- Самое горячее направление для выпускников - Сибирь и Дальний Восток! - прозвучало в недавнем сюжете московского телеканала, в котором рассказывалось о том, чем сегодня живет Московская духовная академия.
Якутию это касается непосредственно. И не только потому, что немало священнослужителей Якутской епархии, включая правящего архиерея, получали богословское образование тоже там - в МДА. Дело в том, что поток священнослужителей с дипломами этой духовной школы в республику в последнее время заметно оживился. Прошлой осенью, например, епархию пополнили сразу четверо ее питомцев. Роман Ткачев, Сергей Баско, Георгий Чивиков и священник Сергий Зраев влились в штат преподавателей Якутской духовной семинарии.
А поскольку в Якутию они прилетели одним рейсом и процесс познания северо-востока России начался у них одновременно, то было логично и вопросы задать им одни и те же. Чтобы понять: а как, собственно, идет этот процесс?
- У каждого человека всегда есть выбор. Вашим выбором оказался Якутск. Почему?
Священник Сергий Зраев, руководитель центра информационных технологий семинарии: - Мне кажется, что Господь специально ставит нужных людей в нужном месте и в нужное время. Сюда нас направил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений по благословению святейшего Патриарха Кирилла. Но при этом за нами оставалось право выбора. И тут произошла встреча с владыкой Романом, которая, безусловно, повлияла на решение.
Бывает такое: увидишь человека и разговаривать не хочется. А бывает, наоборот... Ничего особенного он не говорил. Но при этом чувствовалось, что владыка из тех людей, на которых можно положиться, а таких, в общем-то, не много. Сразу пообещал: «Вы получите бесценный опыт и преподавания, и священнического служения. Потому что едете в одну из самых миссионерских епархий. Здесь большие расстояния, здесь можно многое сделать и немало повидать». И добавил: единственное, чего он от нас ждет - это желания потрудиться. И вот вместе с братьями мы приняли решение...
Роман Ткачев, проректор по учебной работе: - Сам я из Воронежа. Там закончил колледж, потом духовную семинарию, затем поступил на богословское отделение Московской духовной академии. Когда дело близилось к выпуску, нас вызвал ректор, архиепископ Верейский Евгений и говорит: «В Якутию поедете?» Мы ответили, да.
При этом я не то, что представление о ней не имел - даже на карте Якутск нашел не сразу. Хотя до этого в Лавру приезжал ректор Якутской духовной семинарии, игумен Андрей (Мороз) и говорил, что туда нужны люди. Но я и представить не мог, что это может относиться лично ко мне: хотелось домой. Владыка Евгений на это сказал: «Конечно, поедешь в свой Воронеж. Но - через Якутию!»
Георгий Чивиков, секретарь Ученого совета: - Родом я из Тверской области. Заканчивая магистратуру при Московской духовной академии, в Москве оставаться не думал. Как и прочие студенты, знал, что после выпуска возможно распределение на Дальний Восток и предполагал разные варианты: Камчатку, Сахалин... А проректор по воспитательной работе неожиданно предложил Якутск.
Незадолго до этого в Лавру по делам приезжал игумен Андрей (Мороз). Рассказывал про семинарию, про морозы... Знакомые, преподававшие еще в Якутском духовном училище, добавили к его рассказу много интересного. И все, описывая и Якутию, и правящего архиерея, говорили так, что я про себя решил: пожалуй, это лучший вариант из возможных. Для выпускника академии важна хорошая возможность начать преподавать, попробовать себя, и понять, насколько дело по тебе.
Сергей Баско, проректор по воспитательной работе: - Владыку Романа я хорошо знал еще по Ставропольской духовной семинарии: в пору моей учебы там он был проректором. Однажды встретил его в Московской духовной академии. Он предложил потрудиться в Якутии и я решил попробовать свои силы. Позже, на собеседовании по распределению у ректора академии, сам изъявил желание поехать преподавать в Якутию. Иногда в письмах друзья спрашивают: «Не страшно было уехать от дома почти 9 тысяч километров?» Я думаю, не страшно, если есть за КЕМ идти...
- Чем встретил Якутск?
