Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств

19.04.2014
Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств

В это воскресенье, 20 апреля 2014 года, отмечается главный праздник православного календаря – ПАСХА. Это время большой радости, когда после долгого Великого поста люди начинают разговляться, праздновать событие Светлого Христова Воскресения и на протяжении сорока дней приветствовать друг друга словами «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

О празднике Пасхи нам рассказал секретарь Якутского епархиального управления иеромонах НИКАНДР (Горбатюк).

 

- Почему Пасха считается самым главным христианским праздником?

- Церковь по-особому отмечает двенадцать великих праздников, так называемых двунадесятых, которые связаны с жизнью Христа Спасителя и Божией Матери. Но величайшим событием на земле, ради которого и пришел Он в мир – это Светлое Христово Воскресение.

Своим воскресением Христос победил смерть и открыл двери райские для каждого человека, живущего на земле.

Если мы обратимся к истории сотворения мира, то вспомним следующее событие: наши прародители Адам и Ева проявили непослушание Богу-Отцу, разорвали связь с Ним, и Господь изгнал их, а с ними и все человечество из рая. Так люди оказались вне общения с Богом.

Двери райские были закрыты, и все жившие на земле люди, включая праведников, пророков, описанных в Священном Писании – Ной, Моисей, Авраам и многие иже во святых праотцы наши – после смерти попадали в ад. Господь посылает Своего Единородного Сына не просто для того, чтобы Он прожил жизнь на земле, но для того, чтобы Господь Своей невинной Кровью, принесенной в жертву на Кресте, исцелил все человечество от последствий совершенного нашими прародителями греха – первородного греха. Только тогда человек мог получить возможность спасения.

Христово Воскресение произошло две тысячи лет назад, и теперь каждый из нас имеет такую возможность. А на земле Господь оставил нам Свое учение, Священное Писание, заповеди, по которым мы призваны жить – то вечное и незыблемое, что невозможно изменить человеку.

Первым из людей вошел в рай разбойник, который был распят рядом с Христом – он был спасен только благодаря своему искреннему покаянию и вере в Спасителя. И теперь в этот важнейший праздник мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» - и радостно и торжественно отвечаем «Воистину воскресе!», свидетельствуя тем самым о нашей вере.

- Что изображается на иконе Воскресения Христова?

- Иконографически и канонически правильно праздничная икона Пасхи называется «Сошествие в ад». Именно на этом изображении понятно, что произошло – Христос после Своей смерти сходит в ад и выводит оттуда праведников. На иконе видно, что Он тянет их за руки. Теперь, после Христова воскресения, праведники попадают в рай.

- Как определяют дату Пасхи?

- Дата Пасхи определяется по специальной, очень сложной системе – пасхалии, учитывающей лунный и солнечный календарь. Пасха – первое воскресенье после полнолуния, наступающего не раньше дня весеннего равноденствия.

- Как происходит богослужение в праздник Пасхи?

- Оно начинается в ночь с Великой субботы. Без четверти двенадцать ночи мы выходим на праздничный крестный ход вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Ровно в полночь епископ дает возглас у закрытых дверей храма, и мы впервые слышим тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Архиерей впервые христосуется со всеми собравшимися.

Затем двери храма открываются, и начинается светлая заутреня, после которой совершается праздничная Божественная Литургия. На пасхальном богослужении читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. Оно полностью посвящено переживанию этого праздника. Как правило, также читается послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси и поздравительное послание правящего архиерея.

Пасхальное богослужение отличается от прочих – исполняются праздничные песнопения, поют особенно торжественно и радостно, в богослужении обычно участвуют попеременно (антифонно – с двух сторон) два хора, отвечающих священникам.

- Когда освящают пасхальные угощения?

- В субботу Страстной седмицы, после литургии, священник совершает окропление святой водой пасхальных приношений, которые люди приносят в храм. Но это не значит, что в субботу до начала Пасхальной заутрени можно прийти домой и тут же начать разговляться. Церковь позволяет принести пасхальные яства для освящения в храм, чтобы во время пасхального богослужения мы на это уже не отвлекались.

- Какие продукты можно освящать?

- Часто приносят продукты, которые не вкушали в течение Великого поста. Наши прихожане несут то, из чего они будут готовить пасхальную трапезу, чтобы все было благословлено и освящено.

- Откуда пошла традиция красить яйца, печь куличи и готовить творожные  пасхи на праздник Пасху?

- Традиция красить яйца на Пасху сохранилась и передается от поколения к поколению во всех христианских народах. Связана с преданием Церкви. Мария Магдалина пришла к римскому императору и произнесла слова: «Христос воскрес!» и протянула ему яйцо – символ жизни. Император ответил, что поверит в это, если это яйцо станет красным. И оно на его глазах покраснело!

