Так говорят о Великом посте святые. Почему? Попробуем разобраться с игуменом Якутского Спасского мужского монастыря Никоном (Бачмановым).
Тамара Романова
- Если рассматривать Великий пост в перспективе Пасхи, как провести это время, чтобы в день Воскресения Господня почувствовать настоящую радость христианскую?
- Чтобы встретить с радостью и духовным веселием Пасху, нужно много над собственной жизнью потрудиться. Время Четыредесятницы не для того, чтобы смириться со страстями, которые есть у каждого. А чтобы, внимательно всмотревшись, в себя и трезво оценив свое духовное состояние, изо всех сил попытаться искоренить грехи — с помощью постного воздержания, усердной молитвы, честной исповеди, Причастия. И тут Церковь нам указует, что Божья помощь, Божье благословение непременно будут с человеком, который выкорчевывает из себя «сорняки».
- Считается, суть поста не в том, чтобы, 10 раз упав, 10 раз подняться, а в том, чтобы, 10 раз упав, подняться 11-й раз. Решимость — это важно, но в реальности человек зачастую очень быстро на этом «марафоне» выдыхается... Может быть, поэтому некоторые отцы советуют для начала объявить войну хотя бы одному греху, но до победного конца?
- Прихожанин православного храма всегда имеет возможность поддержки духовника или священника, у которых и в течение 48 дней Великого поста, и в любое другое время может исповедоваться и получить духовное назидание. Ведь даже взрослые люди, обладающие жизненным опытом и много чего знающие, нуждаются иногда в открытии духовного взора. Кроме того пресвитер поставлен Господом в церкви не только для священнослужения, но и для того, чтобы вместе с верующим человеком проходить поприще Великого поста, на котором неизбежно случаются и поражения, и моменты уныния... Так вот, это ощущение не-одиночества для постящегося человека — оно поддерживает и подбадривает в духовном делании.
А насчет того, с какой страстью нужно бороться в первую очередь или лучше взяться за все сразу — однозначно не ответишь, ведь любая жизнь уникальна, и совет одному не является калькой для другого. Хотя, безусловно, мы можем и даже призваны брать на вооружение опыт святых в их борьбе с грехами.
Одно важно — человек не должен смиряться с тем, что он грешен, опускать руки, терять решимость измениться.
- Преподобный Иоанн Колов объяснял: «Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». К сожалению, именно Великим постом, как правило, начинаешь ощущать себя кастрюлей, из-под крышки которой лезет необбитое тесто, только вместо теста страсти... Как же стяжать дух мирен, чтобы, отказавшись от мяса, не есть ближнего и не быть унылым, и на длинных службах в церкви не думать об усталых ногах?
- В церкви все разумно устроено — для того, чтобы человеку было не плохо, но полезно. Если мы не привыкли, не имеем времени или физических сил посещать ежедневные великопостные богослужения, то можем, опять же посоветовавшись с духовником, выбрать такое количество служб, чтобы удавалось совмещаться с ними и свои домашние семейные обязательства. Оставаться плодотворными на работе и активными в коллективе. Но при этом наша активность ,конечно, должна быть подвержена постному преобразованию, направленному в первую очередь на борьбу со своими страстями.
- Вот вы говорите: «Посоветовавшись с духовником». Но, к сожалению, если один из десяти-пятнадцати его имеет — это большое счастье. А ведь в период Великого поста некоторые впервые переступают порог храма. Что вы можете посоветовать новоначальным?
- Войти в храм уже некий подвиг, хотя для воцерковленного это может показаться делом самым простым. Однако это точка отсчета для переиначивания себя. Разумеется, никто не требует от человека сразу же непомерной активной деятельности. Но, изучая Священное Писание, опыт жизни в церкви, христианин постепенно и поступательно в нее врастает. Думаю, новоначальный прежде всего должен попытаться разделить с Церковью этот отрезок жизни. Ведь в ней при индивидуальном отношении к личности каждого человека (например, в Таинстве исповеди) непременно есть условие общецерковной жизни, как бы семейной. Потому как Церковь есть тело Христово, а глава ее — Христос. В свою очередь тело Церкви составляем мы, люди. Не только священники и прихожане. Но также и те, которые только сегодня преступают порог храма.
- Как не спасовать перед исушениями, которые в период Великого поста многократно усиливаются?
- Без искушений, без бесовского противодействия стремлению человека стать ближе к Богу духовной брани не бывает. Более того, без них, как учит святитель Игнатий (Брянчанинов) никакое духовное приобретение для нашей души невозможно. Поэтому, как ни парадоксально, мы даже должны быть за них благодарны.
Как спортсмен тренирует тело ради победы, так и христианин призван не ослабевать в духовном делании ради Бога. Не поддаваясь искушению по бессилию физическому или по увеличивающейся занятости, например, частично или вовсе оставить молитву, что достаточно часто бывает среди верующих. Известно, что с горы спускать легче. И когда человек дает слабинку, тут же хочется пожалеть себя и в другом, и в третьем. И вот так незаметно для себя докатиться не до светлых и радостных дней Пасхи Христово, а до печальной далекости от этого праздника при календарном его наступлении.
- Возможен ли настоящий пост без воздержания в пище?
- По состоянию здоровья не все могут обойтись без скоромных продуктов. Но это не повод, чтобы отказаться от поста вовсе. Ведь главное — более частое посещение богослужений, настраивающих на молитвенный лад великопостной манерой совершения, глубокой смысловой нагрузкой текстов, которые читаются и поются в храме. Это более внимательное отношение к окружающим, необязательно только к родным и близким — ко всем, кому мы способны протянуть руку помощи в виде слова или добрых деяний. Это сознательный отказ от всего, что стало привычным, но для нас как христиан является греховным...
- Многих мирян смущают праздники в пост. С одной стороны, не хочется казаться белой вороной, с другой — быть лицемерным. Есть ли золотая середина?
- Пусть не заблуждаются те, кто считает: если они не будут выделяться, то при каком-то внешнем нарушении смогу сохранить в себе духовный мир и спокойствие поступающие так потом всегда печалуются в общении со священником, что никакого мира они не достигли — ни с собой, ни с окружающими, а только разлада и внутреннего нарушения поста. Поэтому человеку, который следует церковным указаниям совершать постный подвиг, безусловно, следует уклоняться от праздников, могущих не только расслабить, но и самую мысль и настроение увести от великопостного делания.
- Отец Никон, что бы вы пожелали читателям?
- Чтобы их пост был легким и приятным. Как это понимать? Очень просто! Когда есть усердие, человек уже не сам несет это бремя, а с помощью Божией. И оно становится легко. Приятность тоже не в привычном для нас смысле — речь идет о приобретении духовных навыков, благодаря которым человек преображается, а его жизнь получает новое измерение — духовное. С Великим постом!
Благовест/Якутия, 26 февраля 2015 г., №20 (32954)