Роман Ткачев: - Проливным дождем. Перепад температур оказался очень даже ощутимым: из Москвы улетали в августовскую жару при + 25, а в Якутске было всего +8. Встречавший нас отец Иларион (Варежкин) успокаивал: «Так здесь не всегда». И был прав: вдруг резко потеплело, выглянуло солнце... Мы поняли: не все так страшно!
- Так и случилось? Вообще, каким было самое сильное впечатление первого года?
Сергей Баско: - Конечно, зима. В сравнении с моим родным Ставрополем она тут настоящая. Но жить можно! Я ждал ветров вкупе с влажностью, но, как выяснилось позже, напрасно ждал.
Успел побывать в миссионерских поездках: в Сунтаре, Жиганске, совсем недавно, вместе с владыкой Романом, в поселке Сангар. Поразили бескрайние озера и реки. С интересом узнаю, как живут люди на Севере. Не перестаю удивляться той стойкости, с какой они сумели наладить в таких суровых условиях свой быт. И еще тому гостеприимству, с которым нас везде принимают.
Священник Сергий Зраев: - Ощущение пространства. Самое дальнее расстояние, на которое я ездил до этого, - это 350 км от моего родного Орла до Москвы. А тут оказалось, что в Якутии 350 км - вообще не расстояние.
Роман Ткачев: - Понимание родины. Однажды возвращались в Якутск из Чурапчи. Я ехал и вспоминал фильм «Тарас Бульба», тот момент, когда идут по дороге Андрей и Остап, и один брат говорит другому: «Моя земля греет мне ноги». Дорога, по которой мы ехали, мне ноги не грела. Она не походила на наше воронежское Черноземье: деревья, травы, цветы - все было другим! И мне кажется, именно в такие моменты человек получает шанс по-новому взглянуть на свою малую родину, начинает ценить место, где появился на свет.
А знакомство с Якутией - и врастание в нее - идет постепенно. Когда ехал сюда, думал, что не увижу здесь ни клочка зелени. А тут все есть. Уже хорошо!
- Первый год для молодого специалиста - самый сложный. Были моменты, когда опускались руки?
Роман Ткачев: - Ректор семинарии, отец Андрей (Мороз) однажды заметил: «Приехали вы юными семинаристами, а превратились в опытных преподавателей». Это, понятно, пока шутка, но на самом деле первый год самостоятельной работы заставил резко повзрослеть.
Конечно, мы в самом начале пути. И оттого очень часто приходится обращаться за советом к ректору семинарии, который и направит, и подскажет, что и как. Ведь в академиях не учат тому, как, к примеру, регулируется учебный процесс или как правильно выстраивать воспитание учащихся... В Лавре обучение было направлено на нас. Теперь - наоборот. И потому и в учебном процессе, и в воспитательной работе, как и все, нарабатываем собственный опыт, набиваем личные шишки...
Сергей Баско: - Изменила ответственность, которую на нас сразу возложили. У каждого какая-то административная должность, которую совмещаем с преподаванием. Еще год назад мы отвечали только за самих себя. Сейчас еще и за своих студентов, которым даем не только знания, но и пытаемся воспитывать... А студенты все разные. И потому к каждому приходится искать и находить свой подход. Ведь главная задача воспитательного процесса – это формирование будущих священнослужителей Православной Церкви. И оттого, как мы их воспитаем, зависит будущее нашей епархии. Примечательно, что до революции 1917 года семинария была кузницей якутской интеллигенции.
- Кстати о студентах. Насколько сложно было завоевывать авторитет преподавателей, если учесть, что вы и они - почти ровесники?
Сергей Баско: - Вот в этом как раз и заключалась одна из главных проблем. У нас несколько возрастных студентов и в первое время им, наверное, было сложно воспринимать нас в качестве педагогов. Но со временем общий язык удалось найти, понимание наладилось.
