Рождественский пост - очищение сердца, души и тела

02.12.2014
Рождественский пост - очищение сердца, души и тела

28 ноября у православных верующих начался Рождественский пост (Филиппов пост, Малая Четыредесятница), предваряющий праздник Рождества Христова.

Подобно тому, как в природе имеется четыре времени года, так в Русской православной церкви существуют четыре поста, и как природа обновляется четыре раза в год, так православные люди через четыре поста обновляются духовно. Рождественский пост - последний из четырех многодневных постов в календарном году, и служит он для того, чтобы люди через молитву, покаяние и пост очистили себя духовно и телесно и тем самым подготовились к встрече с праздником Рождества Христова. Более подробно о Рождественском посте и празднике Рождества Христова нам рассказал благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов).

СОРОК ДНЕЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАЗДНИКУ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится еще к древним временам христианства. В IV веке упоминания о Рождественском посте встречаются у святителя Амвросия Медиоланского, а в V веке — у святителя Льва Великого. Именно святитель Лев призывает во время поста жертвовать бедным, как Господь в течение года питал нас.
Оба святых — ревнители чистоты православной веры, борцы с распространенными в то время ересями, поэтому их мнение особенно ценно.

Первоначально Рождественский пост длился у разных христиан разный период (от недели и больше), но на Церковном соборе 1166 года в Константинополе было принято решение, что все христиане «по неписанному преданию» должны поститься перед праздником Рождества Христова в течение сорока дней.
Таким образом, Рождественский пост – последний многодневный пост в году, и он освящает эти последние дни года. Он длится сорок дней (с 28 ноября до 7 января), поэтому православными людьми он часто называется Малая Четыредесятница. В частности так его называет святой XV века Симеон Фессалонийский: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Другое название Рождественского поста — Филиппов пост, так как его заговенье приходится на день памяти апостола Филиппа, одного из ближайших учеников Христа.
Пост вместе с покаянием и молитвой издревле был средством очищения сердца, души и тела. Так мы готовим себя ко дню Рождества Христова, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему чистое сердце и желание следовать Его учению.

ТЕЛЕСНОЕ И ДУХОВНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ ВО ВРЕМЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

Правила воздержания во время Рождественского поста по монастырскому уставу довольно строги. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещается вкушение рыбы, вина и елея и разрешается только пища без масла, так называемое сухоядение. В остальные дни можно жарить или тушить на растительном масле. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и в престольные праздники храма. Если же эти праздники приходятся на среду или пятницу, то рыба не разрешается. Со 2 по 7 января пост усиливается, и в это время даже в субботу и воскресенье Православная Церковь не благословляет вкушение рыбы.

Разумеется, никто не требует от мирян, тем более в наших суровых условиях поститься так строго. Достаточно воздерживаться от мясо-молочных продуктов и яиц, а если есть силы — в среду и пятницу еще и исключить рыбу. Лучше обратить внимание на свое духовное состояние. Как раз на последнюю неделю Рождественского поста приходится празднование гражданского Нового года. В этом случае пост духовный, то есть воздержание от избыточных увеселений и развлечений значительно важнее формального воздержания от животной пищи.
После праздника Рождества Христова начинается Зимний мясоед – период времени, в который разрешается вкушать мясо, длящийся до Мясопустной (Сырной, масленичной) недели (в 2015 году – с 16 по 22 февраля).

НЕДЕЛЯ ПРАОТЦЕВ И НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЕЦ

В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым мы вспоминаем предков Божией Матери и Иосифа Обручника, мнимого отца Господа Иисуса Христа. Многие из них упоминаются в Ветхом завете и все перечисляются в Новом: в Евангелии от Матфея — от Авраама до Иосифа, от Луки — от Иосифа до Адама.
А предпоследнее воскресенье перед Рождеством посвящено праотцам – ветхозаветным пророкам, царям и праведникам. Среди них есть как предки Спасителя, так и люди, предсказавшие его рождение, — пророки. Среди них особенно выделяются два пророка: Михей и Даниил. Михей точно предсказал рождение Мессии из Вифлеема: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Даниил же наиболее точно предсказал время рождения Спасителя.

ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Этот праздник отмечается Православной Церковью 4 декабря. История этого праздника такова. Праведные Иоаким и Анна долго не могли иметь детей и поэтому дали обет Богу, что если у них появится ребенок, он будет отдан на служение Богу. И когда их родившейся дочери Марии исполнилось три года, благочестивые родители отдали Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник почувствовал, что Сия Дева непростая (Она Сама поднялась по высоким ступеням храма), и Она была введена в Святое Святых — самое святое место, куда никому не принято было заходить, кроме первосвященника, да и то раз в год.
В Иерусалимском храме Дева Мария пробыла до совершеннолетия.

