Три седмицы подготовки к подвигу поста, покаяния и молитвы

03.02.2015
Три седмицы подготовки к подвигу поста, покаяния и молитвы

23 февраля наступает Великий пост – важнейший и древнейший из всех многодневных постов в православном календаре. Он длится сорок восемь дней и вводит верующих в Праздник праздников – Пасху.

Предваряют Великий пост три приготовительные недели, служащие для облегчения перехода к постному периоду. Поскольку в Великий пост есть строгое ограничение в пище – не вкушают мясные, молочные, рыбные и яичные продукты, первая и третья недели до поста – сплошные, то есть без постных дней (но в третью неделю мясо уже не вкушают). Вторая особенность приготовительных недель - постепенный переход к постному уставу богослужений. Накануне воскресного дня начинают петь покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», которые затем будут исполняться в субботние дни Великим постом.

С первой приготовительной недели начинаются богослужения по книге «Триодь Постная». Слово «триодь» происходит из греческого языка: «три песни». Трипеснец — это канон из трех песен (обычно каноны состоят из восьми песен): небольшая богослужебная поэма из трех глав. Такие каноны поются и читаются в храме Великим постом.

Это очень древняя книга, она древнее многих других богослужебных текстов. Постная Триодь включает в себя период с Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы накануне Пасхи. Затем, от Пасхи до Недели Всех святых (после Пятидесятницы) для богослужений используется другая книга — «Триодь Цветная».

Об особенностях приготовительных недель к Великому посту нам рассказала пресс-секретарь Якутского епархиального управления инокиня Евгения (Сеньчукова).

Неделя о мытаре и фарисее

Перед первой приготовительной неделей (в этом году она начинается 1 февраля), в воскресенье, вспоминается притча о мытаре и фарисее, ее рассказал Сам Христос.

В Иерусалимский храм, главную святыню ветхозаветного мира, заходят помолиться два человека. Один из них — фарисей. Фарисеи были интеллектуальной и духовной элитой иудейского общества — они хорошо знали Священное Писание и толкования на него, сами проводили дни в обсуждении тонкостей понимания Библии, усердно молились, требовательно относились к исполнению Закона Божия. Христос, однако, всегда спорил с ними и обличал их. Парадоксально, но их праведность играла против них — они превозносились над другими, простыми людьми, которые были рыбаками, строителями, воинами и просто не успевали тщательно выполнять каждую букву закона.

Другой человек, пришедший в храм, — мытарь. Мытарь — это сборщик налогов в пользу Рима, что-то вроде инспектора налоговой полиции. В то время Рим оккупировал Иудею. К приспешникам оккупационной власти иудеи любовью не пылали, тем более что среди них было достаточно большое количество проходимцев, готовых отнять в свою пользу последнее.

Итак, фарисей, человек образованный и глубоко верующий, он постится больше, чем другие, жертвует больше, чем предписано законом — обращается к Богу с такой молитвой: «Господи, я благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди – воры, прелюбодеи и этот мытарь». Мытарь стоит в храме позади, бьет себя кулаком в грудь и говорит: «Господи, будь милостив ко мне, грешному». Он понимает свою греховность и искренне кается. Христос говорит, что мытарь ушел более оправданным, чем фарисей.

Церковь в эту неделю отменяет пост, дабы мы не уподоблялись фарисею. Исторически это произошло в связи с полемикой с армянами (в Армянской церкви эта неделя была, напротив, постной).

Чему эта притча нас учит? Фарисей, объективно говоря, очень достойный человек, верующий, и он совершенно искренне благодарит Бога. Почему же он уходит из храма не до конца оправданным? Его преступление перед Богом состоит в том, что он превозносится над другими людьми. Он не просто задирал нос перед мытарем, которого осуждал за конкретные дела — он обезличивал других людей, видя в них только грех: этот - мытарь, этот - прелюбодей, этот - вор... Такое омертвелое состояние души не позволяет относиться к другому с сочувствием, а самое главное — увидеть грех и в себе.

Мытарь действительно грешный человек, и он осознает свою греховность. Он ушел из храма более оправданным, потому что так же искренне просил Бога простить его.