Роман Ткачев: - В духовной семинарии учебный процесс и воспитательную работу разделить невозможно. Ведь сама структура учебного процесса выстроена таким образом, чтобы дать студентам не только знания, но и соответствующее воспитание. У нас единая педагогическая концепция, согласно которой мы ведем их не только через «можно - нельзя», но и пытаемся привить христианский образ жизни и мыслей. Поэтому самое главное в учебном процессе - не просто вооружить студента нужной информацией. Ведь, в принципе, он и в Интернете ее может найти. Важно познакомить его с традицией и опытом духовной жизни. И, конечно, вместе со студентами сами трудимся над тем, чтобы научиться смотреть на мир глазами святых через опыт их духовной жизни, через призму Божественного откровения...
- Отличаются ли якутские семинаристы от столичных?
Георгий Чивиков: - Возможно, у москвичей уровень общей подготовки повыше, зато у якутян любопытства больше - вопросы чаще задают. Они интересуются тем, что изучают. С ними приятно работать.
Роман Ткачев: - Ну, для этого надо провести серьезное научное исследование! А если серьезно, то люди везде одинаковы. Особенно сейчас, когда благодаря СМИ любая информация доступна, что обусловливает и некую нивелировку мышления. Но, конечно, разница есть.
Наверное, из-за того, что здесь суровые условия жизни, ребята на Севере более открыты. В Воронеже у нас очень ощущалась дистанция между курсами, существовала некая студенческая иерархия. А в Якутской семинарии почти домашняя атмосфера: курсы дружат, различия в отношениях среди однокурсников, а также между старшими и младшими практически не заметны. Люди просты - в хорошем понимании этого слова.
- Учитывая наши расстояния, удаленность населенных пунктов, малочисленность духовенства, что, на ваш взгляд, означает быть священником на Севере?
Священник Сергий Зраев: - Это значит быть нарасхват. И в эти последние несколько дней я это прочувствовал в полной мере. Вот буквально пару минут назад мне позвонили и назначили срочно ехать в республиканский Дом престарелых - исповедывать насельников. А завтра - отправляться в поселок Капитоновка, где такой же дом-интернат. Людей не хватает! Поэтому здесь священники круглые сутки на «боевом посту».
Сергей Баско: - У нас нет времени на скуку: хватает и работы, и общения. Очень много мероприятий проходит на базе семинарии: только за одну зиму три «круглых стола», съезд православной молодежи...
Роман Ткачев: - Кажется, еще А.Хомяков писал, что у священника есть опасность впасть в искушение духовного барства. А здесь даже намека на подобное нет. Все священники, которых встречал тут, отличаются простотой, добротой, отзывчивостью.
Может, так происходит потому, что в мегаполисе множество людей, и на всех, кто обращается к священнослужителю, у него порой не хватает ни сил, ни времени, ни любви. И потому иногда ощущается некая отстраненность в отношениях между пастырем и людьми. Конечно, и в больших городах священнослужители открыты для вопросов и духовного окормления, но там ты для них... не родной, что ли. А здесь людей немного. И оттого отношения простые и теплые. И духовенство здесь такое же - его невозможно не любить.
- Если бы решение - ехать на Север или нет - вам пришлось принимать сейчас, каким бы оно было?
Георгий Чивиков: - Ни разу не пожалел, что приехал. Планирую написать, наконец, магистерскую работу (взялся за новую тему - история Якутской семинарии). Так вот пишу ее в условиях, о которых исследователь может только мечтать: документы в архиве дают в большом количестве и на значительный срок. Когда до этого изучал историю духовной семинарии в Твери, ситуация была полярно противоположной. В местных архивах на руки выдавали всего два документа и ненадолго...
Здесь мне очень нравятся две вещи: преподавать и петь в семинарском хоре. Когда сам был семинаристом, то моим послушанием было помогать в алтаре. Все время мечтал попеть в хоре, но не удавалось. А тут, наконец, воплощаю мечту.
Сергей Баско: - У меня сомнений не было и нет.
Роман Ткачев: - Хотя я не такой оптимист, как Сергей Николаевич, и иногда хочется воскликнуть «куда же нас занесло?», при этом я прекрасно знаю: когда у тебя на душе хорошо, хорошо тебе будет везде. А если внутри неважно, то где бы ты ни был, будет плохо.
А избежать последнего очень просто - надо довериться Богу, который лучше тебя знает, что для тебя полезней и куда тебя определить. И тогда самый суровый климат будет во благо...
Елена ВОРОБЬЕВА.