Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского завершилось в храмах Якутска вечером 26 февраля 2015 года — в четверг первой седмицы Великого поста. В Градоякутском Преображенском кафедральном соборе в эти дни канон читал епископ Якутский и Ленский Роман.
Во время богослужений архиерей обращался к пастве со словами проповеди:
- «Откуда начну окаянного моего жития деяний? Какое начало положу нынешнему моему рыданию?» - первые слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который Святая Церковь вот уже более чем тысячу двести лет предлагает верным чадам своим в первые четыре дня Великого поста.
Вспомним, кто такой был преподобный Андрей. Подвижник благочестия, гимнотворец, он жил в VIII век. Удивительно начало его церковной жизни. Он родился немым, впервые заговорил после первого Причастия, в семь лет. Благочестивые родители, видя исключительное чудо Божье, явленное в его жизни, посвятили его служению церковному. В четырнадцать лет он становится монахом в Иерусалимском Святогробском братстве, где подвизается долгое время. Через двадцать лет он посвящается в сан епископа острова Крит. Человек глубокой веры, высокой аскетической подвижнической жизни, изящный богослов. Именно его творения легли в основу богослужебной книги Октоих, составленной другим подвижником — преподобным Иоанном Дамаскиным. Эти песнопения исполняются ежедневно.
Почему именно Великий покаянный канон избрала Церковь для чтения в начале Великого поста? Суть великопостного времени — привести нас к состоянию покаяния, в котором мы бы решительно освободились от греха и его последствий в собственной жизни. Покаянный канон Андрея Критского — это молитвенный плач души, ищущей этой новой жизни, он создает тот необходимый мотив, который бы настроил нас на все последующие дни Великого поста.
Не спеша, мирно и глубоко мы читаем эти слова и обращаемся к Господу с многократным припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!».
Неужели Он не слышит нашего первого «помилуй»? Нет, Он слышит и знает, Он не жестокий судия, а Любовь, Которая простит нам все. Это мы, по-человечески затвердевши в грехе, нуждаемся в многократном повторении этих слов. С каким чувством и каким осознанием мы должны их повторять! Один подвижник Церкви Христовой говорит, что мы должны произносить их так, как говорит их преступник, обреченный на казнь. Мы ведь много грешим, и за эти грехи должны быть много наказуемы от Бога. Только Его милосердие прощает нас. Но чувство вины перед Богом, покаянный настрой должен быть именно такой мы достойны наказания, но Ты, Господи, помилуй нас!
***
Доброе начало, как говорят в народе, есть половина успеха дела. Поэтому так глубока, длительна и трогательна молитва в первые дни Великого поста. Смысл Покаянного канона преподобного Андрея Критского — показать духовную мудрость, идущую от Самого Христа истину о том, что грех, какой бы он ни был, как тяжело бы он ни был укоренен в нас, какие бы последствия он ни имел, побеждается покаянием. Свидетельство тому — во многих угодниках Божиих, начиная с библейских подвижников, имена которых мы слышали.
Мы должны возбудить в себе покаянное чувство во время поста. Вы мне скажете, что чувство — вещь преходящая. Иной раз и из храма не успеешь выйти, как оно улетучилось. Пел хор молитвенно и проникновенно, было сумрачно, только огоньки лампад и свечей мелькали — вот и было покаянное чувство. Вышел — и пропало.
Это удел всех чувств человеческих. Редко какое задерживается надолго. Наша задача — чтобы это покаянное состояние нас охватило — чем глубже и прочнее, тем результативнее. И оно подвигнет нас к исправлению собственной жизни и дел.
Почему не всякое покаянное чувство пускает в нас корни и остается в нас? Потому что сердцем мы молимся, а мыслями рассеиваемся. Мы знаем, что рассеянность ума — одна из наших общих бед на молитве. Это последствия нашего пребывания в мирской жизни — там никто не требует такого внимательного умственного сосредоточения. А умом остановиться и продумать слышанное, особенно глубокое и значительное, не всегда получается.
Господь говорит: «Наблюдайте, как слушаете» (Лк.8:18) и во время Своей земной жизни в проповедях повторяет: «Имеющий уши да слышит!» Это не банальная мысль, что глухой не слышит, а слышащий имеет слух. Речь о том, что важно слушать внимательно! Гореть желанием не пропустить услышанного — особенно божественного, касающегося каждого из нас.
Уникальность храмовой молитвы как раз и состоит в том, что это не просто воспоминание некогда бывшего, а вечное обращение к нашим сердцам — ко мне, к каждому из вас. Если мы научимся слышать, ценить и запоминать то, что произносится в храме — это станет началом нашего пробуждения и возрождения.
***
Как-то в Фиваидской пустыне к основателю общежительного монашества преподобному Антонию Великому пришел человек и сказал: «Хочу быть твоим учеником, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную в Царствии Небесном!» Антоний ответил: «Ты знаешь грамоту? Открывай Священное Писание — и читай. Через то и спасешься». «Я не знаю грамоты», - говорит ученик. «Что ж, - согласился Антоний Великий, - будем читать вместе. Я буду читать, а ты — повторять и через то постигать тайны спасения».
