ЯКУТИЯ и АФОН: Общедоступная лекция архиепископа Романа в библиотеке г. Нерюнгри

08.03.2016
ЯКУТИЯ и АФОН: Общедоступная лекция архиепископа Романа в библиотеке г. Нерюнгри

4 марта 2016 года архиепископ Якутский и Ленский Роман выступил в библиотеке города Нерюнгри с лекцией, посвященной двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Якутии и тысячелетию русского присутствия на Святой Горе Афон. Предлагаем вниманию читателей полный текст лекции.

В этом году вся полнота Русской Православной Церкви отмечает 1000-летний юбилей русского присутствия на Святой Горе Афон. Этому событию посвящаются и будут посвящены различные мероприятия, среди которых торжественные богослужения, фотовыставки, паломничества и, несомненно, научные конференции и форумы, в ходе которых будет освещена разносторонняя деятельность многочисленных обителей Святой Горы в различные исторические эпохи, связь Русской Православной Церкви со Святой Горой, а также будут проанализированы отдельные личности, сыгравшие немаловажную роль в становлении и развитии монашества как на Святой Горе, так и в том или ином крае.
Мы счастливы, что Якутия также была связана со Святой Горой Афон благодаря тем людям, которые отправлялись в паломничество в эту величайшую святыню Православия, принимали там монашеский постриг, молились о своем народе, и впоследствии способствовали развитию православной жизни в нашем крае. Сегодня мы попытаемся по мере возможностей осветить деятельность выходцев нашего края на Святой Горе Афон и, таким образом, проследить связь Якутского края с центром монашеской жизни — Афоном.
Святая Гора Афон — это особое место в истории всего православного мира, это удивительное место для каждого православного христианина нашей земли.  
Считается, что после своего Крещения, Русь сразу же в своем духовном кругозоре рассмотрела и отметила для себя три духовно-мистических центра, притянувших внимание ее новопросвещенного сознания: Святой Град Иерусалим или Святая Земля, Царьград и Святая Гора Афон. Но в связи с этим закономерно возникает вопрос, что же объективно представляли собой эти три священных места в глазах русского человека той эпохи? Три этих священных места являлись очагами вселенского значения православной духовности, культуры и подвижничества. Оттуда, с одной стороны, Русь старалась почерпнуть все полезное, с другой — старалась оставить там след своего присутствия. Из Иерусалима Русь приняла Богослужебный Устав, из Константинополя — Святое Крещение и апостольскую преемственность, а со Святой Горы Афон — монашескую традицию, которая навсегда сделала Русь уделом Пресвятой Богородицы.
Как было упомянуто, Русь не только пыталась взять что-либо полезное для себя из этих священных мест, но и пыталась также оставить свой след в тех или иных местах. Если же говорить об Афоне, то первое известное нам упоминание о русском монашестве относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы, среди которых есть такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал».
По мнению члена-корреспондента Афинской Академии, проф. А.- Э. Тахиаоса, вероятнее всего, первым древнерусским монастырем на Афоне была Свято-Успенская Богородичная обитель Ксилургу (Древодела), название которой зафиксировано в святогорских актах Х века. О ее русских корнях, по мнению исследователей, свидетельствует само название «Древодел», поскольку русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки — из камня.
Именно здесь, в уделе Божией Матери, первоначально совершал свой монашеский подвиг основатель русского пустынничества, и вместе с тем — первого общежительного монастыря на Руси — Киево-Печерского монастыря — преподобный Антоний Печерский. Считается также, что к моменту прибытия преподобного Антония, еще тогда мирянина Антипы, на Афон, русское монашество уже обрело там некие традиции и был полностью сформировавшийся русский монастырь. И поэтому, одной из важнейших заслуг преподобного Антония является то, что он сумел перенести на русскую почву со Святой Горы основы монашества и благословение этого священного места. Трудами и молитвенными подвигами преподобного Антония возникла знаменитая на весь мир Киево-Печерская обитель. Будучи продолжением святогорского наследия, Лавра дала обильный духовный плод, став маяком духовного просвещения для всей Руси.
