Таинство исповеди установлено Самим Господом.
Если человек приходит каяться, значит, у него появилось желание избавиться от греха, очиститься. Любой грех, как горячий уголь, который мы держим в пригорошнях, - руки жжет, и мы стараемся его побыстрее бросить. Грех похож на змею, пригревшуюся на груди. Ужалит, и тело становится мертвым, мертвой становится и душа. Она не чувствует угрызений совести, перестает слышать голос Господа, и вся жизнь становится сплошным грехом.
Но стоит человеку вспомнить о Боге, пересмотреть свою жизнь, приступить искренне к Таинству исповеди, и мир возвращается в душу.
Святой праведный Иоанн Кронштадский учит: «Кто привык давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние».
Об этом таинстве нам рассказал настоятель Градоякутского Преображенского кафедрального собора иеромонах Никандр (Горбатюк).
- Таинство исповеди - одно из семи Таинств Церкви, о нем говорит Сам Господь: "Что свяжете на земле, то будет связано на небеси, что разрешите на земле, то будет разрешено и на небесах". Следовательно, это Таинство установлено Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. С этими словами Он обращается к Своим ученикам и апостолам, говоря им, что в их компетенции что-то разрешать, а что-то запрещать.
До сегодняшнего дня на протяжении уже двух тысяч лет Церковь прибегает к этому великому Таинству. Мы знаем, что за всю историю человечества безгрешным был только Богочеловек Иисус Христос, а все мы приходим в этот мир с первородным грехом от Адама и Евы, на земле нет и не было человека безгрешного. Даже святые приходил к святости через глубочайшее раскаяние.
Правильнее называть таинством покаяние. Исповедь — его воплощение. На исповеди раскрывается душа человеческая, что очень важно для изменения и духовного роста человека.
Часто бывает, что мы стараемся найти некое оправдание своим проступкам. Даже в Таинстве исповеди мы стараемся найти более удобное слово — синоним страшному греху. Например, когда человек ворует, он приходит на исповедь и говорит: «Я не воровал, я взял чужое». Когда человек уже отпетый лжец, он не назовет себя лжецом, а скажет: «Я говорю неправду». Если человек блудник, он не найдет в себе усилий сказать: «Я блудник, я смотрю нехорошие фильмы, читаю нехорошие статьи».
Каждую страсть, каждый порок человек старается даже на исповеди, перед святым крестом и Евангелием и священником преподнести, как конфетку, в более красивой обертке. А за этой оберткой скрывается очень дурная начинка. Искреннее же покаяние и искреннее раскаяние происходит тогда, когда человек доходит до глубин своей души и перерождается. А для того чтобы человек изменился и исправился, он должен обязательно в себе покопаться, поискать в глубинах своей души все те ошибки, которые он совершает ежедневно.
Часто после исповеди мы чувствуем, что как бы нам ни было стыдно и неловко перед священником, мы сбросили со своих плеч огромный груз. Только тогда это можно назвать искренним раскаянием.
Когда кающийся приходит на исповедь и говорит: «Батюшка, те грехи, которые вы только что перечисляли, я часто совершаю. К сожалению, они не обходят меня стороной в быту, но в моей жизни есть и более страшные грехи. Я бы хотел покаяться, потому что на протяжении уже многих лет они не дают мне жить, на протяжении многих лет я не могу спать, я чувствую вину перед тем, с кем плохо поступил». И когда ты видишь, что действительно искренне высказался, залился слезами от осознания своего проступка – это действительно раскаяние.
В этом и заключается Таинство исповеди: человек искренне, со всей душой, с чистыми намерениями подходит к кресту и Святому Евангелию, зная, что он не перед священником сейчас рассказывает, что он совершил страшное на протяжении определенного периода времени, а кается в этот момент Самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Потому это и называется Таинство, что здесь происходит некая тайна, а священник является лишь свидетелем, посредником, тем, кто выслушивает.