И составители богослужебных текстов подчеркивают, что нужно подражать и фарисейской добродетели и искреннему покаянию мытаря: «Постараемся подражать добродетели фарисея и устремиться к смирению мытаря, одновременно ненавидя безрассудное самомнение и пагубу падений» - так по-русски звучит один из тропарей воскресного дня. Это очень важное уточнение. Недавно появилась такая фраза: «Некоторые мытари гордятся тем, что они не фарисеи». Действительно, нередко можно встретить людей, которые считают, что нет ничего страшного в том, что они не постятся, как какие-то «фарисеи»-церковники — зато они молятся, смиряются и хорошо относятся к другим людям. Что же это за смирение такое, если они считают, что в них все в порядке? Эти вещи должны сочетаться — смирение, молитва и добродетельная жизнь. Вся эта неделя перед Великим постом дана нам для того, чтобы показать, что если мы соблюдаем какие-то требования поста, то это не повод для гордости. Мы должны уметь каяться, для того нам и дан пост. Вот почему именно на всенощном бдении воскресенья о мытаре и фарисее и поется впервые тропарь «Покаяния отверзи ми двери».

Неделя о блудном сыне         

Следующее воскресенье, за две недели до начала Великого поста, посвящено притче о блудном сыне. Жил человек с двумя сыновьями. Один из сыновей попросил отдать ему причитающуюся ему часть наследства, чтобы уже сейчас потратить ее на свое усмотрение. Отец, нисколько не возмущаясь, отдает ему часть наследства, сын уходит и просаживает все полученное на еду, алкоголь и женщин. Когда деньги у него заканчиваются, он устраивается к богатому человеку ухаживать за свиньями. Причем свиньи у иудеев – нечистые животные, так что видно, что этот юноша пал дальше некуда. В стране наступает голод, он готов питаться едой для свиней — рожками. На Ближнем Востоке растет дерево, наподобие акации, но намного выше. Его плоды — жесткие стручки, напоминающие рожки. Если их размочить в воде, они напоминают чернослив. Но, разумеется, это не та пища, которой можно наесться. Юноше не давали даже ее.

Наконец, он приходит в себя и думает: «У моего отца даже рабы имеют вдоволь хлеба, а я тут голодаю. Пойду-ка я к отцу и испрошу прощения и попрошусь к нему в слуги». Он возвращается домой и говорит: «Отец, я согрешил перед Небом и тобой и не достоин называться твоим сыном». Отец останавливает его речь, отдает ему перстень со своей руки (знак царского достоинства), вводит в дом, велит заколоть лучшего теленка и устраивает пир.

Тем временем старший сын, пасший стадо, возвращается домой и спрашивает, по какому поводу празднование. Ему отвечают, что вернулся его брат. Возмущенный, старший сын идет к отцу и говорит: «Я служил тебе верой и правдой, а ты мне никогда козленка не давал, чтобы я посидел с друзьями! А когда пришел твой младший сын, просадивший наследство, ты велишь заколоть теленка и привечаешь его как будто он и не пропадал». На что отец отвечает: «Ты всегда со мной, и все мое - твое, а твой брат пропадал и нашелся — был мертв и ожил».

Под отцом в этой притче понимается Сам Бог, а под блудным сыном — каждый из нас. Немало людей, получив блага от Бога, порывают с Ним связь — они покрестились, несколько недель походили в церковь, а потом перестали. Многие вспоминают о Боге и храме, когда для них наступают тяжелые времена. Урок этой притчи: в тяжких обстоятельствах, когда мы оказались в казалось бы безвыходном положении, мы всегда можем вернуться к Богу. Но здесь следует подчеркнуть: человек всегда может вернуться к Богу только через покаяние. Бог не обязан нам помогать и отвечать, Он это делает из любви и милосердия.

Вечером накануне воскресенья о блудном сыне на службе поется известный 136 псалом «На реках Вавилонских». Он посвящен воспоминанию о том периоде, когда евреи находились в вавилонском плену в период первого разрушения храма. Автор рассказывает, как притеснители требуют от пленников спеть свои песни. А иудеи не могут петь «песнь Господню в чужой стране» - все их песни были храмовыми, а храм Иерусалимский разрушен, и они сами находятся в языческой стране. «Отсохни моя десница, если забуду тебя, Иерусалим!» - взывает псалмопевец, тоскуя по родному Святому городу.

