«Великий пост – время преображения души и очищения тела»

08.03.2014
«Великий пост – время преображения души и очищения тела»

3 марта у православных христиан наступил Великий пост – семь недель воздержания от излишеств в пище и делах, каждая из которых по-своему наставляет нас совершенствоваться духовно и телесно и готовит к встрече с величайшим христианским праздником – Пасхой. Более подробно об особенностях Великого поста, как правильно его соблюдать и о его значении в жизни православных христиан нам рассказал секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк).

 

- Расскажите, почему этот пост называется Великим?

 - Великий пост получил свое название благодаря тому, что он самый продолжительный в году и самый строгий с точки зрения церковного устава.  Все богослужения Великого поста пронизаны этой строгостью – храмы облачены в темные цвета, в будние дни мы слышим монотонные пения, а не нотные праздничные пения, которые мы можем услышать на богослужении на протяжении иных, праздничных седмиц. Темные одежды священнослужителей также напоминают об этом особом периоде постного говения, готовящего нас к празднику Светлого Христова Воскресения.

- Расскажите про каждую неделю Великого поста.

 - Особо строгие недели Великого поста – первая, в которую мы уже вступили, четвертая (Крестопоклонная) и последняя – она называется Страстной, и в течение ее мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его переживания, Его Страдания, смерть и погребение. После Великих дней наступает Пасха – Светлое Христово Воскресение

Первое воскресенье (по-славянски – неделя) Великого поста называется Торжество Православия. В эту неделю мы вспоминаем победу над иконоборчеством. Носители этого ложного учения уничтожали иконы, попирали святыни и святые мощи. Почитание святынь окончательно восторжествовало в 843 году в Константинополе, и именно это событие мы вспоминаем в первую неделю Великого Поста. В этот день после Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. На середину храма (в том числе и нашего кафедрального Преображенского собора) выносятся почивающиеся в нем святыни – частицы мощей, иконы Спасителя и Божией Матери. Совершается молебное пение с особыми прошения и молитвословиями о Церкви и Святейшем Патриархе.

Вторая неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе. Святитель Григорий прославился своим богословским учением о Божественном Нетварном свете – свете, в котором Господь просиял в момент Преображение на горе Фавор. Святитель Григорий учил, что каждый из нас призван к тому, чтобы в будущем постараться уподобиться святым угодникам Божиим, достигнуть хотя бы малой толики их святости, которая есть отблеск того же света – нетварной славы Божией. И все творения Григория Паламы пронизаны этим Божественным светом.

Третье воскресенье называется Неделей Крестопококлонной и посвящена Кресту Господню. В середину храма выносится для поклонения Крест, украшенный по обычаю цветами. Церковь предлагает нам взглянуть на Крест Христов как невинное страдание, невинная смерть, принесенная за все человечество.

В течение всей следующей недели Крест будет находиться в центре храма, и богослужения и песнопения напоминают о том, что лишь через страдания можно достигнуть Пасхи и Воскресения – Сам Господь показал нам это Своими крестными страданиями. Всем Великим постом Он как бы напоминает нам еще раз: «Посмотрите все: для спасения каждого из вас Я должен был отдать Свою кровь на кресте».

Нам бывает тяжело справиться с постным испытанием. Тогда мы опускаем руки  и  думаем: «Я уже две недели постился. Может, я позволю себе немного расслабиться? Побольше и посытнее поем, ослаблю молитву, поменьше почитаю Священное Писание и Святых Отцов…». А Церковь указывает: Крест лежит на середине храма, посмотри на него, опомнись, отрезвись, вспомни, какой жертвой было достигнуто твое спасение, через что пришлось пройти Христу, чтобы получить спасение для всего человечества!

Четвертая неделя посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, написавшего известнейший труд «Лествица». В этой книге рассказывается о лестнице добродетелей, ступени которой возводят нас к небу. На каждой ступени своей лествицы Иоанн Лествичник помогает духовными наставлениями человеку, стремящемуся подняться от своих грехов.  

Доступным языком преподобный Иоанн описывает и падение человеческое, и пути если не избавления от того или иного греха, то по крайней мере ограждения от уныния. Святой Лествичник все это пережил сам и в книге делится своим опытом со всеми нами. Поэтому это творение, хотя и было написано много веков назад, остается актуальным и в наше время. Церковь предлагает в течение Великого поста прочитать этот труд.

