Ради Бога и людей

19.07.2013
Ради Бога и людей

От крестин императором до монашества

Когда в семье украинского священника Петра Домского на свет появился первенец, его крестным отцом стал… сам император Александр I: он присутствовал на военных учениях неподалеку от села, где родился будущий якутский архипастырь. И Петр Домский, входивший в состав местной депутации, отважился просить Его Императорское Величество быть восприемником младенца. Что удивительно, помазанник Божий, государь Александр Павлович в сей дерзкой, в общем-то, просьбе не отказал.

Иероним окончил Приворотское духовное училище, продолжил обучение сначала в Каменецк-Подольской, а затем в Петербургской духовных семинариях и в Петербургской духовной академии. Свои труды на ниве просвещения он начал в 1848 г. учителем Иркутской духовной семинарии. Кроме традиционной латыни или греческого воспитанники изучали здесь китайский, маньчжурский и монгольские языки, а почти все преподаватели имели академическое образование. В 1858 г. Иероним Петрович был переведен в Томскую духовную семинарию. По воспоминаниям современников, «богатство душевных дарований, обширная начитанность, всестороннее образование», а также «красота речи… склад ее, простота в изложении и обилие разнообразных сведений возбуждали в слушателях глубочайший интерес и внимание к мудрому преподавателю, перед которым благоговели».

В 1860 году Иероним подал прошение на имя архиепископа Томского Парфения с просьбой о монашеском постриге, к которому внутренне давно был готов. Доброта, трудолюбие, отсутствие гордыни, нестяжательство – эти качества были присущи ему в полной мере. Быт его и раньше отличался крайней скромностью – большую часть заработка Иероним отправлял родным. И вот 8 октября 1860 года Преосвященный владыка постриг его в мантию с наречением имени Иакова, в честь святого апостола Иакова. Далее он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

Современники свидетельствовали, что жизнь он «вел строго воздержанную, если не аскетическую; употреблял пищу преимущественно из царства растительного, утоляя свой голод нередко однажды в сутки. В одежде соблюдал крайнюю простоту, презирая щегольство и пышность, как пороки, неуместные в иноке. Спал столько, сколько было необходимо для восстановления упавших сил организма».

 

С пером и книгою в руках

В 1861 г. иеромонах Иаков снова вернулся в Иркутскую духовную семинарию, но уже инспектором. Через четыре года ревностного служения он был произведен в сан архимандрита. В 1870 г. после того, как в Спасском монастыре г. Якутска сильнейший пожар уничтожил дотла здание Якутской духовной семинарии и соединенного с ним училища, Святейший Синод принял решение о переносе семинарии в Благовещенск, а архимандрит Иаков был назначен «исправляющим должность ректора».

Вот что пишет о начале его служения священник Николай Верещагин: «Отец ректор, как первый архимандрит на Амуре с высшим образованием, был предметом глубокого интереса городского общества, а особенно воспитанников, из которых многие родились в полудикой Камчатке, где и на обыкновенного инока, явись он в эту глушь, взглянули бы не иначе, как на чудо или выходца с того света. Питомцы встретили о. ректора с любовью, хотя и не без тревоги и трепета, так как предполагали в нем строгого и недоступного начальника. Но вскоре сомнения, обуревавшие их юные души, рассеялись… А еще более убедились они в добродушии о. ректора, когда при наступлении занятий он разрешил им свободный доступ в свою квартиру или за получением объяснений на свои затруднения по приготовлению уроков, или с какими либо нуждами и просьбами».

Архимадрит Иаков, являя в своем лице пример честного и всецело преданного своему делу труженика, не знал ни устали, ни утомления и за время своего служения на Амуре он не пропустил ни одного урока. Его любили и уважали не только преподаватели и семинаристы, но и жители Благовещенска.

