяев...

- Если пригласили на юбилей и мы знаем, что отказ закончится раздором, то пойти надо. Если стол окажется скоромным, можно просто посидеть и порадоваться за юбиляра. А можно не постесняться и заранее попросить хозяев приготовить что-нибудь постное. Впрочем, сегодня наш рацион стал настолько разнообразным, что на любом торжестве можно найти блюда, которые помогут пост не нарушить. И остаться с близкими, с которыми мы должны быть и в горе, и в радости.

Если мы все же не смогли ограничить себя в пище, думаю, вполне можно ограничить себя хотя бы в увеселительных мероприятиях.

Например, мы привыкли смотреть телесериал, который идет в определенный час. Или регулярно зависаем в социальных сетях. А что нам мешает, уже взяв послабление в пище и позволяя себе не строго держать пост, попробовать хотя бы от них отказаться  на этот период? Это будет тоже пощение и подвиг! Ведь социальные сети и ТВ давно стали частью нашей жизни. И они так искушают нас...

- Сложно выпадать из жизни...

- И не надо! Я и в пост стараюсь следить за всеми новостями - церковными и светскими. Хочется быть в курсе, что происходит в мире.

В период поста многие храмы переносят богослужение на более позднее время, чтобы дать возможность принять в них участие всем, кто работает допоздна. Но даже если вы все-таки не успеваете, скачайте в Интернете текст Покаянного канона преподобного Андрея Критского. И даже если не успели на богослужение, прочтите его дома по частям, как читает святая Церковь. Это будет тоже подвиг.

Если ты не успел на богослужение в храм, то займи свой ум чтением богослужебных книг и текстов, которые читаются раз в год, в Великий пост. Если  решил ограничить просмотр ТВ и Интернет, усиль чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. 

- Отец Никандр, что делать тем, кто не выдержал - сорвался?..

- Если мы что-то позволили себе вкусить - ну что делать, нужно начинать по новой. 

Великий пост - это пора, когда мы должны не просто ограничивать себя в пище и увеселениях, но и как можно чаще ходить на исповедь, просить прощения, приступать к святой чаше. И даже если оступились во время поста, что, кстати, бывает часто, поскольку искушений и соблазнов вокруг множество, - надо идти дальше... 

 

Елена ВОРОБЬЕВА