Епископ Роман: Любовь и Бог в сердце каждого спасут природу

07.01.2013
Епископ Роман: Любовь и Бог в сердце каждого спасут природу

Владыка, Вы родились и долгое время жили на юге России. Больше года назад Вы начали архипастырское служение в Якутской епархии, то есть на севере страны. Как прошла климатическая и психологическая адаптация? Что Вас удивило, поразило или, возможно, разочаровало в природе Севера в сравнении с южной?

Адаптировался я быстро, насколько это было возможно. Сразу же пришлось включаться в активную работу в епархии, поэтому не было времени на раскачку и акклиматизацию. Вот так, в многочисленных поездках по республике, и проходило мое знакомство с красотами Якутии. Это удивительный край. Здесь многое поражает своей первозданностью, нетронутостью и подчас удивительной хрупкостью того равновесия, какое установилось за многие века. Люди, олени, кони, звери, тайга, реки, озера, рыба – именно на этой земле все по воле Божией живет своей удивительной жизнью, отличной от всего остального мира. Конечно же, зима здесь – это суровое испытание. Так, во время святочной миссионерской поездки по заречным улусам Якутии температура подчас опускалась до – 60 C.

Сложно сравнивать Север и Юг. Южный яркий темперамент и северная сдержанность, буйство красок и мягкие полутона, изобилие плодов и скромный урожай и т.д. На мой взгляд, можно долго продолжать этот ассоциативный ряд, но роднит людей, живущих в точках экстремума нашей страны (Север-Юг), особое чувство Бога, Его постоянного присутствия в мире.

На Ваш взгляд, экология Севера и Юга находятся в одинаковом положении? Насколько сильно она нуждается в улучшении?

Нет. Они различны. И уже лишь потому, что на Севере и на Юге различная демографическая ситуации, плотность населения. А человеческий фактор здесь, по-моему, решающий. В улучшении нуждается экология всей нашей земли. Мы должны серьезнее, ответственнее относиться к своему дому, данному нам Богом. «Экология» ведь с греческого так и переводится – «наука о доме».

Насколько сильно различается отношение к природе у южан и северян? Чему одни могут научиться у других?

Отношение к природе, окружающему миру – это целый пласт менталитета, культуры народа. Лакмусовая бумага его жизнеспособности, исторической перспективы. Не думаю, что различия существенны. Природа как в жизни южан, так и в жизни северян, занимает очень важное место. Это обусловлено и географическим положением, и глубоким проникновением христианских принципов жизни в быт людей.

Затрагиваете ли Вы в своих проповедях, общении с властными структурами Якутии, педагогами региона и молодежью, его жителями вопросы экологии в целом и экологического образования в частности? Какими Вы видите пути их решения, и решаются ли они?

Мне часто приходится выражать свою обеспокоенность различными сторонами нашей жизни. Я не могу быть равнодушным к вопросам, относящимся и к экологии, в том числе. Мы призваны, по заповеди Божией, быть мудрыми домоуправителями богозданного мира. Об этом я говорю и с амвона, и за столом переговоров, и в учебных аудиториях.

Наверняка, из собственного детства и учебы в школе Вы помните о различных видах приобщения детей к природе, научения уважительному отношению к ней – это и кружки юных натуралистов, и «зеленые патрули», и обязательные походы в лес, посещения зоопарков и т.д. Какие формы экологического образования существуют в Вашей епархии? Какие Вы могли бы предложить?

В любом деле очень важен пример. А если речь идет о воспитании, о доброй привычке, если хотите, – то это дело первостепенной важности. Мы должны помогать нашим детям, тем, кто после нас будет жить в этом мире, научиться быть ответственными и рачительными, любящими все то хорошее, что сотворил Господь. Поэтому в нашей епархии предпринимаются шаги в этом направлении. Воспитанники Якутской духовной семинарии и учащиеся православной гимназии посещают зоопарки, дающие представление о фауне Якутии. Выезжают, так сказать, «на природу». Но этого пока недостаточно. Думаю, что по этому направлению мы будем всесторонне развивать нашу деятельность. Благо, есть куда. Республика Саха – самый большой субъект Российской Федерации площадью более трех миллионов квадратных километров. Природа здесь настолько разнообразна, что все сразу не изучишь и не охватишь.