Возвращаясь к русскому присутствию на Святой Горе, следует сказать, что в количественном и качественном отношении русское монашество на Афоне стало быстро и стремительно развиваться, и за сравнительно небольшой срок настолько увеличилось, что колыбель русского монашества на Святой Горе — обитель Ксилургу, уже не вмещалось и требовалось новых, более пространных помещений. В этой связи, также необходимо отметить, что братия этой обители на Святой Горе пользовались большим уважением и отличались высоким духовным уровнем, а сам монастырь — хорошим материальным достатком и правильно организованным хозяйством. Об этом имеются свидетельства Прота Святой Горы со всем Священным Собранием.
Учитывая тот факт, что братия монастыря Ксилургу нуждалась в новых помещениях в виду увеличения количества насельников, Протат Святой Горы в 1169 году отдает в вечное и неотторжимое владение обитель Фессалоникийца, которая, по словам известного отечественного ученого и исследователя епископа Порфирия (Успенского), была основана после VI Вселенского Собора, но в тот момент не была никем заселена и утратила свою былую славу. Впоследствии, этот монастырь был назван в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона и существует по сей день.
Не вдаваясь в детали существования этого монастыря на Святой Горе, т.к. этому можно посвятить не один доклад и даже не одну научную работу, хочу подчеркнуть, что святогорская монашеская жизнь, особый дух который, как уже было отмечено выше, притягивал к себе в различные эпохи большое количество людей, желающих всю свою жизнь посвятить Богу, не мог не привлекать к себе и обычных людей, которые хотели побывать в особом Уделе Пресвятой Богородицы, поклониться святыням обителей, помолиться о себе, родных и близких, а также о своем народе. Я имею ввиду особый обычай и традицию, существующие в нашей Церкви — паломничество по святым местам.
Известно, что паломничество к святыням на Руси появилось еще до Крещения Руси князем Владимиром. После же Крещения народ с особым трепетом, хотя, поначалу, крайне редко, но все же совершал паломничества на Святую Землю, в Константинополь и, несомненно, на Святую Гору. Из литературных памятников, которые сообщают нам об этих паломничествах, известен жанр «хожений», где описываются в деталях путешествия по святым местам. Следует отметить, что поначалу Святая Земля пользовалась большим количеством паломников, и это естественно, если учитывать, что эти места прославились пребыванием в них Самого Господа во времена Его земной жизни.
Наиболее активного развития паломничество по святым местам на Руси получило в XIX-XX столетиях, когда люди отовсюду совершали путешествия к святыням в самые различные места. Особой же популярностью пользовались Святая Земля и Гора Афон. Именно в этот период, по мнению многих исследователей, на Афоне происходит духовный подъем русского монашества, а к началу XX века на Святой Горе проживало более 3 тыс. русских монахов и существовало почти 400 малых обителей.
Именно в этот период активного развития паломничества к общецерковным и общехристианским святыням, жители Якутии также приобщались к этой давней традиции нашей Церкви, совершая путешествия в том числе и на Святую Гору Афон. Известно, что некоторые из них оставались подолгу там, пребывая в молитве за свой народ и прося у Бога прощения своих грехов, а некоторые принимали монашество и в этом новом качестве, проводили свою жизнь в Уделе Божией Матери, где, впоследствии, и были погребены. Именно этому вопросу, присутствия якутян на Святой Горе, хочу уделить ваше внимание.
Итак, хотя нам известно небольшое количество жителей Якутии, которые связали свою жизнь с Афоном, но даже этот факт, дает нам возможность говорить о тех духовных связях, которые невидимыми нитями связывают нас со Святой Горой.
Первым представителем якутского народа, на жизнь которого хотелось бы осветить, будет афонский схимонах Павел (в миру, Пётр Фрументьевич Андросов (Арассыыйа Буотур) (1834 – 1901)) — уроженец села Томтор Баягантайского улуса (ныне Таттинский улус). Говоря о семье Петра Фрументьевича, можно отметить, что его дед был князьцом и головой Игидейской волости в 1770 – 1780 годах, а позже головой этой же волости стал и его отец. Из этого можно сделать вывод, что семья П.Ф. Андросова была состоятельной.