Заканчивается псалом страшным проклятием: «Проклятая дочь Вавилона! Блажен тот, кто воздаст тебе всем, что ты воздала нам! Блажен тот, кто разобьет твоих младенцев о камень!». Не стоит думать, что на христианском богослужении верующих призывают к мстительности. Христиане понимают эти строки как призыв бороться с грехом, «дочерью Вавилона» (Вавилон — город греха). Когда грех еще только рождается в душе («младенец»), он должен быть уничтожен без жалости.

В этом году очень символично второе воскресенье Постной Триоди совпадает с памятью Собора Новомучеников и Исповедников Российских (8 февряля). Новомученики — люди, пострадавшие за веру в годы гонений, то есть сразу после революции 1917 года, во время смуты и от безбожной власти. В 2000 году они были все вместе прославлены как святые. Это очень важное событие! Мы часто вспоминаем, что в Советском Союзе многое было хорошо — цены доступнее, преступность ниже, еда натуральнее, образование качественнее. Кто-то говорит, что, напротив, сейчас жизнь лучше — в магазинах больше выбора, есть возможность путешествовать. Но в этих спорах забывают самое главное: в основе идеологии, на которой держался Советский Союз, было безбожие. Не просто отсутствие веры, а агрессивно-презрительное отношение к Богу, Церкви и верующим. Людей могли вызывать на допросы, сажать в тюрьму и даже казнить за веру, формально обвиняя их в антигосударственных настроениях, бродяжничестве и так далее. Храмы уничтожались или отдавались под хозяйственные нужды. Монастыри разгонялись и объявлялись вне закона. Просветительская деятельность Церкви была запрещена. Даже просто привести ребенка в храм — преступление.

Это продолжалось несколько десятилетий, то затухая, то, наоборот, усиливаясь. Во время Гражданской войны, в периоды правления Сталина и Хрущева, при Брежневе — над верующими нависала опасность. Если не казнить, то уволить с работы, если не посадить в тюрьму, то закрыть храм...

Такая беда произошла в православной стране. До революции почти все жители России считались верующими. И что же потом? На территории Дальнего Востока (в том числе и в Якутии) многие десятилетия вообще не было храмов! Все священники были изгнаны, казнены, сосланы. Выходит, те, что называли себя верующими — молчали?

Сейчас две трети россиян тоже называют себя православными христианами. Но что с нами станет, если вдруг беда повторится?

Прославление новомучеников стало актом покаяния для всего российского общества. Как блудные сыновья, мы вернулись к Богу и Церкви через десятилетия скитаний! Пусть Господь молитвами новомучеников не даст нам утратить веру!

Сретение Господне

Этот двунадесятый непереходящий праздник отмечается 15 февраля. В этом году он приходится на Неделю о блудном сыне. В этот праздник вспоминается событие из детства Христа. На сороковой день после рождества Христа, как полагалось по древнему закону, Его принесли в храм, совершить очистительный обряд над Ним и Его Матерью. Дева Мария была свободна от всякой нечистоты, Ей не нужны были эти обряды. Тем не менее Она идет, чтобы исполнить закон.

В центре события Сретения находится встреча Младенца Христа с праведным Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной.

Предание говорит, что Симеон Богоприимец был одним из переводчиков Ветхого завета с еврейского языка на греческий. Он наткнулся на пророчество Исайи о рождении Спасителя от девы и засомневался. Под словом «Альма» может пониматься как дева (девственница), так и молодая женщина. Это слово вызвало сомнение у Симеона, потому что он не был уверен, что имеется в виду. С одной стороны, в пророчестве явно есть указание на чудо, с другой — слишком оно невместимое... И тогда ему явился ангел и сказал: «Ты будешь жить, пока не увидишь своими глазами, как сбылось это пророчество».

