Радоница – радость для усопших

28.04.2014
Радоница – радость для усопших

Во вторник второй недели после Пасхи, которая именуется Фоминой, отмечается праздник Радоница, или Родительский день (в 2014 году – 29 апреля). Считается, что воскресению Христа радуются не только живые, но и умершие. В праздник Радоницы в храмах после литургии совершается поминальная вселенская панихида, по окончании которой люди идут на кладбище, чтобы там еще раз помянуть своих усопших близких и родных.

Более подробно об этом дне и о поминовении усопших мы поговорили с помощником благочинного Якутского городского округа иереем Александром Вороновым.

- Праздник Радоница отмечается во вторник Фоминой недели. Эта неделя носит такое название по имени апостола Фомы, которого Церковь вспоминает через неделю после Пасхи. Услышав о Воскресении Христа, Фома был единственным из апостолом, потребовавшим доказательств этого чуда: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Господь, придя к апостолам, позволил Фоме посмотреть на свои раны и вложить в них персты. В ответ на это апостол первым исповедал Христа Богом, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).

Смысл Радоницы заложен в самом названии – радость. Праздник Пасха настолько велик, что по этому поводу торжествуют и живые, и умершие. В этот день Церковь Христова рассказывает о пасхальной радости людей, уже отошедших в мир иной, переступивших порог жизни и смерти.

Как и во все праздничные дни, в храмах служится литургия, на которой можно причаститься Святых Христовых Таинств, затем совершается особая церковная заупокойная молитва. После молитвы в храме священники отправляются на кладбище и там по просьбам отдельных верующих молятся о конкретных усопших на их могилах.

- Как следует вести себя на кладбище на Радоницу?

- Если, придя на кладбище, в поле нашего зрения оказался священнослужитель, желательно пригласить его к могиле, чтобы он отслужил заупокойную литию, а мы вместе с ним помолились об усопшем. Если же священника нет поблизости, то следует самому вместе со своими родными, пришедшими на кладбище, помолиться мирским чином. Молитвы об усопших есть в молитвословах. При молитве можно держать в руке церковную свечу.

Есть обычай совершать возле могилы трапезу. Изначально это была нехристианская традиция, но не будет грехом посидеть рядом с могилой, подкрепить свои силы, поразмышлять о вечном, еще раз помянуть усопшего молитвой. Недопустимо пьянство на могиле!

- Следует ли оставлять еду на могиле?

- Ответ на этот вопрос зависит от того, с каким намерением мы это делаем. Если мы оставляем еду на могиле для того, чтобы нуждающиеся могли ее забрать и помянуть усопшего, то тогда это хорошая традиция и правильный поступок. Если же мы предаемся каким-то мистическим воображениям о том, что мы оставим материальную пищу на могиле, и она каким-то образом утешит наших близких покойников, то это, конечно же, ошибка, потому что единственное, что может утешить наших усопших близких — это молитва и дела милосердия, совершенных в память их.

- Можно ли беседовать на могиле с усопшим?

- Думаю, наши почившие близкие видят и слышат нас, где бы мы ни находились. Беседы с умершими на могиле — признак того, что люди думают, будто душа привязана к телу, к месту его нахождения. Но это не так. Тело остается в земле, земля принимает его по слову Божьему праотцу Адаму: «Ты земля и в землю отойдешь» (Быт.3:19). А душа после смерти переселяется в другие места, уготованные Господом. Нельзя считать, что, приходя на могилу, мы находимся в непосредственной близости с душой человека.

- Если у человека нет возможности прийти на кладбище на Радоницу, может ли он посетить своих усопших близких в другой день?

- Посещать могилы усопших можно на протяжении всей Фоминой недели.

- Можно ли молиться за некрещеных усопших?

- Молиться можно о всяком человеке. Потому мы и христиане, что стараемся быть похожими на Христа. Мы знаем, что Бог есть любовь, и как совершенная любовь может ограничиваться какими-то рамками? Если сердце горит любовью к усопшему, который был не крещен, то как оно может воздержаться от молитвы? Но церковные каноны гласят о том, что эта молитва должна оставаться личной, то есть это должно быть наше личное обращение к Богу, оно может быть произнесено и в стенах храма, но подавать на молитву священнику о некрещеном человеке нельзя. За некрещеных усопших можно читать акафист мученику Уару и ставить свечи на поминальный столик в храме.

- Как следует молиться за самоубийц?

- Самоубийство – единственный грех, который не прощается Богом. Мы знаем, что это был выбор человека прекратить свою жизнь и таким образом вернуть ее Создателю, что Церковь Христова считает оскорблением Бога. Но это не означает, что в личной молитве мы не можем просить Бога о помиловании такой души, о каком-либо улучшении ее загробного состояния. Преподобный Лев Оптинский составил такую молитву о самоубийцах: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Мы не вправе рассчитывать о спасении их душ, но просим Бога хотя бы об уменьшении их страданий.

Есть особым образом составленное последование «Чин молитвенного утешения сродников жизнь свою самовольно скончавшего», но он в большей степени касается близких этого самоубийцы — это молитва, чтобы Господь утешил их скорбь, чтобы они не горевали, а просили Бога о помиловании этой души и облегчении ее участи.

- Как следует молиться за детей, убитых вследствие аборта?

- В первую очередь, мать (и отец, если это произошло под его давлением или по его вине) должна искренне просить прощения у Бога за этот свой поступок. Мы понимаем, что эти души безгрешные, что Господь не будет их судить так, как людей, проживших на земле положенное им время и много прегрешивших.

- Куда после смерти попадают души таких детей?

- Точного ответа на этот вопрос не существует. Но мы знаем, что наш Бог – это Бог любви и милости и верим в то, что Он не может наказать каким-то образом этих ни в чем не повинных младенцев. Святой Григорий Богослов писал: «Не сподобившиеся крещения младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания».

Святитель Феофан Затворник о некрещеных младенцах говорил: ««А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить».

- Как относиться к снам, в которых являются умершие близкие и знакомые?

- Святые отцы неоднократно призывают нас относиться к снам с недоверием. В сонном видении мы можем увидеть продукт нашего подсознания или действия какого-то злого духа, который будет выдавать себя за ангела, или за Господа, или за душу усопшего близкого, и проверить это никаким образом нельзя — и по виду, и по голосу, и по другим характеристикам этот демон может принять образ почившего родственника и подталкивать на какие-то действия, неугодные Богу.

 

Беседовал Юрий АКСАМЕНТОВ

газета «Эхо столицы», № 46 от 25 апреля 2014