В пятую неделю мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Место этой святой в Церкви уникально. Чтение ее жития входит в богослужебный круг  пятой недели Великого поста – в среду перед воскресеньем памяти преподобной Марии оно читается вместе с Великим Покаянным каноном преподобного Андрея Критского.

Мария Египетская была девушкой легкого поведения. Однажды она увидела большой корабль, собиравшийся отплывать в Палестину. Она решила взойти на это судно, чтобы удовлетворить свою похоть с плывущими на нем людьми. Оказавшись на Святой земле, девушка увидела, что народ в огромном количестве движется в храме Воскресения Христова, ко Гробу Господню, и захотела тоже туда войти. Но сила Божия не пустила ее в храм. Мария несколько раз пыталась войти в церковь – и несколько раз неведомая сила преграждала ей путь.

И тогда произошел переломный момент в ее жизни: она поняла, что совершила нечто страшное и вся ее жизнь была прожита напрасно. Потом она удалилась в пустыню, провела там не один десяток лет и поведала историю своей жизни преподобному старце Зосиме.

Житием Марии Египетской Церковь напоминает: Господь пришел на землю не ради праведников, а ради грешников. На примере Марии Египетской мы видим: как бы глубоко человек ни пал, если он приходит с чистосердечным раскаянием, то он всегда будет услышан и прощен Богом.

За день до недели Марии Египетской, в субботу пятой недели Церковь восхваляет Пресвятую Богородицу. В честь этого пятницу на вечернем богослужении читается дивный акафист с припевом: «Радуйся, Невеста Неневестная».

Через неделю празднуется память воскрешения Господом Его ближайшего друга, праведного Лазаря Четверодневного – Лазарева суббота.

Об этом событии мы читаем в Евангелии от Иоанна. Лазарь умер и уже был погребен своими сестрами, Марфой и Марией, в гробнице в их родном селении Вифании. Христос, узнав о смерти друга, направился к его гробнице. Там Он, воплотившийся Бог, проявил человеческое чувство – заплакал. Он просит открыть гробницу, но ему отвечают, что с момента смерти Лазаря прошло несколько дней и его тело уже разлагается. Но Господь снова приказывает открыть гробницу. Израильские гробницы представляли собой пещеры, высеченные в скале, и прикрытые огромным камнем. Камень с трудом откатывают от гроба Лазаря и Господь зовет: «Лазарь, выйди!» - и Лазарь по зову Христа воскрес и вышел, покрытый пеленой.

Свидетелями этого события было множество людей. Весть о воскресении Лазаря разошлась по всей Иудее. На следующий день, когда Господь входил в Иерусалим, все встречали его с пальмовыми ветвями («вайи»), постилали ему одежды, восхваляли его как царя и  восклицали «Осанна в вышних» («Слава господину»), потому что Христос на их глазах воскресил человека. Мы вспоминаем эту встречу в шестое воскресенье Великого поста, на следующий день после Лазаревой субботы – в праздник Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, или неделя Ваий, Цветоносная.

На следующий день, в понедельник, начинается Страстная (от слова «страсти», «страдания») неделя. Она посвящена последним событиям жизни Христа, и все дни ее именуются Великими.

В эти дни Господь страдал не только физически, но и душевно – когда Его предал ученик, Иуда, когда Его, Царя мира, привели к нечестному земному правителю Пилату, когда Он был совершенно не справедливо осужден и затем пригвожден ко кресту.

Церковь предлагает нам в эти дни пострадать вместе с Христом через песнопения, молитвословия, чтение Священного Писания.

Особенно сильны переживания Страстной седмицы в Великий четверг.

На утреннем богослужении вспоминается величайшее событие в истории человечества: Христос установил Святую Божественную Евхаристию, Святое Причастие, Таинство соединения с Ним через хлеб и вино, непостижимым образом преложенным в Тело и Кровь Его. Евхаристия совершается по сей день во всех храмах мира на каждой Божественной Литургии.

На вечернем богослужении в Великий четверг читаются Двенадцать Страстных Евангелий, посвященных страданиям Христа. Все люди на этом богослужении  стоят с зажженными свечами и после прочтения Страстных Евангелий не тушат огонек, а  стараются  в самодельных фонариках донести его до своих жилищ, зажечь от него свои лампады и свечи, чтобы этот огонек  теплился в домах до Светлого Христова Воскресения. Есть еще традиция выжигать этим огоньком крест над входом в дом.

