Судьба основ православной культуры в школах Якутска: совещание с педагогами

23.01.2015
Судьба основ православной культуры в школах Якутска: совещание с педагогами

Более сотни директоров школ и педагогов приняли участие в состоявшемся 23 января 2015 года в администрации города Якутска совещании по поводу проблем преподавания основ православной культуры. Совещание проходило под председательством епископа Якутского и Ленского Романа и главы города Якутска А. С. Николаева.

Основы религиозной культуры и светской этики: история вопроса

Вопрос о преподавании основ православной культуры в Якутии поднимается уже не впервые. Аналогичные встречи с педагогами епископ Роман проводил в Верхневилюйске, Алдане и Нерюнгри. Повод для обсуждения — несопоставимая разница между количеством людей, относящих себя к православным христианам, и количеством детей, изучающих в школах основы православной культуры. Абсолютное большинство школьников почти во всех района Якутии изучают светскую этику — атеистическую альтернативу «религиозным» курсам.

Чаще всего сторонники изучения светской этики выражают опасения, что религиозные разногласия могут оказаться взрывоопасными для нашего мультикультурного общества. Якутский архиерей считает такие опасения беспочвенными — выступая перед педагогами, он заметил, что конфликты на религиозной почве возникают как раз в секулярных обществах, трагическим примером чему может послужить серия терактов во Франции в январе наступившего года. А вот знания о милосердии или молитве никакого вреда даже ребенку из светской семьи нисколько не повредят.

Заместитель главы города Якутска Е.И. Евсикова рассказала об этапах введения курса основ религиозных культур — в частности, в Якутии он перенесен на весь четвертый класс, вместо последнего полугодия четвертого и первое — пятого. Е.И. Евсикова также подчеркнула, что курс носит воспитательный характер.

Сколько школьников изучает православную культуру?

Светскую этику, оказывается, выбирают вообще довольно многие.

- В последние два года в целом в Российской Федерации изучение светской этики стоит на первом месте, - говорит зам главы Якутска. - Этот модуль выбирают 44%. Православная этика — на втором месте, ее изучают около 32%. Третье место — основы мировых религий, около 20%.

На Дальнем Востоке, отмечалось в докладе, основы мировых религий изучают чаще, чем ОПК, а конкретно в Якутске — даже чаще светской этики.

Стоит отметить, что курс основ мировых религий несколько выбивается из всех прочих: во-первых, он как раз является религиоведческим, а не культурологическим, во-вторых — в отличие от прочих модулей он «многопрофильный»: ведь преподавателю предстоит рассказать школьнику о нескольких религиозных традициях.

Между тем, Е. И. Евсикова отметила сложность в обработке статистики по изучению модулей.

- Сложно сказать, какой модуль из шести предложенных выбрали на самом деле. Во многих школах этот предмет называется «основы духовной и нравственной культуры в России» - при его изучении используется в том числе и учебник основ православной культуры. Проследить содержание курса достаточно трудно.

Е. И. Евсикова предложила рекомендовать Управлению образования продумать отчетность по данному предмету, важному для формирования духовности и нравственности у подрастающего поколения — особенно в Якутии, учитывая роль Православия в культурном развитии региона.

Что изучается на уроках ОПК

Насколько якутские школьники знают православную культуру — действительно, вопрос открытый, так как статистика не может учесть каждого конкретного учителя и каждую конкретную программу. Так, например, в школе №9 реализуется оригинальный курс, в рамках которого ученики 1-11 классов знакомятся с убранством храма, нормами христианской нравственности, основами социального служения. Для развития эмпатии школьникам предлагается цикл уроков «Беседы о страшном», где ребята знакомятся с судьбой Царской семьи и Страстях Христовых, страданиями людей во время Великой Отечественной войны и в ходе военных действий на территории Украины. В статистике эта уникальная программа никак не отразится.

Главный методист Епархиального центра методической помощи учителям ОПК В. А. Голованов отметил, что курс светской этики выхолощен, беден содержательно и интеллектуально, в нем отсутствуют базисные понятия нравственности, такие как «грех». Без понимания православный культуры распадается вся ткань русской культуры в целом. Непонятны мотивы героев Пушкина. Почему Татьяна отказала Онегину? Почему Маша Троекурова отказала Дубровскому? - Если не знать христианских представлений о браке, эти сюжеты останутся смутными.

Исторические сюжеты, утверждает методист, тоже обедняются.

- Учитель предлагает ученику вспомнить дату Куликовской битвы. Спрашиваю: «А вы сами-то знаете, что это за дата?» - «8 сентября 1380 года!» - «А вы знаете, что каждый воин знал, что это был день Рождества Богородицы?» Ни в одном учебнике не говорится, что перед Бородинской битвой все воинство во главе с фельдмаршалом молилось перед иконой Пресвятой Богородицы! А ведь это важнейшие факты! Мы не должны идти по самому простому пути. Не надо делать понятие «светскость» неким интеллектуальным щитом.

Практические шаги

В важности и необходимости изучения основ религиозных культур (ОРКСЭ) убеждена и главный специалист отдела общего образования Министерства образования РС(Я) М. В. Платонова. Исходя из ее доклада, «светскость» - не значит «ограниченность».

- Каждый человек должен уметь общаться с представителями других культур и национальностей. Говоря о преподавании этого предмета, мы подчеркиваем его светский характер, культурологический подход, преобладание воспитательного компонента.

М. В. Платонова напомнила, что изучение этого предмета предполагает знакомство с культурой и традициями родного края и народа.

В докладе особое внимание было уделено необходимости обеспечения свободного выбора родителями соответствующего модуля: информирование через СМИ, организация горячей линии, проведение родительских собраний... Подводя итог встречи, епископ Роман отметил, что если работа будет организована по предложенной М. В. Платоновой схеме, многие вопросы будут решены. Внес владыка и свое предложение:

- Я бы хотел, чтобы на мероприятия по свободному выбору предмета в рамках ОРКСЭ, вы бы пригласили священника. Не потому, что он будет преподавать — мы не хотим вмешиваться или подвергать сомнению компетенцию педагога. Просто священник более погружен в православную культуру и мог бы помочь родителям сформировать о ней более полное мнение.

Подводя итог встречи, архипастырь обратился к руководителю управления образованием города Якутска Алексею Кузьмичу Петрову с просьбой о создании координационного совета по методическому обеспечению ОРКСЭ, в который вошли бы в том числе и священники.