В последнее время епархия выступила инициатором целого ряда новых проектов: «телефон доверия», первый съезд православной молодежи республики, литературные вечера и фестивали молодежных культур, филателистская выставка и т. д. Есть ли проекты, связанные с охраной природы, экологическим воспитанием и образованием? Возможно, епархия уже сотрудничает с государственными или общественными организациями в данном направлении? Как это происходит? 

Такие проекты пока лишь в планах. Надеюсь, в ближайшее время мы начнем активную работу в этом направлении, и главным плацдармом для претворения этих планов в жизнь будет Якутская духовная семинария. Очень надеюсь, что к нам подключатся и якутские ВУЗы.

Владыка, насколько безболезненно прошло введение курса ОРКСЭ и, в частности, «Основ православной культуры» в школах Якутии? Ведь здесь также есть народы, имеющие свои религиозные верования и традиции. Какие новшества ввела Ваша епархия в курс?

Якутия – регион многонациональный и многоконфессиональный. Но, несмотря на это, думаю, она может послужить хорошим примером добрососедства, взаимоуважения. Мультикультурная Якутия очень спокойно и дружелюбно восприняла введение общеобязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Никаких принуждений не было. Каждый выбрал то, что считал нужным и полезным. Но очень важным стал вопрос получения хорошего качественного материала по предмету на родном языке. Так, по инициативе и силами Якутской епархии был осуществлен лицензированный перевод на язык саха учебника по «Основам православной культуры» (автор – протодиакон Андрей Кураев), одобренного Министерством образования и науки Российской Федерации и вошедшего в комплект ОРКСЭ. Школы, изъявившие о своем желании пройти курс «Основ православной культуры» на родном языке, получили 2000 учебников в дар от Якутской епархии.

В мае 2012 года комиссией Межсоборного присутствия был составлен и вынесен на всеобщее обсуждение проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». Каково Ваше мнение об этом документе?

Документ можно назвать настоящим прорывом. Он явился естественным продолжением «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», застрагивавших и проблемы экологии. Впервые мы имеем пространную исчерпывающую концепцию, разъясняющую как внешним, так и внутренним вопрошателям позицию Церкви по вопросам экологии и окружающей среды. Документ опирается на Священное Писание, ссылки на которое мы часто встречаем в тексте. В пяти частях документа тема экологии преломляется в призме богословия, литургической жизни, воспитания, деятельности Церкви и соработничестве с государством и обществом. Мы четко говорим о том, чем для нас является экология и насколько она для нас важна.

Как Церковь может содействовать улучшению экологической ситуации? 

В проекте документа, на мой взгляд, очень четко прописаны все шаги в этом направлении: свидетельствовать о необходимости сохранения Божиего мира и трудиться в соработничестве со всеми здравомыслящими силами, озабоченными проблемами окружающей среды.

Каким качествам, согласно Концепции и Вашему личному мнению, должен научиться человек, чтобы окончательно не убить природу, окружающий нас мир?

Любви. В первую очередь, человек должен полюбить Бога всем своим сердцем. Тогда все остальные качества приложатся сами. И ближние, и природа это непременно почувствуют.

В Концепции говорится о том, что в рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях. Насколько вообще сегодня Церковь восприимчива к научным точкам зрения на тему происхождения мира? Насколько глубоко, по Вашему мнению, она готова сотрудничать с наукой в данном конкретном направлении без ущерба для своих традиционных взглядов?

Часто Церковь упрекают в несовременности, приводя в качестве аргументов многочисленные научные теории и гипотезы. Но ведь Библия – это не учебник по естествознанию, она не отвечает на вопросы «как?» и «когда?». Она говорит нам о том, «зачем?», «для чего?», «почему?». Научные парадигмы вот уже несколько столетий, а то и тысячелетий сменяют друг друга, открывая для нас все новые и новые грани Божиего мира. Неизменной остается лишь вера Христова и Его святое Евангелие. Мы являемся людьми, воспитанными и образованными в определенную историческую эпоху, при определенной научной парадигме. Но это не мешает нам быть христианами и пропускать все, что мы знаем и видим, через «фильтр» нашей веры. Если и в вопросах экологии мы будем пользоваться подобным подходом, то проблем не возникнет.