О раннем детстве будущего афонского монаха известно немного. Есть известия о том, что Пётр служил трапезником в Богородской церкви. Видимо, неся послушание трапезника при церкви, и, возможно, узнав о Святой Горе и ее подвижниках, Петр решается совершить паломничество на Афон. Жители села и прихожане храмов Баягантайского и Борогонского улусов, узнав об этом его благом намерении, собрали для него необходимую сумму и просили земляка замолить их грехи в святых местах. Первое паломничество Петра Фрументьевича в Грецию, на Афон началось в 1860 году. Вернулся он через четыре года, как говорят, очень измождённый дальним и трудным путём.
Но, несмотря на это изнурительное первое паломничество, Андросов не остановился и решил совершить паломничество во второй раз (по неподтверждённым данным к этому времени он уже был пострижен в монашество). В это путешествие он отправился в 1885 году и длилось оно четыре с половиной года. На обратном пути из Греции он посетил Палестину и Болгарию. «В основном я странствовал пешком, только иногда ехал верхом», — говорил он. По рассказам, Петр привёз на родину несколько икон для близких.
Но и вторым путешествием на Святую Гору все не окончилось. Святая Гора, с ее монашеским житием, притягивала к себе Петра Фрументьевича, который желал пребывать в Уделе Божией Матери до конца своей жизни. В связи с этим, он совершил третье паломничество, которое началось в 1899 году. Арассыыйа Буотур добрался до места за два года до Афона, но вскоре умер в 1902 году во время свирепствовавшей эпидемии холеры. После смерти, он был похоронен на горе Афон.
Благодаря недавним сведениям из книги «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», вышедшей в 2013 году, появились новые детали из жизни схимонаха Павла (Андросова) на Афоне. Согласно этим данным, он прибыл на Афон в 1902 году и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь, заболел и был пострижен в схиму 6 ноября 1902 года. Преставился в больнице 16 ноября того же года. Эта информация была предоставлена настоятелем Афонского подворья в Москве игуменом Никоном (Смирновым).
Но Павел известен не только как паломник на Святую Гору. Благодаря исследованиям сотрудников Национального художественного музея РС (Я), недавно было установлено, что П.Ф. Андросов, вместе с Петровым Прокопием Николаевичем (1834-1909) и его сыном Захаром, принимал участие в изготовлении макета деревянного здания Градо-Якутского Преображенского храма из бивня мамонта. Таким образом, можно увидеть, что П.Ф. Андросов, помимо паломничества на Афон, также активно участвовал в жизни епархии.
Еще одним известным нам афонским подвижником, который был связан с нашем краем, мы рассмотрим жизнь и деятельность известного мецената и золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова. Родом был из Сибири, но очень много сделал для Якутии и ее народов. Большой вклад в изучение его жизни сделала исследователь Татьяна Сергеевна Шорохова, которая посвятила этой теме немало работ.
Жизнь этого Иннокентия Сибирякова поистине удивительна. Он родился в 1860 году в купеческой семье. Его отец был очень обеспеченным человеком, потому что являлся первооткрывателем золотых россыпей в бассейне р. Лены. Если говорить о семействе будущего афонского монаха, то следует сказать, что она занималась широкой благотворительностью и памятники этой благотворительности до сих пор встречаются не только в Сибири, но и в Санкт-Петербурге, Ницце, на Валааме, Дальнем Востоке, Афоне.
Еще с детства Иннокентий проявлял заботу о ближних, а повзрослев, будучи миллионером-золотопромышленником «был попечителем в деле создания новых научно-образовательных центров, помогал уже существующим, финансировал научные экспедиции и издание книг, газет и журналов, помогал учащейся молодежи, давал средства учёным на научную деятельность, открытие музеев и библиотек».
В этом стремлении помочь другим и ратуя о просвещении, Иннокентий Михайлович жертвовал большие деньги в том числе и для нашего края. Согласно исследованию, уже упоминаемой Т.С. Шороховой, И.М. Сибиряков пожертвовал 10 тыс. руб. на Якутскую этнографическую экспедицию, вошедшую в историю географической науки под названием «Сибиряковской».
Также, помимо помощи в проводимых исследованиях в нашем Якутском крае, молодой благодетель и меценат решается выделить капитал в сумме 420 тыс. рублей для выдачи пособий рабочим, получившим увечья на приисках Якутской области и семьям погибших, потому он считал, что его миллионы — это результат труда других лиц, и он чувствовал себя не правым, завладев их трудами.