Почему яйцо – символ новой жизни? Христос был положен в пещеру, и Его гробница была завалена огромным камнем. Когда к ней пришли жены-мироносицы (желавшие помазать тело Спасителя драгоценными благовониями, но не знали, как войдут внутрь), они увидели, что камень отвален, а тела Христова во гробе нет. Там находился ангел, который и возвестил о том, что Христос воскрес. Подобным образом из закрытого пространства, скорлупы, рождается новая жизнь – цыпленок.

Традиция печь куличи и готовить творожные пасхи связана с тем, что в дни Великого поста мы отказываемся от всех молочных и сдобных продуктов, а куличи делаются из сдобного теста.

- Расскажите про пасхальную неделю.

- Вообще-то Пасха празднуется сорок дней. Отличительная черта этих дней – не совершаются никакие земные поклоны. Последний поклон мы положим, когда будет вынесена Святая Плащаница на середину храма. После этого мы будем класть земные поклоны только на праздник Пятидесятницы (Троицы), когда священник будет читать молитвы о призывании Святого Духа на верующих.

В пасхальные дни мы не становимся на колени даже дома, во время чтения утренних и вечерних молитв. Даже когда священник входит в алтарь, в пасхальный период он совершает поясной поклон, не становясь, как в обычное время, на колени. Даже перед Причастием мы делаем только поясные поклоны.

Таким образом, церковный устав показывает, что сейчас переживается особое событие в жизни человечества. Ведь поклон – это некий покаянный мотив, которым мы проявляем смирение по отношению к Богу. Покаянием был пронизан весь Великий пост, во время которого мы клали очень много земных поклонов. А Пасха Христова – время торжества и радости. Эти дни не могут быть пронизаны покаянным мотивом.

Неделя после пасхального богослужения именуется Светлой седмицей. Во время нее совершаются пасхальные службы, которые больше в течение года не повторяются. Только накануне Вознесения (сороковой день после Светлого Христова Воскресения), в день Отдания Пасхи, мы увидим такое же богослужение.

В течение всей Светлой седмицы царские врата, ведущие в алтарь, распахнуты, символизируя райские двери, открытые для человечества. Через отверстые царские врата прихожане могут увидеть все, что происходит в алтаре – это придает богослужению особую торжественность.

После литургии (на Светлой седмице она служится ежедневно) совершается пасхальный крестный ход с освященными хлебами – артосами. Процессия четырежды останавливается – на четыре стороны света. Священник окропляет всех святой водой, читается Евангелие.

До праздника Отдания Пасхи мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе».  

- Что такое Благодатный огонь?

- Схождение Благодатного огня – это свидетельство о Воскресении Христовом на месте, которое происходило две тысячи лет назад – во Гробе Господнем, где было положено тело Христово и где Он воскрес.

Гроб Господень некогда был пещерой. Мы помним из евангельского повествования, что никто, кроме Христа, не должен был быть положен в этой пещере. Иосиф Аримафейский, достаточно богатый муж того времени не просто пошел и попросил тело распятого Христа у Пилата, но отдал высеченный для себя гроб – в этих пещерах полагали состоятельных людей.

При святом царе Константине и матери его Елене, когда был обретен крест, на котором был распят Христос, было построено много храмов на месте святынь Святой Земли. Одним из таких строений стал храм Воскресения, или Гроба Господня, который объединил под одной крышей места Страстей Христовых и Воскресения Его.

Схождение Благодатного огня -  труднообъяснимое явление, которое мы называем чудом. В день Великой субботы в храме Гроба Господня  гасятся все лампады и светильники. По многовековой традиции православного Патриарха Иерусалимского обыскивают, разоблачают до подрясника, он входит в часовню Гроба Господня и совершают одну из самых сильных молитв на земле.

За патриархом Иерусалимским входит армянский патриарх. Он остается в приделе Ангела (первое помещение часовни) и наблюдает за молитвой Иерусалимского патриарха и схождением Благодатного огня.

Бывает, что Патриарх входит на несколько минут, бывает, что его молитва занимает несколько десятков минут. В итоге он выходит из Гроба Господня с пучками из тридцати трех свечей (по числу лет Спасителя), от которых все собравшиеся перед Гробом Господним зажигают свои светильники.

Люди почитают Благодатный огонь как величайшую святыню. Они стараются принести его в свое жилище, освятить им свою бытовую жизнь и семьи, как можно дольше сохранить его.

Сейчас у наших соотечественников появилась возможность летать в Израиль, чтобы доставить Благодатный огонь в Россию. В Преблагословенную субботу поздно вечером его доставляют в Москву в Храм Христа Спасителя, где его встречает Патриарх. Уже оттуда многими делегациями он развозится по епархиям Русской православной церкви.

Наша Якутская епархия также направляет своего делегата, чтобы получить лампаду с Благодатным огнем. В этом году 21 апреля в храме святителя Иннокентия Якутской духовной семинарии в 11 часов состоится встреча Благодатного огня из Иерусалима.

Беседовал Юрий АКСАМЕНТОВ

газета «Эхо столицы», № 43 от 18 апреля 2014