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК: НЕВКУШЕНИЕ ПИЩИ ДО ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ

Рождественский сочельник, или навечерие, наступает 6 января, в канун праздника Рождества Христова. Слово «сочельник» происходит от слова «сочиво». Сочивом, или коливом называется каша из пшеницы или риса с добавлением меда и сухофруктов. Вкушать сочиво в рождественский сочельник можно только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть сочельника проходит в полном неядении.
Кстати, в западных областях России и на Украине существовала добрая традиция после или перед Всенощным бдением собираться на праздничную трапезу — на стол ставились двенадцать постных блюд, в память о двенадцати апостолах.
Традиция не вкушать пищу до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явления звезды на востоке, воссиявшей о рождении Христа, однако уставом это не предписано. Типикон (книга, содержащая устав богослужений) предписывает пост до конца вечерни, однако вечерняя служба соединяется с Литургией. Поэтому постимся мы до того момента, как в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождества Христова.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – РАДОСТЬ О РОЖДЕНИИ СПАСИТЕЛЯ

Празднование Рождества Христова начинается в Ветхом завете, когда святые праотцы возвещают нам о том, что в мир придет Спаситель Иисус Христос. Намеки на это событие встречаются уже в третьей главе книги Бытия: «и вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (15 стих). «Семя Жены» - речь идет именно о Спасителе мира, рожденном от Девы.

Рождество Христово возвещается Деве Марии во время Благовещения, когда архангел Гавриил явился Ей и приветствовал: «Благословенна Ты в женах, благословен плод чрева Твоего». Из Священного Писания мы знаем, что Пресвятая Дева была обручена с благочестивым старцем Иосифом. Архангел Гавриил и ему возвестил благую весть о том, что от Девы Марии родится Спаситель.

Во время, когда Пресвятой Деве Марии пришлось рожать, в Римской империи шла перепись, и для удобства люди приходили в тот город, откуда происходили их предки. Так как Иосиф и Мария были из рода царя Давида, им надо было отправиться в его родной город Вифлеем. В Вифлееме Иосиф и Мария не смогли найти место в гостинице и остались ночевать в пещере на окраине города, где пастухи со своим стадом прятались от непогоды.
В это время и случилось рождение Господа нашего Иисуса Христа. Одними из первых радостную весть узнали пастухи, которым явился Ангел Господень и вместе с сонмом других ангелов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Вторыми для поклонения новорожденному Спасителю пришли волхвы-звездочеты — персидские мудрецы, они вычислили звезду, загоревшуюся в честь рождения Сына Божия, пришли поклониться Богомладенцу Христу и принесли Ему дары: золото — как царю, смирну (ароматы погребальные) — как человеку, елей — как Богу.

Исторически Рождество начинает праздноваться очень рано, однако к IV веку отмечается вместе с Богоявлением: 25 декабря в одних церквах или 6 января — в других. Разделение этих праздников происходит чуть позже.
Сейчас Рождество Христово празднуется целую неделю — с 7 по 13 января (дни после самого праздника называются «попразднством»). Этот период (плюс еще пять дней до Богоявления) называется святки.
8 января отмечается праздник Собора Пресвятой Богородицы. В первый день святок с древних времен (по крайней мере, упоминания об этом есть уже у отцов IV века) христиане особо вспоминают Божию Матерь. С Ней вместе вспоминают Ее нареченного мужа — Иосифа Обручника, его сына от первого брака Иакова, названного в церковной традиции «братом Господним», и царя Давида — предка Спасителя по плоти, второго и наиболее почитаемого царя народа Израиля, автора большинства псалмов из Псалтири.

14 января, на восьмой день после Рождества, отмечается праздник Обрезание Господне. Это замечательный праздник, означающий, что Господь исполнил Ветхий завет — обрезание было обрядом, совершавшимся над каждым младенцем мужского пола в качестве символа посвящения Богу.

СВЯТКИ – ВРЕМЯ РАДОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ

После Рождества Христова у православных христиан начинаются святки – двенадцать святых дней, длящиеся до праздника Крещения Господня. В этот святочный период православные христиане ходят друг к другу в гости и поздравляют с Рождеством Христовым. Издревле на Руси в православных семьях была традиция, которая жива и сейчас, - колядовать – ходить друг к другу в гости с песнопениями (колядками) в виде пожеланий — в ответ поющим дарили сладости.

В память о волхвах, принесших дары Христу, есть добрый обычай посвящать святки делам милосердия — подарки больным, сиротам, малоимущим Господь примет как дар Ему. Правда, не стоит забывать, что к делам милосердия мы призваны не только в праздники, но и во все дни нашей жизни.
В противовес благочестивым обычаям среди малоцерковных людей существовала традиция в период святок проводить гадания и спиритические сеансы. На самом деле гадание и вызывание духов - большой грех, за который в Ветхом завете вообще-то полагалась смертная казнь.

Праздничный антураж к Рождеству создает никак не оккультная символика. Традиционное рождественское и новогоднее украшение — елка, часто наряженная, и свечи. Кстати, не только дома, но и храмы к Рождеству украшаются еловыми ветками.

Елочка стала символом этого праздника в связи со старой европейской сказкой: деревья пришли поклониться Младенцу Христу, а ель (у древних скандинавских народов она была символом жизни, потому что оставалась зеленой даже зимой) смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть. Другие деревья пожалели скромную подругу и дали ей свои плоды — орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел) — а Христос с улыбкой потянулся к деревцу.

Юрий АКСАМЕНТОВ

SakhaPress