Это похоже на визит к врачу. Человек приходит и называет симптомы своей болезни. Только выслушав пациента, врач выносит диагноз, что нужно сделать, к чему нужно прибегнуть - или моментально к скальпелю, чтобы сразу удалить эту болячку и сохранить жизнь человека, или к терапии, чтобы болезнь не прогрессировала. Так же на Таинстве исповеди: священник задает кающемуся вопросы не ради любопытства, не копошась в душе человека, а чтобы понять источник греха, насколько он уже закрепился в душе человеческой, как давно этот грех владеет человеческой душой и самой жизнью человека. После исповеди священник может дать какой-то «рецепт»: посоветовать почитать какую-то духовную литературу, порекомендовать те или иные молитвы. Для того он и стоит рядом с аналоем в качестве свидетеля, чтобы в дальнейшем помочь кающемуся пред Богом искоренить грех, не упасть глубже.
Исповедь никогда не будет плодотворной, если отойдя от аналоя после разрешительной молитвы священника мы вновь начали грешить - повздорили с какой-то прихожанкой, одернули девушку, которая пришла в храм в неподобающей одежде, поругались в свечной лавке. В чем смысл вашей исповеди, если вы только что все это перечислили, а через пять минут совершили то же самое? Тогда это пустая формальность. Если исповедь не сопровождается искренним раскаянием и не приносит желания измениться и исправиться, то это профанация Таинства.
Если ты понимаешь, что тебе что-то, в чем ты уже раскаялся и больше не совершаешь, не дает покоя, то не нужно от исповеди к исповеди это повторять. Это уже прощено.
Святым, становишься не после исповеди, а благодаря соблюдению заповедей — если, отойдя после Таинства от аналоя, ты осознал себя грешным человеком и решил радикально изменить свою жизнь, искоренить свои грехи, если после исповеди ты любишь своих врагов, просишь прощения у тех, кого обидел или кто тебя обидел, если произошло твое перерождение. Вот тогда наступает святость — тогда можно сказать, что человек следует по правильному пути, по которому нас призывают следовать Господь и Его Церковь.
Когда человек приходит на исповедь, чтобы для галочки перечислить: «согрешил делом, словом, помышлением», - это не искреннее покаяние, это тоже формальность.
Встречаются и такие, которые начинают учить священника и даже осуждать его. Зачем ты тогда пришел на исповедь? Ты ведь пришел в больницу, во «врачебницу»! Из этой врачебницы ты должен выйти исцеленным, а уходишь с еще большим числом грехов. Надо доверять опыту священника и духовника.
- Расскажите, как проходит исповедь?
- Исповедь совершается в храме Божием — обычно во время богослужения, до или после него. Бывают исключения, когда Таинство исповеди может происходить на дому: например, когда человек находится при смерти или тяжело болен или находится в каком-то специальном учреждении. Тогда призывают священника, чтобы он совершил это таинство за пределами храма.
Порой люди впадают в страшное уныние и не могут бороться с падениями. Или же если человеку не дают покоя тот или иной грех или то или иное состояние. В таких случаях человеку лучше прийти в храм к священнослужителю и попросить его об отдельной встрече вне богослужения.
Практика православной исповеди отличается от католической, которую мы часто видим в западных фильмах: в кабинке с зарешеченным окошечком сидит священник, а перед этим окошком стоит на коленях человек и кается. В православной традиции это выглядит иначе: во время, перед или после службы священник выходит к народу с Евангелием и крестом, кладет эти священные предметы на специальный постамент или высокий столик — аналой, затем читает специальное чинопоследование Таинства исповеди (это очень древние молитвы).
Священник может совершить общую исповедь: перечислить основные мелкие грехи, которые мы совершаем ежедневно и которые не обходят в той или иной степени практически ни одного человека - зависть, ложь, неподобающее поведение, сквернословие. Более страшные и серьезные грехи - например, убийство или аборт, человек знает и называет сам. Кающийся подходит к аналою и рассказывает о своих прегрешениях. Священник, выслушивая его исповедь, может задавать уточняющие вопросы. Если священник понимает, что человек принес искреннее покаяние, он может дать какой-то духовный совет, посоветовать какую-либо духовную литературу или молитву, затем спросить: «Вы будете стараться больше так не поступать? Вы будете стараться исправляться?» - и когда человек свидетельствует, что он будет стараться избегать тех или иных гадостей и преступлений, то священник покрывает его голову частью своего облачения – епитрахилью, — читает древнюю разрешительную молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (называется имя человека в крещении), вся согрешения твоя...» и осеняет его крестным знамением.