Как отмечали современники Иннокентия Михайловича, имея большое количество денег, он тяготился этим и распоряжался ими так, словно хотел раздать их как можно быстрее. "Жизнь наша красна бывает лишь тогда, - говорил Иннокентий Михайлович, — когда всё нам улыбается вокруг... Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе..."». Как отмечает Т.С. Шорохова, полного списка пожертвований Иннокентия Сибирякова пока не существует и вряд ли когда-либо будет существовать, так как благотворитель любил творить милостыню в тайне.
И вот, этот молодой и очень богатый человек, который построил большое количество храмов и монастырей, благодаря которому огромное количество молодых людей смогли получить высшее образование, на средства которого были построены библиотеки, школы и другие образовательные заведения, а также больницы и другие необходимые заведения, который принес очень много пользы также и для Русской Православной Церкви, в определенный момент решается принять монашеский постриг. Ему очень близка была традиция Святой Горы Афон. И для этого святого места он строит собор Апостола Андрея Первозванного, размеры, архитектура и убранство которого и по сей день поражают паломников на Святую Гору.
Впоследствии, его горячее желание принять монашество были исполнено. Он был пострижен в иночество в Праздник Покрова Божией Матери в 1896 году в построенном на его капитал подворье Свято-Андреевского скита в Петербурге. Сразу же после пострига он отправляется на Афон. На Афоне он в 1898 году был пострижен сначала в мантию с именем Иоанн в честь прор. Иоанна Предтечи, а через год — в схиму с именем Иннокентий.
Недолго ему судилось прожить на Святой Горе. В 1901 году после болезни, схимонах Иннокентий, пособоровавшись и причастившись, мирно отошел к Богу. Погребен в Андреевском скиту на Афоне. На сегодняшний день идет сбор материалов для последующей канонизации схимонаха Иннокентия (Сибирякова).
Таким образом, мы рассмотрели жизнь наших соотечественников, которые тем или иным образом были связаны со Святой Горой Афон. Можно с уверенностью сказать, что Афон близок нам, несмотря на свою территориальную отдаленность. Он близок нам, прежде всего, через общую молитву, потому что в молитве для христианина нет ни преград, ни границ. Афон также близок нам благодаря тем людям, которые подвизались и по сей день подвизаются там и возносят свои молитвы, не только за весь мир, но каждый за свой народ и свое Отечество.
Если же говорить о связи Русской Православной Церкви с Афоном, то они уже длятся на протяжении 1000 лет. Эти связи с одной из величайших святынь Православного Востока — святой горой Афон навсегда запечатлены на золотых страницах наших непрерывных отношений, пропитанных высшей христианской добродетелью — любовью.
Для того, чтобы прикоснуться к древним духовным традициям, поклониться величайшим святыням, в том числе и на Святой Горе Афон, наша Якутская епархия на протяжении нескольких лет организовывает паломничество в различные святые места. Ведь, что такое паломничество? Паломничество — это не только молитвенное поклонение святым местам. Это свидетельство перед миром о миссии Православной Церкви. Паломничество — это средство молитвенного единения верующих, духовной работой и очищением души. Для многих паломничество является первым шагом к духовной жизни, а для кого-то паломничество является ключевым элементом к принятию важных решений в своей жизни.
Из всего вышеуказанного, паломничество на Святую Гору Афон отличается от посещения других святых мест тем, что дает возможность прикоснуться к сохраненной в веках традиции монашеского подвига, который зовет к себе тех, кто ищет богопознания, кто ищет уединения и хочет научиться молитве и послушанию.
Завершая свое выступление, хочу особо подчеркнуть, что тот духовный потенциал, который накоплен отечественными подвижниками на Афоне за 1000-летний период русского присутствия в земном Уделе Божией Матери, способен оказать свое благотворное воздействие на ход мировых событий, способен предупредить и даже остановить деградацию современного общества.
Влияние Святой Горы, ее традиций и ее последователей на духовно-культурные процессы в отечественной истории всегда имели очень большое значение. А само афонское наследие по праву является одной из составляющих духовной культуры и традиции народов России, хотя и неоправданно забытой сегодня.