Церковь и СМИ: язык, формат, профессионализм

04.10.2015
Церковь и СМИ: язык, формат, профессионализм

2 октября 2015 года состоялся семинар для молодых журналистов «Церковь и СМИ: опыт полезного взаимодействия» в рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума.

Семинар проводили настоятель храма святой мученицы Татаины при МГУ, публицист и литературный критик протоиерей Владимир Вигилянский (много лет возглавлял пресс-службу Московской патриархии), главный редактор «Московского журнала» А. Ф. Грушина, главный редактор журнала «Логос» И. А. Дмитриева, пресс-секретарь Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова).

Главные темы семинара — компетентность журналиста и язык общения на темы религии.

- Если мне предлагают выступить в качестве эксперта по вопросу церковного права или истории, я отказываюсь, - вспоминает отец Владимир. - А некоторые журналисты думают, что они могут рассуждать и о медицине, и о спорте, и о религии. Получаются смешные вещи. В 90-е годы в одной газете было напечатано: «Патриарх обратился к верующим с приветственным акафистом».

- Не стесняйтесь переспрашивать и уточнять, - советует инокиня Евгения журналистам. - Если вы берете интервью — согласовывайте тексты. Это не недоверие вам, просто религиозная тематика очень специфична, в ней часто путаются. Вы имеете право чего-то не знать.

Нежелание самостоятельно работать — тоже проявление непрофессионализма.

- Бывали случаи, когда звонили и спрашивали: «Скажите, а как Православие празднует Рождество?» - продолжает делиться воспоминаниями отец Владимир. - Я говорю: «Обратитесь к дяде Яндексу и тете Гугль. Там все есть». «А я не поняла, объясните!» То есть человеку кажется, что все должно быть рассказано.

Признаком компетентности и уважения к собеседнику со стороны журналиста стоит считать адекватный выбор формата общения. Снова советует отец Владимир:

- После больших провалов в информационной сфере я написал статью, почему я против того, чтобы священники ходили на ток-шоу. Покидая сакральный контекст, попадая в контекст противоположный по языку и направленности, священник теряется, находится в заведомо проигрышном положении. На ток-шоу важны драматизм, столкновение мнений, там можно перебивать, кричать. Для священника такая форма общения не годится. Священники разные люди, но каждый — символ Церкви, и если он окажется не в своей тарелке, то выглядеть нелепо будет вся Церковь.

Священнику уместнее выступать в роли эксперта и комментатора.

И. А. Дмитриева обратила внимание на важность умения общаться с читателем:

- Мы (газета и журнал «Логос») искали не только язык, но и интонацию общения с людьми нецерковными. Отец Владимир Вигилянский, заведя аккаунт в социальной сети, смог за несколько месяцев достигнуть успеха, которого другие достигают за пять лет. Это происходит благодаря верно подобранной интонации.

Отец Владимир рассказал, что его интонация — откровенность. Он показывает себя, священника, как живого человека — семейного, путешествующего, служащего, отдыхающего, чем-то интересующегося.

Жизнь с ее разнообразием и даже противоречиями всегда интересна. Ирина Дмитриева рассказала, что одна из самых любимых читателями «Логоса» рубрик была рубрика «Блиц», в которой священники коротко отвечали на разные вопросы.

- Отвечали по-разному, часто противоположным образом. И этим вызывали интерес!

Анна Филипповна Грушина призвала журналистов к бережному отношению к профессиональной этике:

- Когда я училась, нам говорили, что журналистика сродни профессии врача. Главный принцип — не навреди. Современные СМИ с его форматами ток-шоу, «желтизной» мне совершенно не близки. В личности должна оставаться тайна, которая здесь не хранится.

С некоторой озабоченностью говорилось о современном состоянии прессы и читателя. Анна Филипповна отметила, что зарубежных подписчиков «Московского журнала» больше, чем российских. Это значит, что в России стали меньше читать. В то же время, Анна Филипповна выразила надежду, что профессия журналиста не умрет.

Дальнейшая встреча строилась в формате ответов на вопросы присутствующих, и особенно бурное обсуждение вызвал вопрос о возможной смерти печатных СМИ.

- На ТВ места всем не хватит, на радио надо иметь очень быструю реакцию. Ориентируйтесь и учитесь работать в печатных СМИ — они никогда не умрут! - уверена Анна Филипповна.

- В Якутии я вижу много успешно конкурирующих печатных изданий, - солидарна с ней Ирина Александровна Дмитриева. - Писать надо — умеющий писать для печатных СМИ, сможет написать даже в твиттер. А чтобы уметь писать, надо уметь читать. Учитесь.

Инокиня Евгения поддержала коллег, отметив, что смерть печатных СМИ приведет к тому, что люди просто перестанут получать качественную информацию — телевидение и интернет, в зависимости от политики издания, дают полярную точку зрения. Печатное слово заставляет думать.

Отец Владимир настроен более пессимистично. По его мнению, российская и зарубежная журналистика находится в кризисе, и чем скорее отомрет современная школа, тем лучше.

- Надеюсь, что нынешние печатные СМИ, как и другие, отомрут. Сейчас есть критерий публикации: «формат — неформат». Это в тысячу раз хуже советской цензуры. Цензура касалась политической стороны. А «неформат» - эстетической. «Форматом» считается пошлость, а «неформатом» - все художественное.

- Вы должны произвести творческую революцию. - призывает священник молодых журналистов. - Только на вас надежда! Придумывайте новые виды, жанры и манеру подачи материалов.