Некоторые люди при чтении священником молитвы встают на колени. Это свидетельствует об искреннем покаянии. Затем раскаявшийся, перекрестившись, прикладывается к Святому Евангелию и кресту, иногда — берет у священника благословение, сложив крестообразно ладони (это не обязательно) и отходит в сторону.
Стоит сказать, что по укоренившейся традиции Русской Православной Церкви готовящийся к Таинству Причащения должен посетить богослужение с вечера и приступить к Таинству покаяния. Исповедоваться в таком случае тоже лучше вечером — тогда утром на Божественной Литургии он уже не беспокоится о том, что ему нужно пойти на исповедь, ни умом, ни сердцем не отвлекается от богослужения. Но можно подойти к исповеди и утром — многие люди работают шесть дней в неделю и не могут успеть исповедаться за вечерним богослужением. В виде такого исключения священники исповедуют и на Божественной Литургии. Но нужно помнить: это делается не для тех, кто поленился прийти на вечернее богослужение, а в силу того, что не от всех это можно требовать. Если священник знает, что это его постоянный прихожанин, а не тот, который приходит в храм Божий от случая к случаю, он имеет полное право спросить: «Почему вас вчера не было за вечерним богослужением и на исповеди?». Если человек не называет объективную причину, священник может сказать: «Простите, но так как вы являетесь постоянным прихожанином, давайте отложим ваше участие в Таинстве Евхаристии на следующий раз».
В исповеди же священник никогда не может отказать. Исповедь можно совершить в любой день и в любое время, когда в этом нуждается человек.
Особенно часто совершается исповедь в многодневные посты, потому что это особый период, когда Церковь призывает нас к покаянию, а мы должны обратить внимание на свою жизнь, душу, поступки, на отношения с ближними и дальними.
Часто можно встретиться с такой ситуацией: человек уже настолько укоренился в своем грехе, что священнику сообщает о том или ином проступке с гордостью. Священник задает дополнительные вопросы и понимает, что человек абсолютно не раскаивается, а просто констатирует факт. Но на исповеди не может быть констатации факта. Покаяние совершается лишь тогда, когда человек до глубины души, до слезного плача видит свой грех и просит за него у Господа прощения. Если же он пришел, просто чтобы высказаться, как к психологу или психотерапевту, священник говорит ему: «Простите, видимо, вы попали не сюда. Здесь — исповедь. Вы должны искренне раскаяться в своих проступках и делах, даже укорененных мелких грехах».
К сожалению, достаточно священнослужителю приходится сталкиваться с людьми, приходящими в нетрезвом состоянии и требующими исповеди. Священнику нужно поговорить с таким человеком, но исповедовать его ни в коем случае нельзя, потому что им сейчас движет смелость, подпитанная алкогольным опьянением, а не искренним сердечным раскаянием. Если в таком состоянии он приступит к исповеди, это будет профанацией таинства.
Хочу еще раз напомнить: на исповеди человек должен осознанно принести покаяние перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за свои проступки. Если же человек находится в состоянии аффекта, он ни в коем случае не может приступить к Таинству, так же как не может каяться человек против своей воли. Например, некоторые родители заставляют своих детей идти каяться, говоря им: «Или ты пойдешь каяться, или я не буду с тобой общаться». Если священник узнает об этом, ни детей, ни родителей нельзя исповедовать — им надо разъяснить, что это Таинство, оно может совершаться только по свободной воле человеческой, когда он искренне готов раскаяться в тех или иных грехах.
- Как подготовиться к исповеди?
- Нужно за некоторое время, желательно за день, посидеть и подумать: что ты сделал плохого. Хорошо было бы записать свои прегрешения на листе бумаги, чтобы на исповеди ничего не забыть.
Но новоначальным перед исповедью еще нужно осознать свои грехи, потому что часто человек, только стоящий на пороге храма, не может определить грех.
