![]() ![]() |
«Я писала эту книгу не для православных – для всех. И надеюсь, что она будет интересна отнюдь не только христианам. Мы можем верить во что угодно, но это не должно нам мешать изучать и знать подлинную историю. Для меня примером в этом является основатель живописи, этнографии, музейного дела в Якутии Иван Васильевич Попов, который, будучи глубоко православным человеком, изучал якутский фольклор, верования, шаманизм. История у нас одна, а верить мы можем по-разному. Понятно, что абсолютной объективности быть не может, но стремление к ней необходимо», – сказала на встрече с педагогами республики, состоявшейся 7 декабря в классической гимназии им. Иннокентия Московского, Ирина Дмитриева, автор книги по истории православия в Якутии «На Север сквозь века», занявшей 2 место во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
Это мероприятие прошло в рамках IX республиканских Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее». После презентации издания Ирина Александровна поделилась с учителями своими мыслями.
Обратив внимание гостей на тот факт, что книга – не учебник, хотя министерство образования РС(Я) рекомендовало издание в качестве учебного пособия, Ирина Дмитриева призналась, что рассчитывает услышать замечания, претензии, вопросы от коллег и надеется на их сотрудничество. Она поведала о трудностях, с которыми столкнулась во время работы и принципах, которыми руководствовалась.
Встречая множество противоречий в изложении фактов, дат, даже имён, в оценках событий и роли тех или иных исторических персонажей, автор находила критерий исторической правды в трудах и советах Инны Игоревны Юргановой, самого последовательного и глубокого исследователя истории православия в Якутии. Её работы и стали основой книги.
Ирина Александровна напомнила о том, что всегда бывает соблазн использовать историю в идеологических целях. Тем не менее, настоящий учёный-историк всегда стремится к объективности, он должен уметь абстрагироваться от своих взглядов и предрассудков, и быть готовым, встретившись с фактами, которые не укладываются в его концепцию, признать ошибочность собственных убеждений и установок.
Именно к этому стремилась автор книги, хотя и не считает её научным изданием: «Перед исследователем всегда встаёт проблема отбора фактов. Все знают, как легко выдернуть из исторического контекста тот или иной эпизод, раздуть его, «забыть» упомянуть о некоторых деталях и вот уже перед читателем, с которым делятся такой вот «историей», вырастают жуткие или, напротив, благостные картины, не имеющие никакого отношения к тому, что на самом деле происходило». Поэтому сама она стремилась брать факты в совокупности, хотя, имея ввиду потенциальную (в том числе детскую) аудиторию, пришлось опускать какие-то вещи, понимая, что формат книги просто не позволит вдаваться в объяснения, без которых факты не будут поняты правильно.
Самая трудная задача, по мнению Ирины Дмитриевой, состояла в попытке передать дух времени, «поскольку мало сохранилось тех драгоценных деталей жизни и быта, которые создают неуловимый аромат эпохи, позволяющий ощущать происходящее как бы изнутри». Но ещё необходимо было передать и дух православия, который пронизывал всю отечественную историю, в том числе, якутскую: «Без учёта этого «духовного фактора» вообще ничего нельзя объяснить в нашей истории, – сказала автор. – Например, просто невозможно представить, чем руководствовались миссионеры, без понимания того, какие базовые ценности определяли мысли и поступки православного духовенства».
Говоря о недостатках книги, Ирина Дмитриева сетовала: «Нерв времени лучше всего ощущается через подробности жизни племён, родов, семей и отдельных людей. Этой самой жизни в нашей книге, на мой вкус, недостаёт по двум причинам: сведения о той эпохе вообще слишком скудны; кроме того, не было времени и возможностей для более глубокого исследования. Надеюсь, это дело будущего».
Ещё один важный тезис Ирины Александровны касался интерпретации: «Конечно, историк имеет гораздо более широкое поле для толкования одних и тех же фактов, чем математик. И все же в основе исследования остаётся не мнение, а аргумент – их необходимо различать... Тем не менее, скажу честно, я не избегала оценочных суждений, которые в строго научном исследовании были бы недопустимы». Очень осторожно и умеренно в книге говорится о Промысле Божием. Господь – не равнодушный наблюдатель, и когда человек Содействует Ему, то поистине двигает горы.
