Прощеное Воскресенье: суметь примириться

15.03.2013
Прощеное Воскресенье: суметь примириться

Ненавидеть, как известно, проще, чем любить. А копить обиды почему-то легче, чем не допускать их в душу вовсе.

Именно поэтому для многих людей, только-только ступивших на дорогу, ведущую к Храму, Прощеное Воскресенье зачастую становится  сущим испытанием. Кого прощать? За что прощать? И перед всеми ли виниться самому?  

Помочь разобраться с подобными вопросами, которые нередко заводят людей в тупик, я попросила ректора Якутской духовной семинарии, игумена Андрея (Мороза).

- Прощеное воскресенье - последнее воскресенье перед началом Великого поста. Название оно получило по умилительному чину, которое совершается в этот день в храмах на вечернем богослужении, когда сначала настоятели храмов просят прощения у духовенства и прихожан, сотворив земной поклон, а затем они отвечают ему тем же. Священнослужитель произносит проповедь, благословляя духовных чад, вступающих на поприще Великого поста - самого долгого и трудного поста года.

Почему ему предшествует Прощеное воскресенье? Господь заповедал нам: тот, кто хочет принести свой дар Богу, не должен приносить его в состоянии духовного осквернения, рождающегося из вражды, нелюбви, немилосердия к ближнему. Спаситель говорит: прежде, чем принести свой дар, примиритесь со всеми кого опечалили, и наоборот. Вот почему чин прощения - двоякий процесс.

Это значит, что лишь обретя внутреннее состояние, в котором ни мы не держим зла на других, ни другие не имеют ничего против нас, мы с полным правом можем ступить на путь духовной добродетели, готовя себя к встрече Святого Христова Воскресения. Этот путь и есть Великий Пост – время особого молитвенного стояния, особых духовных упражнений, которые позволяют нам восходить на следующий этап нашего духовного развития, молитвенного служения Богу и ближним.

- Отец Андрей, но ведь обиды обидам рознь. Легко простить тех, кто обидел нас чем-то мимолетно, не желая того. И намного труднее тех, кто сознательно старался нас уничтожить. Если не найдется душевных сил простить последних, значит, благодать Прощеного воскресенья пройдет как бы мимо тебя?

- Святой апостол Павел говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).  Другими словами, не надо ни на кого растить зуб досады. Каждый вечер, перед тем, как лечь спать, постарайтесь мысленно со всеми примириться. В монастырях, кстати, чин прощения совершается ежедневно.

Если человек дорожит своим спасением и верит в Бога, а значит, доверяет ему, то такая проблема - простить или нет – у него даже не возникнет. Если же вдруг такое препинание случается, оно должно насторожить: обиды мешают теснейшему соединению с Богом. Это опасное состояние. Примириться надо обязательно.

- Иногда люди думают: если я попрошу прощения, то как бы признаю свои ошибки. Но ведь я же их не совершал!

- Из двух ссорящихся, как известно, виноват тот, кто умней. И если человек попросит прощения у того, кто когда-то в чем-то перед ним провинился, он окажется в более выигрышном положении. Потому что если он в состоянии позволить себе такую роскошь, значит, действительно духовно богат.

- Можно ли отвечать «Бог простит»?

- Можно. Когда, примирившись со всеми, мы подходим к человеку и говорим «Прости меня, грешного», то в слове «прости» подразумевается просьба: «Воспринимай меня просто, то есть всем сердцем, в простоте». А говоря о собственной грешности, как бы подчеркиваем, что осознаем свое несовершенство. И потому, когда в ответ слышим «Бог простит», это значит, что прощение уже состоялось – человек нас простил. И теперь желает одного: чтобы нас простил и Бог.

- Стоит ли просить прощения у людей  не православных,   неверующих?

- Обязательно. У всех, с кем у нас напряженные отношения. Даже если они не ходят в храм. Ведь мы зачастую и представить не можем, какую реакцию может вызвать у другого ненароком оброненное нами слово.

У меня в жизни был такой случай. Как-то пришлось беседовать с одной женщиной, и она заговорила о сектантах. Поскольку тема эта обычно заканчивается осуждением, то я сознательно постарался увести разговор в другое русло. Месяца через три она подходит ко мне вновь и говорит: «Отец Андрей, простите! Я ведь обиделась на вас - за то, что вы были ко мне невнимательны». И это при том, что у меня и в мыслях не было ей как-то досадить. Но внутренняя организация моей собеседницы  оказалась куда более тонкой, нежели можно было подумать. Мои старания уберечь нас обоих от греха осуждения она интерпретировала по-своему. В результате, в душе у человека поселилась обида…

И таких досадных случаев, таких обид и обидок, которые причиняются нами неосознанно, много. Можно сказать, они рождаются каждый день. Простой пример: мы идем по улице, задумались и не заметили человека. А он  решил, что мы сознательно не поздоровались с ним. Вот почему так важно попросить прощения у всех, кто нас окружает. У всех, кому мы могли бы случайно досадить. Ведь поводов для этого хватает: и в рабочих коллективах, и тем более, в семье...

- Но все-таки почему в Великий пост нельзя входить в состоянии непрощения?

- Потому что прощение - это одна из составляющих покаяния. Но если покаяние - это очень долгий по времени процесс изменения человека, избавляющегося от прежних привычек, образа мыслей, греховного уклада жизни, то прощение – его первоначальный момент.

Другими словами, если представить покаяние как лестницу, то прощение - его первая ступень. Потом нам придется карабкаться еще на многие ступеньки - смирение, милосердие и т.д. Но если человек нашел в себе силы простить и попросить прощение, то на первую, можно сказать, он уже поднялся. 

- Некоторые на ней так и остаются...

- Это печально! Если человек завис в состоянии «прости» и не движется дальше, то конечно, это печально. И все-таки, если он нашел в себе силы сказать «прости», это уже много. Значит, все же пытается выбраться из своего греховного плена.

Один из самых почитаемых греческих старцев, монах Паисий Святогорец давал совет: «Дружи с теми, кто умнее тебя, добродетельнее тебя. Смотря на них, ты тоже будешь сообразовываться с этим. И уклоняйся от тех, кто делает очевидный грех, потому что они и тебя утянут».

Стоит помнить об этом, готовясь к Великому посту. И держаться так, чтобы не оскверниться ни мыслями, ни делами. А для этого - общаться с теми, кто реально сможет духовно подтянуть тебя, поскольку и сам заботиться о собственном духовном развитии.

Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). К Божественному совершенству можно стремиться миллионы лет и никогда  его не достичь. Но стремиться надо! Потому что только так можно изменить свой внутренний мир настолько, чтобы испытать от этого величайшее благо...

 

Елена ВОРОБЬЕВА