Под руководством отца Иакова Благовещенская духовная семинария стала выпускать всесторонне образованных служителей церкви, которые могли исполнять свои послушания не только на Дальнем Востоке, но и в Русской миссии в Китае и Японии.

 Несмотря на большую административную загруженность, архимандрит Иаков находил время и на ученые труды. Знавшие отца ректора утверждали, что никогда не видели его праздным: за письменным столом он был если не с пером, то с книгою в руках. Различия между его помещением и кабинетом ученого не существовало.

За свою полезную и «отлично ревностную службу» в 1873 г. он был награжден орденом святой Анны 2-й степени, а в 1877 г. орденом святого Владимира 4-й степени.

В 1878 году архимандрит Иаков стал ректором Пермской духовной семинарии, а в 1882 – настоятелем Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Однако уже 8 января 1884 года в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Иаков был хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского, а в марте, проехав более восьми тысяч верст, 61-летний архипастырь прибыл в г. Якутск.

 

Очевидное невероятное

Прекрасно сознавая, что время, отпущенное ему в жизни, подходит к концу, Преосвященный Иаков с горячностью молодого человека взялся за управление епархией. Всего через шесть лет его архиерейской деятельности даже самые общие итоги впечатляют: начала действовать Якутская духовная семинария, епархиальное женское училище и первая миссионерская школа с пансионом. При владыке было открыто 18 церковно-приходских школ и построено 6 церквей.

Именно он обратился с ходатайством к императору о создании в Якутске городской публичной библиотеки, организовал работу по сбору для нее книг, а затем пожертвовал свои личные средства на подписку и приобретение литературы и выплату жалованья библиотекарю.

Будучи магистром богословия, епископ Иаков продолжил деятельность Иннокентия Вениаминова и Димитрия Хитрова по переводу и изданию церковной литературы на якутском языке. Его трудами начала выходить первая газета «Якутские епархиальные ведомости», в 33-х номерах которой за 1887 – 1889 гг. архиерей опубликовал свои путевые записки – как ревностный проповедник христианства он ежегодно совершал длительные миссионерские поездки по республике. Последняя из них состоялась в марте 1889 года – за два месяца до смерти.

      В декабре 1999 года при проведении ремонтно-строительных работ на территории Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера имени Е. Ярославского (бывший Спасский монастырь) мощи владыки были обнаружены нетленными. Невероятно, но и через 110 лет после погребения, хотя крышка гроба была повреждена, тело его полностью сохранилось. Целыми оказались даже одежда, Евангелие, крест и записочка с разрешительной молитвой, в которой было вписано имя священника, отпевавшего епископа. Причем вечная мерзлота никак не могла способствовать консервации, поскольку гроб с телом владыки находился под полом отапливаемого помещения и был зарыт неглубоко, а значит, все это время он то оттаивал, то снова замерзал.

В канун Пасхи 2000 года епископ Якутский и Ленский Герман (Моралин) перенес нетленные останки владыки в Никольский храм города Якутска, а 12 декабря 2009 г. епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) с духовенством совершил их переоблачение. По сей день нетленное тело Преосвященного Иакова (Домского), постоянно находясь в отапливаемом помещении Никольского храма, продолжают оставаться в неизменном виде. И разве это не великое чудо?

 

Невозможное возможно!

Сила молитвенного предстательства и заступничества Преосвященного Иакова (Домского) перед Господом не раз помогала верящим в его помощь решить проблемы и получить просимое. Публикуем одно из таких свидетельств – прихожанки Никольского храма г. Якутска Елены:

 

– У меня двойняшки – мальчик и девочка 12 лет. После обследования у них обнаружили гидронефроз (заболевание почек), у сына – III степени, у дочери – II ст. В медцентре решили делать операцию. Это было в начале мая, я пришла с мужем и детьми на исповедь, батюшка Михаил детей благословил и сказал – надо молиться и перед операцией обязательно еще раз причаститься.