Симеон жил полтора века, находясь при храме, ожидая Спасения Израилева — прихода Мессии. Когда он, наконец, видит Младенца Христа в храме, то, счастливый от встречи со Спасителем мира, произносит известные слова, которые сейчас поются на каждой вечерне: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему в миром...». Кроме того, Симеон дает пророчество Деве Марии, уже не такое радостное: «Тебе Самой оружие пройдет душу и откроются помышления многих сердец». С одной стороны, Богородица будет слышать, что происходит в сердцах других людей — пророчество о Ее небесном заступничестве за всех людей, продолжение Ее собственных слов, произнесенных Ею за несколько месяцев до того, в доме родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елисаветы, в Ее знаменитой песни «Величит душа Моя Господа»: «Отныне меня будут благословлять все поколения людей!». С другой стороны, Симеон предупреждает: «Оружие пройдет Твою душу». Уже не евангелист Лука, описавший Сретение, а Иоанн Богослов рассказывает, как стоит Богородица у Креста, а Ее Божественный Сын передает Ее на поруки Иоанну. Можно представить Ее состояние, когда Она видит Своего Сына невинно умирающим!

Неделя о Страшном Суде

Эта неделя также называется Мясопустной, так как в нее уже не вкушают мясо, Сырной седмицей и масленицей.

Эта неделя имеет название о Страшном Суде, потому что в ее воскресенье читается отрывок из Евангелия от Матфея о Страшном Суде.

Это очень поучительное чтение. В две предыдущих недели мы говорили о внутреннем делании, покаянии, а в эту неделю мы говорим о поступках, по которым будет нас судить Бог. Когда Спаситель придет во второй раз на землю, сойдут с Ним Ангелы, Он Сам воссядет на престоле и разделит всех людей на «козлов» и «овец». «Овцам» Он скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-37). «Овцы» - праведники в недоумении переспросят — когда они оказали Ему такие услуги? - и услышат в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (стих 40). «Козлам» же, стоящим по правую руку от Него, он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (41-44), а на их недоумение ответит, что тот, кто не сделал добра нуждающимся, не сделал его Самому просящему Христу. Евангельское чтение заканчивается страшным предупреждением: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (стих 46).

Когда произойдет Страшный Суд, неизвестно — Христос предупреждал, что час Его возвращения не известен даже Ему Самому, а только Отцу. Известно лишь, что Христос будет судить всех людей в конце истории, после воскресения мертвых. Время до Страшного Суда дано нам для покаяния — если человечество будет грешить и не задумываться о последствиях — Христос придет судить нас внезапно, и каждому воздастся по справедливости. Он будет судить каждого человека, от сотворения мира до последних мгновений его существования. Злые люди будут отделены от добрых, и их постигнет вечное наказание – муки в аду. Дело не в том, что Бог жесток. Он прощает все — ошибки и даже преступления. Но Он не прощает бессердечия и равнодушия к чужому горю. Он Сам пришел послужить людям, послужить даже до смерти. А если некий человек не хочет приложить малейших усилий, чтобы помощь другому, почему Бог должен прикладывать усилия, чтобы спасти его?

Это главный урок третьей недели перед Великим постом.

Часто икону Страшного Суда изображают на западной стене православного храма. В Градоякутском Преображенском кафедральном соборе на западной стене, прямо напротив иконостаса, всю стену занимает работа «Страшный Суд» кисти московского художника Павла Рыженко (он скончался в 2014 году). Это панно появилось в храме в 2007 году благословению епископа Зосимы (+2010). Художник работал в реалистичной манере, поэтому изображение выглядит не вполне канонично. Возможно, главная часть композиции — в центре ее Павел Рыженко изобразил самого себя у ног Архангела, взвешивающего его грехи и добрые дела...

Эта неделя — масленица — также без постных дней. Вновь мы видим, что спасаемся не только ритуалами и посещением богослужений, соблюдением поста или вычитыванием молитвенных правил, но прежде всего помощью другим людям, состраданием и милосердием.

В то же время, на масленицу уже есть элементы поста: например, не совершается Литургия, то есть главное и особо торжественное богослужение  среды и пятницы. В Великий пост в эти дни совершается служба, которая носит название «Литургия Преждеосвященных Даров» - на самом деле, это не Литургия, а вечерня, за которой причащают людей заранее запасенными, прежде освященными Святыми Дарами.

