14 октября православные верующие будут отмечать один из великих и по-особенному любимых праздников – Покров Пресвятой Богородицы.
Божия Матерь считается заступницей всего человечества, Своими молитвами и предстательством перед Богом Она покрывает всех людей покровом от всего зла в мире. Но особенным уделом Божией Матери часто называют Россию. В начале ХХ века в связи с неспокойными и крамольными событиями связь нашей страны с Богом ослабла, и тогда Божия Матерь простерла Свой омофор над всей русской землей и стала игуменьей всей России. Именно поэтому праздник Покрова так чтится русскими людьми. Об этом нам рассказала пресс-секретарь Якутского епархиального управления Мария Сеньчукова.
Праздник Покрова посвящен историческому событию, произошедшему в начале X века в Константинополе во Влахернской церкви, в которой хранилась риза Богородицы. Этот храм до наших дней не сохранился, на его месте в XIX веке была построена небольшая церковь.
Город Константинополь находился в осаде — по наиболее распространенной версии, от сарацин, но, возможно, от наших предков, славян. Церковное предание повествует, что в описываемый период во Влахернском храме молились горожане, и среди них был местный юродивый - блаженный Андрей со своим учеником блаженным Епифанием. Находясь в церкви на Всенощном бдении, они увидели чудо – над молящимися стоит Божия Матерь, снимает со Своей головы покров и накрывает им всех находящихся в храме.
Праздник Покрова особенно широко отмечается в Русской православной церкви, указывая на то, что Божия Матерь Своими молитвами покрывает всех верующих, защищает и охраняет их. В других православных церквах этот праздник отдельно не отмечается.
В некоторых храмах есть обычай перед Покровом или в сам день праздника петь акафист «Радуйся, радость наша, покрый нас от всякого зла пречистым Своим омофором». Многим людям нравится читать этот умилительный, дающий надежду и поддерживающий в тяготах акафист и в другие дни.
Почему Покров Пресвятой Богородицы так любим в народе? Ему посвящены не только известнейшие храмы (в частности знаменитый московский храм Василия Блаженного носит имя Покрова, а одна из самых чтимых современных святынь — мощи блаженной Матроны Московской — находится в московском же Покровском монастыре), но и целые города. Покров Владимирской области, Покровск возле Саратова (ныне — город Энгельс), столица Хангаласского улуса Покровск...
Один из первых храмов, посвященных этому празднику, был храм Покрова на Нерве на берегу речки Нерли во Владимирской области. Строителем этого храма был святой князь Андрей Боголюбский, великий полководец XII века, от которого нам передана одна из самых древних русских икон Божией Матери – Боголюбская икона Божией Матери. При нем же в память одной из военных побед и был установлен праздник Покрова.
Праздник Покрова своими корнями уходит в древность, соответственно, в самые тяжелые эпохи в истории нашей страны – феодальную раздробленность, ослабившую государства и народы, и унизительное и разорительное татаро-монгольское иго.
Если мы вспомним историю, то заметим, что в самую тяжелую годину русский народ всегда обращался к Божией Матери, и Она откликалась на просьбы людей. Известно чудо от Владимирской иконы Божией Матери — войска Тамерлана без всяких видимых причин отступили от Москвы, куда был принесен этот чудотворный образ. Во время Первой мировой войны перед сражением у города Августова русским солдатам явилась Божия Матерь, и никто из видевших Ее не погиб...
Примеров заступничества Пресвятой Богородицы можно привести множество — поэтому русский народ особо почитает и праздник Покрова. Может быть, это почитание косвенно связано и с тем, что, по одной из версий, Константинополь осаждали наши предки – славяне. Возможно, имеет место своеобразное покаяние за далеких предков, пошедшими войной на православный народ, защищаемый Божией Матерью, молитва за своих непросвещенных отцов...
К тому же праздник Покрова считается началом зимы. Есть такая народная примета на Покров – снег идет, землю покрывает. Как раз в это время люди особо начинали особенно усердно молиться, чтобы тяжелое зимнее время с помощью Божией и заступничеством Богородицы и всех святых прошло благополучно.
По традиции в этот день девушки начинали просить Богородицу о женихах. Надо сказать, осенние «девичьи посиделки», на которые и приходили знакомиться с потенциальными невестами неженатые парни, — это древний, еще дохристианский обычай. Есть простая ассоциация: земля на Покров покрывается первым снегом, подобно тому, как покрывает голову невеста (напомним, что у русских незамужние девушки ходили без платка, а вот замужняя женщина всегда скрывала волосы под платком, и в свадебный наряд также входит головной убор).
Впрочем, это только народный обычай. О женихах, счастливом супружестве и семейной жизни можно молиться Богородице не только на Покров, но и в любое время.
Есть в русском народе глубокая вера, что Божия Матерь особо покровительствует нашей земле. В средней полосе России, в частности вдоль реки Оки стоит очень много монастырей и храмов в честь Божией Матери — и там есть такое выражение: «Ока – пояс Пресвятой Богородицы». Символические цвета Божией Матери – голубой и белый – очень соответствуют русской природе – голубое небо и белый снег.
Как уже отмечалось выше, русский народ очень часто обращался к Божией Матери за помощью, и Она всегда откликалась.
Обратимся к самому тяжелому периоду нашей новейшей истории. С ним связан образ Божией Матери «Державная». На нем изображена Божия Матерь на троне с младенцем в руках и царскими символами – короной, скипетром и державой. Эта икона была явлена после отречения от престола царя Николая II. Существует предание, что Божия Матерь Сама взяла Россию на поруки, когда Россия осталась без Богом установленной власти.
Царская власть считалась установленной Богом, потому что особо благословлялась Церковью. Царь вступал на престол через священнодействие – венчание и помазание на царство. После революции в России не только не стало царя и не только начались гонения на Церковь от новой власти — даже юридически Церковь была отделена от государства. Власть больше не была Богом благословленной.