Антоний взял книгу, самую употребляемую во время богослужения — Псалтирь — и начал читать первый псалом: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста» - блажен человек, не идущий на совет нечестивых и не идущий по пути грешников.
Только прочитал он эту строку, как ученик ответил: «Подожди, Антоний! Дай-ка я обдумаю и запомню эти слова», - и ушел.
Через сорок лет Антоний Великий встретил этого человека и с укором спросил: «Что ж ты, нерадивый ученик, не захотел дальше учиться премудрости спасения?» - а тот ответил: «Все эти сорок лет я старался стать тем, кто не ходит на совет нечестивых и не становится на путь грешных».
Смотрите, какой яркий пример переживания Слова Божия! Вот бы мы с вами так внимательно относились к тому, что слышим в храме, не рассеивались, не отпускали свои мысли на проблемы суетные и земные, а вели себя так, как будто пришли в этот уголок рая, неба — и все бы отложили, с жадностью впитывая все, что слышим, особенно — Слово Божье.
Во время Великого поста очень много читается Псалтирь — в течение дня прочитывается практически целиком. А Новый завет нам еще предстоит постигать — мы услышим его только в субботу. Сейчас же мы, как жестоковыйные ветхозаветные иудеи, не имеющие еще Евангельской вести, закорененные в грехах, но избранные Богом и научающиеся из Ветхого завета.
Пока мы еще не готовы к восприятию большего. Мы должны пройти путь очищения, молитвы и размышления над Словом Божьим и бессмертными и глубокими по своему содержанию произведениями, такими, как канон преподобного Андрея Критского. Пусть эти тексты помогут нам начать покаяния и исправления!
***
Итак, преподобный Андрей предлагает нам уроки покаяния, утверждая, что через это таинственное чувство, мы снова восстанавливаем в себе прежде падший образ Божий, настраиваем струны нашей души, исправляем стороны нашей личности, пораженные грехом.
Тропари канона открывают нам пути исправления на примере многих и многих библейских персонажей, праведников и грешников.
В каноне мы слышим обращение и к самому автору: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!» - и к преподобной Марии Египетской. В этих двух образах мы видим два различных пути духовной жизни, два способа преодоления греховной проказы. Если преподобный Андрей, величайший богослов и гимнограф, научившийся из Писания и творений Святых Отцов, познавший пути исправления и нам переложивший эти тайны возрождения души — то преподобная Мария — безграмотная женщина, глубиной своего покаяния дошедшая до такого уровня святости, что реку могла перейти, как посуху.
Для Бога неважно, знаем ли мы науки, можем ли мы читать. Для Него важно, с какой искренностью мы подходим к процессу покаяния и возвращения себе образа человеческого и Божия.
Мы повторяли вместе с преподобным Андреем одно из основных песнопений — кондак, — в котором обращались к свей душе: «Душа, восстань! Что спишь? Конец приближается! Восстань, да пощадит тебя Христос — вездесущий и все исполняющий». Нам дается возможность всеобщей молитвой вновь восстать к жизни праведной и богоугодной. Для того и предназначен Великий пост — чтобы нашу спящую во грехах душу пробудить. Вся полнота постных ограничений, все долгие молитвы нужны для этого воскрешения души.
Размышляя над Великим постом и покаянием, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если хочешь совершить угодный Богу пост, то вместе с чревом ограничь язык, будь милостив, некоторые часы ночи посвящай молитве». Он указывает на главные направления поста: немногословие, молитва, дела милосердия. Мы говорили об их значимости. Но, слушая канон и наставления священников, зададимся вопросом: «Что самое важное в посте?»
Вспомним первые строки Евангелия — нам представляется там величайший постник, святой пророк и Предтеча Иоанн. Одежда на нем была из верблюжьего волоса, ел он акриды и дикий мед, жил в пустыне... Исключительный аскет! Он имел заразительную силу покаяния — к нему шли тысячи людей, каются в своих грехах и погружаются в Иордан в знак очищения. Достаточно ли этого? Не есть, жить в пустыне, каяться так, как возможно человеку?
Нет, недостаточно. Во всем этом не хватает Христа. Иоанн Креститель осознает это и ждет Его, встречает Его как смысл жизни и как завершение покаяния.
Я бы очень хотел, чтобы мы не упустили эту мысль. Полноты наше покаянное делание достигает только тогда, когда мы соединяемся со Христом в Таинстве Святого Причастия. Без Христа и без соединения с Ним — все будет напрасно. Если в сердце нашем не будет Его, мы вернемся на круги своя. Покаянное чувство сменит суета, ничего не изменится в жизни.
А когда Христос пребывает с нами? «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин.6:56), - говорит Он нам.
Посмотрите на опыт Церкви в период Великого поста. Подвижники не могли трех дней прожить без Святого Причастия! В среду и пятницу была установлена Литургия Преждеосвященных Даров, на которой можно соединиться со Христом, вкусить Его Божественной Трапезы, ощутить Его всем своим существом и через Него иметь поддержку в том великом и большом деле, ради которого вступили в Великий пост — покаянии.
Будем помнить, что Христос, «везде сый и вся исполняяй», только Он сможет довести до конца процесс нашего духовного делания, преобразить нас и в конечном итоге привести нас обновленными к встрече с Ним, Воскресшим.