Исторически масленица — это славянский языческий праздник, связанный с приходом весны и поминовением усопших. Отсюда — традиция есть блины, которые считались и сегодня по традиции остаются поминальным блюдом. Стоит добавить, что в субботу перед воскресеньем о Страшном Суде совершаются заупокойные богослужения — эта суббота Вселенская Родительская, в нее поминаются все усопшие за всю историю. Следующее такое глубокое воспоминание усопших будет совершаться в субботу перед праздником Пятидесятницы, а менее торжественные поминовения усопших — во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

Символически масленичные блины в древности оказывались связанными с солнцем, возвращение которого отмечают в эти дни. Практическая сторона масленицы в православном сознании – человек может банальным образом наесться перед Великим постом.

В масленице нужно отличать традиции, которые ничем не плохи, от языческого суеверия. Ничего плохого в сытном блюде без мяса — блинах — нет. Поминать усопших ими очень удобно — они сытны и просты в приготовлении, мы и сейчас на поминальной трапезе почти всегда встречаем блины (в пост - постные), кутью (кашу с сухофруктами) и мед. Вот и на масленицу ничем не плохо есть блины, просто не надо их наделять символическим языческим значением. Это просто традиция, как и печь куличи на Пасху или готовить гуся на Рождество.

У древних славян в масленицу было принято объедаться. А вот этого повторять не стоит — чревоугодие остается грехом даже перед постом. Вообще, грех универсален для любого времени. Никогда нельзя напиваться, блудить, драться и так далее.

В масленицу приняты народные забавы — кулачные бои, сжигания чучела зимы, катания горящих колес. Исторически все это — языческие обряды. Если вы их понимаете как некие символы — лучше в них не участвуйте. Участвуя в каком-то ритуале, мы признаем его силу. Не может человек, который верит в Единого Бога, признавать ритуалы других религий и верований.

А вот традиция гостеприимства, ярмарок (в наше время - благотворительных) и гуляний перешла в православие. И это очень хорошая традиция — когда начнется пост, будет не до хождений в гости.

Во время масленичной недели в храмах начинают читать покаянную молитву Ефрема Сирина — до Великой среды.

Изгание Адама и Евы из рая

Третья приготовительная неделя перед Великим постом завершается Прощеным воскресеньем и воспоминанием Изгнания Адама и Евы из рая.

Это самое начало человеческой истории. Первые люди Адам и Ева пребывали в раю в радости и богообщении. Там росли два дерева – Дерево Познания добра и зла и Дерево Жизни. Адам и Ева питались плодами с Дерева Жизни, поэтому были бессмертны. Плодов от Дерева познания добра и зла Бог не разрешил вкушать, сказав, что в тот день, когда Адам и Ева вкусят их, они умрут. Тогда сатана является Еве в виде змея и предлагает ей плод от единственного запрещенным Богом дерева, говоря им, что Бог солгал — они сами будут как Бог, знающий добро и зло.

Ева съедает плод и угощает им своего мужа Адама. Таким образом они узнают добро и зло. Начинается это познание с забавного момента – они понимают, что они нагие, а голыми ходить неприлично. И вот Бог их зовет, а они прячутся в кустах. Бог спрашивает у Адама, зачем он съел плод с запрещенного дерева, а Адам отвечает: «Мне дала жена, которую Ты мне дал» - то есть у него еще и Бог виноват в его проступке! Ева, в свою очередь, вину ни на кого не перекладывает, признается, что змей обольстил ее.

Бог наказывает Адама и Еву и изгоняет их из рая, дав им одежду из кожи. Есть предположение, что это человеческое тело, которое мы сейчас имеем (раньше оно было тоньше, восприимчивее к духовному миру).

Почему Бог наказывает человека? Разве Ему жалко, что они узнали добро и зло?

Потому что Бог совершенен. В отличие от человека, Он, зная добро и зло, все равно остается совершенством — Он не соединяется со злом и никогда его не выбирет.