Я стала молиться более усердно не только днем, но и ночью. Больше всех я всегда молюсь Пресвятой Богородице «Скоропослушнице» и чудотворцу Спиридону Тримифунтскому. Подошла и к раке нашего епископа Иакова (Домского), прося помолиться за детей. Я говорила, что нет у меня такой силы в молитве, как у него, и если Господу будет угодно – чтобы помог детям в выздоровлении или чтобы хотя бы без тяжелых последствий после операции обошлось.

В больницу детей положили 25 мая, в день их рождения. Накануне они исповедались и причастились Святых Христовых Тайн, батюшка Павел их благословил. Следующие два дня врачи делали им уро- и цистографию. Утром 28-го я позвонила зав. урологическим отделением Нине Федоровне – спросить, когда операция. А она мне говорит: «Чудо произошло: гидронефроз пропал! А какая страшная картина была!»

Я за детьми приехала, медсестры интересуются – почему, мол, их забираете. Я объясняю: «Мы в храм ходили, молились, Боженька помог!» Они очень удивились, а некоторые недоверчиво так улыбались. (Кстати, все документы о чудесном выздоровлении детей имеются, если надо предоставить – с радостью!).

Чтобы было понятно, почему помощь святых и Преосвященного Иакова вызывает у меня такой восторг, объясню, что к этому времени я ведь всего год как крестилась, 25 июля. Все это время думала, что крещеная (мама рассказывала, что бабушка меня в детстве в бочке крестила), а с весны прошлого года по ночам будто кто-то заставлял идти в храм. Я удивлялась, думала – что это? Кто это? Потому стала спрашивать перед тем, как спать лечь, а зачем мне в храм идти? Так прошло дня три. Потом вроде как услышала внутри себя – «Спроси насчет крещения». Но я же была уверена, что крещеная! А в храме не бывала – считала, что это место только для праведников и святых…

В общем, сходила я в церковь, мне все объяснили и сказали, что все будет хорошо. Так оно и происходит.

У меня ведь муж одно время много и часто выпивал, по 3-4 дня мог домой не приходить. И вот после чудесного выздоровления детей я подошла к вл. Иакову и попросила его помолиться за нас, грешных. За что? Епископ сам знает (это я так владыку Иакова просила), и если Господу угодно будет нам это дать, пусть так и будет. А ведь я только это и сказала!

Особо хочу обратить внимание на сроки выполнения наших просьб. Второй раз к раке Преосвященного я подходила в июле, а уже с августа муж резко перестал пить. Более того – стало исполняться даже то, о чем я только думала, но не смела просить! Например, я хотела, чтобы муж ушел с этой работы из-за постоянных пьянок и задержек с зарплатой. И вот в сентябре он… работу меняет! И при этом – не пьет!

Раньше я мало знала о святых, подвижниках, мучениках. Накупила литературы, в библиотеке взяла, стала читать. Правда, беда была – мудрые слова помню, а кем сказано – забываю. Опять к нашему епископу пошла за помощью, чтобы по его молитвам Господь дал мне ума (я, конечно, и сама молюсь, но ведь не сравнить!). И после этого стала замечать, что понемногу и память, и разумение стали улучшаться. А муж нет-нет, да и спросит о святых, и я теперь, с Божьей помощью, могу ему о них рассказать. Сейчас перечитываю Евангелие и совсем по-другому воспринимаю написанное, хотя, конечно, мне всей жизни, да и ума не хватит познать все это до конца.

Даже дети теперь, выходя из дома, уже с охотой и без напоминания читают молитву святителя Иоанна Златоуста «Отрицаюсь тебе, сатана…» И муж стал креститься и Господа благодарить, хотя еще недавно посмеивался надо мной… 

Я низко кланяюсь Всем Святым, Богородице «Скоропослушнице», чуд. Спиридону Тримифунтскому и, конечно, нашему епископу Иакову за его молитвы к Богу за нас, грешных. Господи, слава Тебе!