![]() ![]() |
Все началось с простого наблюдения и желания понять, какие мы учителя в современном социуме. Мой внук поступал в первый класс общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Пришли на встречу с преподавателями начальной школы с целью определиться в выборе своего учителя. Познакомились. Из четырех присутствующих учителей выбирать было некого. С нами общались достойные люди, профессионалы своего дела, имеющие подтверждения об умении учить и воспитывать, но их объединяла не только репутация замечательных учителей начальной школы. У всех были потухшие глаза, усталые лица, абсолютно лишенные радости и любопытства от общения с будущими учениками через их родителей. Их равнодушие огорчило. В такой ситуации уже было все равно, к какому учителю попадет мой внук.
Внук пошел в первый класс, в школу пришел новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Мне было доверено курировать реализацию курса в Ленинградской области. Знакомство с учителями начальной школы продолжается вот уже третий год, а впечатление от первой встречи не изменилось. Одним из обязательных условий в курсовой подготовке является анкетирование. На вопросы: «Что ждет общество от современного учителя?»; «Как Вы осознаете свою миссию в школе?»; «Какая Ваша основная функция как учителя?»; «Какая Ваша основная функция как воспитателя?» и т.д., учителя отвечают в основном дружно – учить, учить учиться, развивать, направлять и т.д. Очень редко появляется глаголы «сотрудничать» и «любить». Последний глагол вызывает бурю эмоций. Многие из учителей считают, что любить ребенка задача родителей, а «бедному» учителю, задавленному отчетами, составлением рабочих программ и осваиванием нового предмета уже не до этого. Понятно, с чем связано учительское раздражение, усталость и, как результат, равнодушие.
Однако введение нового курса вскрыл еще ряд проблем, раскрывающих причины глубинных трансформаций в процессе формирования мировоззрения современных школьников. Оказалось, что не только ученик четвертого класса не знаком с такими понятиями как «милосердие», «добро», «зло», «совесть», «добродетель», «милость», «проповедь», «нравственный поступок» и т.д., но и сам учитель, который его этому учит. Вернее сказать, он думает, что он понимает смысл, свободно и легко его трактует, не задумываясь о последствиях восприятия искаженных определений детским сознанием. Другая проблема – незнание основ православия и неумение пользоваться соответствующими источниками как примерами. У учителя проявляется внутреннее сопротивление и недоверие к православному пониманию нравственных законов. Результат – уход учителя в мир сказок, мультфильмов, во взаимоотношение животных, а не людей, что еще дальше уводит ученика от проблем человеческого общения с равными себе, с взрослыми, со своей собственной семьей и т.д., от того, что дает ему основание для самопознания и самопонимания себя самого.
И вот - Якутия. Епископ Якутский и Ленский Роман пригласил меня поделиться опытом в проведении курса «Основы православной культуры». Три дня, проведенные в заснеженном Якутске, в стенах семинарии среди удивительных людей, с сердцем и душой, делающих свое дело, определили пути решения проблем.
В процессе становления нового формата общения общеобразовательной школы с православной церковью можно четко выявить поле возможного взаимодействия двух структур.
Первое – светский учитель, чем может быть полезен священнику? Может поделиться опытом изложения материала любой сложности, согласно возрастным особенностям детей. Может систематизировать и выстраивать содержание в логическую последовательность для восприятия, с выходом на результат согласно поставленной цели. Может составлять презентационный материал, грамотно распределяя иллюстрации и тексты. Может поделиться опытом разработки образовательных программ и методических рекомендаций к их осуществлению.
Второе – чем светскому учителю может быть полезен священник? Я хочу научиться у него терпению и смирению, пониманию своей деятельности, как служение Отечеству, а по сему, избавиться от обиды на него за свой незаслуженно или заслуженно низкий авторитет в обществе. Я хочу научиться у священника умению прощать всех, умению понимать причины горестных поступков детей и взрослых, умению смиренно воспринимать весь объем нужной и ненужной работы, не раздражаясь при этом и не перенося свое раздражение на школьников и свою семью. Я хочу научиться любить всех детей в своем классе, сирых и убогих, послушных и забияк, отличников и двоечников, полюбить их родителей и, даже, администрацию школы. Я хочу научиться нести ответственность за каждое слово, за каждый помысел и действие, которые я совершаю относительно ребенка и не перекладывать свою вину на обстоятельства какого-либо характера или воздействия. Но самое главное – я хочу научиться у священника смотреть на ребенка глазами, полными покоя, гармонии, светлой радости и отеческой любви.
Лев Семенович Выготский, советский психолог, уделявший большое внимание когнитивному развитию ребенка, утверждал, «что воспитывать другого нельзя, можно воспитываться самому». Три дня в Якутии позволили мне окончательно утвердиться в мысли – начинать надо с себя, но без православного понимания основ нравственного воспитания и без опоры на вековые моральные ценности пути вперед нет, ни у меня, как учителя, ни у ученика, который не виноват в том, что учить его пришла я.
Срабова О.Ю., зав. МЦ Ленинградского института развития образования. Санкт-Петербург.