Адам же тварен, и он может выбрать сторону зла. Если при этом он будет жить вечно, питаясь плодами Дерева жизни, это будет вселенской катастрофой, мир будет обречен. Поэтому теперь в раю стоит архангел с мечом и никого не подпускает к этим деревьям.

Получается, Бог обманул, сказав, что в день, когда Адам вкусит запретный плод, он умрет? Разумеется, нет. Смысл в том, что Адам в одно мгновение стал смертным. По слову Бога он начинает в поте лица добывать хлеб, а Ева — в муках рожать детей, и так продолжится до скончания века. Но самое главное – разрывается связь человека с Богом, и все люди после смерти обречены на ад. Каждая секунда нашей жизни приближает нас к смерти.

Почему мы вспоминаем это событие накануне Великого поста? Потому что он готовит нас к Пасхе, а Пасха – это день нашего спасения. Христос пришел в наш мир искупить первородный грех Адама и открыть для людей райские двери. После Его Воскресения, Его победы над адом каждая секунда приближает нас к Вечной Жизни.

Прощеное воскресенье

В этот же день, воскресенье накануне начала Великого поста, читается Евангелие о прощении согрешений: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…» (Мф. 6:14-15). Накануне поста, дабы пост не был фарисейским, нужно попросить прощения у других и с чистой душой приступить к пощению.

В том или ином виде чин прощения встречается на любом будничном повечерии в монастырях. По древнему уставу настоятель просил прощения у братьев. В некоторых храмах до сих пор батюшка просит прощения у паствы. Но в Прощеное воскресенье это совершается обязательно и в определенной уставом форме.

Вечером после вечерни (на которой читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами) предстоятель (настоятель храма или епископ) читает молитву и просит прощения у всех присутствующих, положив земной поклон. Прихожане делают то же самое.

Затем епископ или настоятель встает перед царскими вратами, далее по храму стоят священники с иконами, хор поет покаянные песнопения, а люди подходят к предстоятелю за благословением, кланяются ему со словами: «Простите меня». С этими же словами подходят к священникам и целуют иконы. Так же просят прощения друг у друга. На «Прости меня» - ответ: «Бог простит, и я прощаю. Прости и меня».

Этот чин очень умилительный, но очень важно, чтобы он не был только ритуалом. Уметь каяться перед ближними мы должны не только раз в год. Бывает и так, что незнакомые или малознакомые люди в Прощеное воскресенье просят друг у друга прощения, а про какого-нибудь соседа, которого неделю назад обидели или оскорбили, даже не вспомнили. Это намного хуже, чем несоблюдение обычая.

Я думаю, что если у человека есть личная вина перед другим, нужно ее проговорить, от всего сердца извиниться. Необязательно подробно вспоминать обиду, достаточно вспомнить: «Прости меня за гневные слова» или «Прости меня за несправедливость». Важно показать: ты переживаешь, что принес боль, ты жалеешь о своем проступке. Это действительно акт примирения. И вообще, хорошо бы еще и загладить свою вину.

Бывает так, что ты поссорился с кем-то, а виноватым себя не считаешь. Возможно, ты и прав. Но даже если ты формально не виноват, но тебя считают виноватым — значит, ты сделал что-то не так. Не смог объяснить, донести. Ведь конфликт не бывает односторонним! И побеждает тот, который первым пойдет на примирение.

По уставу просить прощения нужно в храме, но я думаю, просить прощения в первую очередь нужно у тех, перед кем виноват. Если же в этот день нет возможности увидеть человека или связаться с ним посредством какого-нибудь современного технического средства – телефона, интернета и т. п., нужно попросить прощения заранее, не тянуть до Прощеного воскресенья, или же просто исповедаться.

Хорошо бы также попросить прощения перед человеком, перед которым не испытываешь вины, но которого, возможно, ты обидел ненароком и не заметил этого.

На следующий день после Прощеного воскресенья наступает Великий пост. Первый день Великого поста называют Чистый понедельник. Так он называется благодаря чтению из пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1:16), строгому уставу (трапеза в этот день не положена) и народному обычаю ходить в этот день в баню и убирать дом. Но главное все же очистить свое сердце.

Юрий АКСАМЕНТОВ

Саха-пресс