Существуют брошюры для подготовки к исповеди. Один из таких удобных и понятных трудов для современного человека – «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), написанный еще в XIX веке. Из наших современников можно назвать архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и его «Опыт построения исповеди».
Такие брошюры помогают нам покопаться в своей душе и вспомнить разные мелкие грехи. Это похоже на план сочинения, как нас учили писать в школе: сначала вступление, потом основная часть, потом заключение — тогда получается логическое сочинение. Так и здесь - исповедь не должна быть хаотичной - вспомнил одно, второе, третье, стоишь дергаешься, пальцы ломаешь... Человек на исповеди должен вспомнить сначала грехи, которые он совершил против Бога – ропот, хула на Бога, кощунство... Порой люди совершают такие грехи - говорят в сердцах вслух, бывает в анекдотах, в шутках, такое иногда делают даже воцерковленные люди. Затем — грехи против ближнего: осудил, оскорбил, не дай Бог — ударил. Только в третью очередь ты вспоминаешь, чем ты согрешил против себя самого, что ты сделал дурного для своей души. Тогда получится логически правильно построенная и осознанная исповедь.
Через чтение этих книг, которые готовят к исповеди, ты будешь понимать, что за чем шло в твоей жизни, что от прошлой исповеди к этой ты повторил или не повторил. Может, прочитав этот труд, ты вспомнишь: «А ведь я полгода этого не делал. В моей жизни есть некий прогресс», - не похваляясь этим перед собой, а заметив, что за последнее время сделал над собой усилие и не повторил греха, который был в душе укоренен.
Поэтому такие труды святых отцов помогают даже воцерковленным людям, перечитывая их, каждый раз, осознавать, что в твоей жизни уже стало второстепенным, а на что нужно обращать самое пристальное внимание.
Но часто бывает, что прихожане перебарщивают: готовясь дома к исповеди, они приходят на исповедь с 48-страничной тетрадкой. Такого фарисейства тоже не должно быть, и подобную исповедь священнику порой приходится обрывать. Это или фанатизм, или упивание своими грехами, или просто бездумное переписывание книжки. Спрашиваешь у него: «Ты что, убил человека?» - «Нет» - «А зачем тогда ты все переписал это все из книжки?» - «На всякий случай». Такие моменты нужно понимать и видеть, чтобы человек не впал в состояние, называемое духовной прелестью (от слова «лесть» - ложь) и чтобы исповедь не превратилась в прием у психотерапевта, чтобы какая-нибудь кликуша, которой все равно, что у нее за спиной стоят еще сто пятьдесят человек, ждущих своей очереди, и которая думает: «Я ведь сейчас должна стать святой, отойдя от аналоя» - не нашла свободные уши священнослужителя.
Для христианина полезно получать наставления не только в книгах, но и в личном общении: с более опытными и благочестивыми прихожанами, со священниками — одним словом, с людьми, которые могут нам быть примером, глядя на которых мы учимся отличать добро от зла. Именно поэтому Церковь предлагает нам почитать святых.
Но Церковь жива, и до сих пор есть люди, на которых мы можем равняться. Они вокруг нас, и они учат нас отказываться от греха и следовать добродетели.
- В каких случаях могут наложить епитимью?
- Когда это полезно для самого человека. Когда священник видит, что через этот труд грешнику простилось бы это страшное прегрешение.
Епитимья может быть разной. Она соизмерима с силами и возможностями человека. Священник не может наложить на человека сложную епитимью, которую сам не мог бы исполнить — так учат святые отцы и так нам говорили опытные священники в семинарии. Если ты дал епитимью человеку, приди и сам выполни такую же, молясь о нем.
Если человеку дается епитимья в виде чтения акафиста или определенных молитв, то совершая эту епитимью один на один у себя дома, человек вспоминает о своем согрешении, как о чем-то страшном, что ему не дает приступить к Чаше — Таинству Причастия. Выполняя эту епитимью, он понимает, что ему нужно исправляться и в будущем ни в коем случае не повторять такого греха.