Сейчас Церковь тоже отделена от государства. Мы за каждым богослужением молимся о властях нашей страны, а когда Президент России вступает в должность, обязательно совершается молебен о его здравии, чтобы Господь дал ему сил, разума для его служения стране и обществу. Но все же у нынешней власти России нет той связи с Богом, которая была у монарха. Хотя бы потому, что наши правители избираются людьми, а на престол восходит человек по промыслу Божию — ведь никто не может определить заранее, каким будет следующий наследник.
В XVI веке в нашем государстве сложилось представление о России как о третьем Риме — то есть преемнице Византии, а через нее — и всей Римской империи. У этой идеи есть трагический оттенок: Россия — последняя наследница Византии («Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать»), после нее не будет христианской державы. Считается, что после падения Византийской империи весь мир скатился в какое-то зло: какая-то часть — в ересь, другая оказалась под властью иноверцев. Россия осталась последней надеждой и оплотом христианства. И хотя были другие православные страны и народы (Болгария, да и греки под властью турок сохранили веру), Россия осталась «удерживающим».
Что это за «удерживающий»? В послании к фессалоникийцам апостола Павла есть такая цитата: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». (2Фесс. 2:7). Это очень сложное в толковании место, и разные отцы толковали его по-разному. Величайший учитель Церкви и знаток Писания святитель Иоанн Златоуст говорил, что «удерживающий» – это Римская империя. Суть в том, что даже языческое и враждебное по отношению к христианам государство (каковым был Рим во времена апостолов) с его властью, законами и системой их исполнения удерживает мир от хаоса и беззакония. Пока наследницей Римской империи была Византийская империя, порядок удерживала она, и она же защищала христиан. А затем такой державой стала Россия.
Можно ли говорить о России после революции в таком качестве? Сказать трудно. Но вот пример: если бы Советский Союз не победил во Второй мировой войне, некоторые народы вообще были бы уничтожены нацистами, некоторые оказались бы в рабстве... Под видом порядка восторжествовало бы беззаконие. Поэтому можно сказать, что Советский Союз стал своего рода «удерживающим».
Если смотреть на историю таким образом, то мы должны каждый день благодарить Господа за то, что Он не отвернулся от нас, некогда оступившихся, за то, что вместе со Своими святыми и Пречистой Матерью продолжал хранить Россию даже тогда, когда народ отказался от веры, когда были страшные гонения на Церковь, когда был явлен величайший со времен раннего христианства сонм мучеников за Христа.
Говоря о заступничестве Богородицы, нельзя не вспомнить о представлении о Ней как о первой монахине.
Чем отличается монах от любого другого верующего христианина? Монах приносит обеты — целомудрия, нестяжания и послушания. Но любой христианин должен жить целомудренно, не привязываться к земному имуществу и оказывать послушание начальникам, наставникам, родителям... Монах должен пребывать в молитве. Но слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18), - обращены к каждому христианину.
Пожалуй, основное отличие монаха — духовная жизнь для него является единственно значимой. Именно поэтому, а вовсе не из презрения к ближним монах живет вне семьи, именно поэтому он дает обещание не вступать в брак, а вовсе не потому, что считает брак чем-то дурным.
Обратим внимание на жизнь Богородицы. С раннего детства, согласно Священному преданию, Дева Мария воспитывалась в Храме Иерусалимском. Совсем юной девушкой Она пообещала не вступать в брак, посвятив Себя Господу. Это казалось странным окружавшим Ее людям — древние иудеи не знали такой формы служения Богу, сама семейная жизнь и воспитание детей считались исполнением заповедей. Но Пресвятая Дева Мария твердо держалась Своего обещания, поэтому Она была обручена Иосифу — благочестивому человеку, который мог позволить Ей соблюсти Свой обет. И после рождения Своего Божественного Сына Богородица не вступает в брак, продолжая служить Богу.
Мы нечасто встречаем упоминания о Ней в Священном Писании, но это очень важные моменты: после Благовещения, согласно евангелисту Луке, Она Сама идет к будущей матери Иоанна Предтечи Елисавете, которая приветствует Ее словами: «Благословенна Ты в женах!» - апостол и евангелист Иоанн Богослов рассказывает о совершенном Христом по просьбе Матери первом чуде — претворении воды в вино на свадьбе в городе Кане, он же повествует о том, что во время распятия Богородица была поручена Господом ему, любимому ученику, наконец, в Деяниях апостолов говорится, что после Вознесения Господня Матерь Иисуса пребывала в молитве вместе с учениками.
Обратим внимание на это удивительное смирение Богородицы — Она всегда скромно соприсутствует, молится, просит помощи для других (как произошло в Кане), не ждет почета, но Сама идет навстречу той же Елисавете...
Даже в том евангельском сюжете, где Ей уготована главная роль — Благовещение — Она с той же скромностью и самоотречением отвечает Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».
По преданию, отошла ко Господу Божия Матерь тоже после глубокой молитвы, получив от того же Архангела Гавриила счастливую весть о скорой встрече со Своим Сыном.
Монашество, в сущности, и должно проявляться в восхвалении Бога, молитве о ближних, смиренном послушании воле Божьей — служении Ему до последнего вздоха.
Поэтому монахи всегда стремились быть подражателями Самой Богородицы. Святая Гора Афон — «монашеская республика», куда вообще не входят женщины — считается уделом Божией Матери, Она Сама является Игуменьей находящихся там монастырей. И через этот центр монашества Ее покровительство простирается на монахов и монахинь всей земли.
Стоит добавить, что единственный на сегодняшний день женский монастырь Якутии посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.
Беседовал Юрий АКСАМЕНТОВ.