В Великую пятницу Страстной недели на середину храма выносят Святую Плащаницу – изображение лежащего во гробе Спасителя. На вечернем богослужении Святую Плащаницу обносится вокруг храма и совершается Чин ее Погребения.

Суббота Преблагословенная, последний день Великого поста, напоминает о пребывании Христа во Гробе. На исходе этого дня жены-мироносицы направились к гробу Христа, увидели, что камень отвален от гробницы и в ней нет тела Христова. Наступает самое величайшее событие, к которому мы готовимся во время Великого поста – Светлое Христово Воскресение.

- Чего нельзя есть в Великий пост?

- Первая неделя Великого поста по монашескому уставу – это сухоядение. Братья монашествующие стараются в эти дни не вкушать ничего, кроме воды и сухарей, до вечера среды, а по некоторым уставам даже до пятницы. И только в пятницу первой седмицы после литургии Преждеосвященных даров и освящения колива (каша из разваренных зерен пшеницы с медом) монахи в первый раз  вкушают пищу.

Православные миряне тоже стараются строго подходить к первым дням Великого поста и на протяжении первой недели  готовят пищу на воде без употребления масла.

В Великую пятницу не едят до выноса Плащаницы.

В Великий пост мы отказываемся от мясных и  молочных продуктов, яиц и рыбы. Но два раза в Великий пост – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (в 2014 году – 13 апреля) - позволительно вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Но при этом следует учитывать географическое положение: например, у нас, в Якутии, зима – девять месяцев, и нет большого выбора овощей и фруктов. Поэтому в некоторых случаях наши священники снисходительно относятся к прихожанам и позволяют ослабить пост.

Не может идти и речь о строгом соблюдении поста беременными женщинами и больными. Но решать этот вопрос надо не самовольно, а с благословения священника – духовника.

- В чем смысл соборования, совершаемого в Великий пост?

- Соборование, или Елеосвящение – одно из семи Таинств, в котором призывается благодать Божия. Об этом Таинстве упоминает Апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15). Разные части тела болящего семикратно помазываются, и через это помазание человеку преподаются благодатные дары Духа Святого, благодаря чему он получает исцеление – как душевное, так и телесное.

В этом Таинстве также прочитываются особые молитвы, семь чтений из Посланий Святых Апостолов, семь чтений из Евангелия, особые молитвы, призывающие помощь Божию на страждущих и болящих людей.

По традиции в соборовании должны участвовать не менее семи священников, но в маленьком городе или селе соборование может совершить и один священник.

Как правило, Таинство Елеосвящения совершается, действительно, во время Великого поста. Объявление о соборовании будет в каждом храме, например, в нашем кафедральном Преображенском соборе Таинство будет совершаться еженедельно по четвергам. Любой желающий может приступить к нему, чтобы исцелиться от телесных и душевных недугов.

- Правда ли что при соборовании прощаются грехи,  которые забыли сказать на исповеди?

- Существует богословское толкование, что при соборовании также прощаются невольно забытые нами грехи. Но здесь сразу надо сделать отступление. При соборовании прощаются грехи, забытые  нами по нашей человеческой немощи, а не замолченные на исповеди по нашему лукавству, стыду или гордости, которая не дает нам искренне раскаяться и честно признаться священнику в тех или иных проступках.

- Какие молитвы читать во время Великого поста?

-  Весь Великий пост пронизан мотивом покаяния и смирения. Мы не ослаблять свое правило, которое естественно для  каждого православного христианина – утренние и вечерние молитвы. Кроме того, православные христиане в великопостный период стараются особо усилить свои молитвы чтением Псалтыри.

Церковь призывает в эти дни как можно чаще читать Священное писание: хотя бы по главе в день из Ветхого Завета, из Нового Завета, из Посланий Святых Апостолов.

Священники советуют Великим постом читать святоотеческие труды – уже упомянутую «Лествицу» Иоанна Лествичника, Авву Дорофея и других угодников Божиих.

Иными словами, в этот период необходимо просто больше уделять внимание чтению духовной литературы.

Юрий Аксаментов

газета «Эхо столицы»,  №25 (2250) от 7 марта 2014