Таким образом, епитимья дается для того, чтобы человек осознал, что он совершил нечто страшное и в конечном итоге покаялся искренне, а не машинально. Духовник принимает такое решение, зная свое чадо. Например, он видит, что этот грех повторяется из года в год и говорит: «Знаешь, дорогая, сначала мы пытались одним способом искоренить этот грех, потом другим, но это не помогло. Теперь я тебя не допускаю к Чаше, так как ты нарочито совершаешь этот проступок. Вот тебе епитимья — осознай и подумай».
Здесь видно, что епитимья дается не для наказания, не для того, чтобы сделать грешнику еще хуже, как неудобоносимое бремя. Это лекарство для исцеления души человеческой.
- Обязательно ли наличие духовника?
- Если ты настоящий верующий и ходишь в храм, то как у каждого прихожанина у тебя должен быть духовник. Священника надо выбирать не такого, который симпатичен тебе внешне, а такого, который, по твоему убеждению, приведет тебя ко спасению. Ты обращаешься к этому священнослужителю, и он помогает тебе в решении твоих духовных вопросов, ты чувствуешь не просто добрую привязанность, а видишь, что с этим человеком ты изменяешься, рядом с ним тебе хочется идти выше и выше по лесенке в небо, чтобы твоя душа была спасена. Это и есть духовник — человек, которому ты исповедуешься, к которому ты обращаешься за духовными советами и наставлениями. Он должен быть у любого прихожанина, который считает себя сознательным православным христианином.
Отдельно следует оговорить вопрос о тайне исповеди. Это значит, что не может быть такого, что ты вчера пошел на исповедь, а священник потом кому-то рассказал о твоих грехах. Он не имеет права говорить о грехах, называя личность. Другое дело, что грехи у всех людей похожи, так что не следует думать, что если священник сказал вслух о грехе, то он имеет в виду именно вас. Он должен призывать к покаянию и приводить какие-то примеры.
- Как часто нужно исповедоваться?
- Как ощутите, что этого потребует ваша душа. Если вы заболели, вы же не будете лежать с температурой 40. Если вы часто болеете, вы же не ждете, что недуг пройдет сам, а прибегаете к лекарственным средствам. Если они не помогают на начальном уровне, вы вызываете скорую помощь.
Так и с исповедью. Когда сердце не на месте, когда твоя душа ноет, когда она неспокойна оттого, что ты осознаешь, что поступаешь плохо — тогда ты чувствуешь, что душа требует исповеди, хочет избавиться от греха, но не просто прийти выговориться, а искренне раскаяться и измениться. Например, ты думаешь: «Я подлец, я нехорошо поступил со своим другом. Я не могу с этим жить». Но перед визитом к врачу мы обычно и сами стараемся устранить причину заболевания: если мы отравились сладостями, мы убираем со стола конфеты, если у нас выросла температура вследствие переохлаждения — греемся. Так же и перед исповедью – сначала нужно позвонить тому, кого обидел, попросить прощения. Даже если этот человек уже простил вас, это не значит, что проступок прошел: вас гложет, что вы когда-то сделали больно человеку.
Конечно, это должно быть озвучено на исповеди, перед крестом и Евангелием. Если когда-то вы так опустились, что причинили боль другому, вы должны покаяться и попросить прощения не только у обиженного, но и у Бога. Ведь человек — Его образ. Оскорбляя других, мы оскорбляем Его.
- Кому исповедуются сами священники?
- Священники, как и все верующие, исповедуются у духовника. В каждой епархии и в каждом благочинии есть назначенный духовник. Священнослужители должны как минимум один раз в течение многодневного поста собраться и провести общую исповедь. Такая традиция есть во всех епархиях Русской Православной церкви. Священники обычно исповедуются, стоя на коленях, в алтаре — тоже перед аналоем с крестом.
- Есть ли у вас духовные чада?
- Я, разумеется, не претендую на то, чтобы быть старцем. Но я являюсь настоятелем кафедрального собора — естественно, люди часто приходят за духовным советом и на исповедь именно ко мне. Да, моя паства — это мои духовные чада. Можно сказать, что духовные чада есть у каждого священника, которому приходится исповедовать людей.
Беседовал Юрий Аксаментов
"Эхо столицы", Выпуск: №23 (2397) от 6 марта 2015 г.