Впрочем, этой – православной – «новизны» взгляда не надо бояться, считает автор. Наш потенциальный читатель, даже маленький, уже не свободен от оценок. Наше сознание прошито штампами и стереотипами относительно христианства, православия, Церкви. Они создавались и в дореволюционное время, и в советский период, они сочиняются и сегодня. Поэтому несколько иной ракурс при взгляде на историю позволит лучше её рассмотреть и понять мотивы тех, кто нес в Якутию Слово Божие.
Ирина Дмитриева призналась, что есть проблемы, по поводу которых она сама до конца не сформировала своего отношения. В ходе работы поменялась её оценка так называемого «двоеверия». Вначале она была крайне ригористической – отрицающей сам факт возможности сосуществования христианской веры и язычества, поскольку первое исключает второе. Это так именно и есть, но автор книги поняла: вера вызревает постепенно не только в одном человеке, но и в народе: «И как она могла быть настоящей в первые века христианства, если местных жителей некому было просвещать? Когда же миссионеры-просветители являлись, появлялись и искры веры православной, потом они превращались в столпы света или совсем потухали, в зависимости от изменяющихся условий и личных качеств отдельных людей. Это процесс, который интересно исследовать и анализировать. Он не осмыслен до сих пор».
«Надо думать и уходить от штампов: все были «крещены» – да, и что? разве все, кто был крещён стали православными, христианами? – нет; все оставались язычниками – нет, это просто неправда, факты не дают этого признать».
И еще Ирина Александровна старалась не забывать о принципах историзма. «Политическое сознание нашего современника структурируют две идентичности – государственная и национальная, – объяснила она. – Соглашусь с российским учёным и педагогом Павлом Лукиным: в Российской империи этого не было даже в XIX веке. Государство-то уже существовало, но представление об этничности было гораздо более сложным. А в средние века у русских этого не было вообще. Что уж говорить о народах Севера. Тогда люди так не ощущали себя, как мы. И это касается множества моментов жизни. Учитель должен ученикам объяснить, что невозможно оценивать поступки людей, живших до нас за несколько веков, с точки зрения сегодняшнего дня. Чтобы они не перекладывали ответственность за дела своих и чужих предков на их потомков».
Бесстрастный, аналитический взгляд на историю и понимание принципа историзма уменьшают степень нашего общего невежества, а значит, не позволяют псевдоученым, власть предержащим и тем, кто обслуживает их интересы, идеологизировать историю, транслировать непрофессиональные ангажированные вещи и манипулировать сознанием.
Автор выразила надежду, что книга, безусловно, небезупречная, поможет выработать более объективный взгляд на нашу общую историю.
Педагоги, побывавшие на встрече, горячо поблагодарили Ирину Александровну за серьезный разговор и, главное, за ее колоссальный труд – книгу по истории православия в Якутии. По их словам, она будет очень интересна и полезна не только преподавателям истории в целом и модуля «Основы православной культуры» в частности, но и филологам, и, конечно же, детям. По благословению епископа Якутского и Ленского Романа «На Север сквозь века» была вручена каждому присутствующему.
Также более чем для 60 учителей из разных улусов республики в 4-м классе гимназии был дан открытый урок, ставший своеобразным продолжением встречи, поскольку преподаватель национальной культуры коренных народов Севера Ольга Вениаминовна Чакина построила его… по книге «На Север сквозь века». Класс разделился на три группы. Ученики-«историки» вместе с гостями путешествовали во времени по языческой Якутии – до прихода в край русских первопроходцев. «Проектанты-исследователи» посвятили свои сообщения храмам республики – старым и восстанавливающимся. А «архивариусы» рассказали о первооткрывателях Семене Дежневе и Петре Бекетове, о первых епископах самостоятельной Якутской епархии – Дионисии (Хитрове) и Иакове (Домском) и, конечно же, о святителе Иннокентии, митрополите Московском и Коломенском, просветителе Сибири и Америки, именем которого названа православная гимназия.
Гости остались в восторге – от встречи с автором книги «На Север сквозь века» Ириной Александровной Дмитриевой (и очередь за автографами – лишнее тому подтверждение!), от интересной экскурсии по гимназии, которую провела завуч Ирина Валерьевна Тюменцева, и от необычного урока с юными исследователями истории православия в Якутии.
А учителя национальных школ, получившие к тому же «Основы православной культуры на якутском языке», выразили за столь бесценный подарок владыке Роману, правящему архиерею Якутской епархии, выпустившей этот учебник, глубочайшую признательность.
Тамара Романова