Нравственная «прививка»

18.12.2014
 Нравственная «прививка»

На прошлой неделе в Якутске прошли Х Республиканские Рождественские образовательные чтения, организованные Якутской и Ленской епархией. Обширная программа мероприятия включала в том числе семинар для учителей по актуальным проблемам преподавания основ православной культуры.

С вопросом, чем ценен этот курс и что он дает ребенку, мы обратились к двум участникам Рождественских чтений — профессору кафедры истории России исторического факультета Московского педагогического государственного университета, доктору исторических наук Галине Аксеновой и настоятелю Свято-Никольского храма города Вилюйска, иеромонаху Роману (Сокольникову).

Мимо школы не проходит никто

Галина Аксенова,профессор МПГУ:

— Мне думается, рассказ об основах православной культуры можно начинать с русской загадки: «У человека четыре отца, а пятый — родной батюшка». Разгадают ли ее наши дети? Уверена — не все. А для тех, кто жил век назад, это было абсолютно понятно. Кто первый? Бог-отец. Дальше — царь-отец. Потом духовный отец. Затем крестный отец. А пятый — родной батюшка. Так народная мудрость выстраивала в загадке иерархию ценностей, которую дети впитывали в себя сызмальства.

Сейчас всё иначе. Не побоюсь сказать, что родители, отвергающие курс ОПК в школе, обделяют своих детей. Ведь основы православной культуры не что иное, как история культуры вообще, история искусства, история нашей духовности.
Возьмем для примера книжность, которая пришла на Русь именно с православием. Пусть сейчас мы повсеместно читаем гаджеты, работаем с наладонником, но книга как таковая — неотъемлемая часть православной культуры. Или живопись — какая бы она ни была сегодня, но родилась и выросла на христианской основе. И так далее.

По своему опыту работы в православной гимназии Москвы могу сказать, что детишкам, которые учатся в четвертом-пятом классах, рассказ о церковно-славянском языке, о древних книгах, искусстве, иконах чрезвычайно интересен. Почему? Потому что в них жива историческая генетическая память, которая во всех нас присутствует, но, в отличие от взрослых, она еще не «закрыта», и такие вещи ими очень легко воспринимаются. А наша задача — культивировать, не давать возможность ее заглушить.

Весь следующий год в России, Украине, Беларуси мы будем вспоминать святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Ведь 2015 год — год 1000‑летия его преставления. Согласитесь — прекрасный повод поговорить с детьми о выборе веры и опыте великого князя Владимира, вместе прочитать и разобрать «Повесть временных лет»…

Почему родители отказываются от курса ОПК? Если они неверующие или, предположим, мусульмане, или исповедуют язычество, тогда у них может возникнуть боязнь, что их дети, ближе познакомившись с православием, отдалятся от них, что они перестанут друг друга понимать. А бывает, что родителям просто все равно, и они выбирают то, что проще и понятнее, — курс светской этики. Православная культура, освоение этого наследия, конечно же, требует больших родительских усилий. И знаний. А если папа с мамой в церковь вообще не ходят? Плюс — социальная ситуация, общий настрой окружающих их людей: это не модно. Или считают, что на работе осудят. Поэтому с родителями необходимо проводить длительную работу. Главным образом этой работой должны заниматься учителя. Именно они первый авторитет для родителей.

И тут встает второй, непростой, вопрос — где взять хороших грамотных педагогов? Преподавание основ православной культуры невозможно без дополнительной подготовки, углубленного погружения в тему. Предполагается, что человек и в храм должен ходить. А если он не православный? Или просто банально ленивый? Если ему неинтересно? Тогда он может выбрать путь наименьшего сопротивления и сознательно агитировать родителей за курс светской этики, не требующий особых усилий.

Но учитель — это человек, который, безусловно, остается главным человеком в обществе. Многие, к сожалению, могут пройти мимо храма. Мимо школы не пройдет никто. Поэтому именно педагоги способны сегодня изменить ситуацию. А Русской Православной Церкви необходимо помочь родителям сделать правильный выбор.

взгляд изнутри

От «бесед о страшном» — к ОПК

Иеромонах Роман (Сокольников):

— Многих в названии курса ОПК смущает конфессиональная принадлежность. Родители думают, что на уроках православной культуры детям будет предлагаться Закон Божий. Но курс ОПК не вероучительный, а культурологический! И в дальнейшем полученные знания помогут ребенку лучше и глубже понять русскую литературу, русскую историю, мировую художественную культуру.

Или, предположим, ребенок из якутской семьи, где очень трепетно относятся к сохранению национальных традиций. Родители опасаются: если он слушает этот курс, значит, предает веру своих предков. Величайшее заблуждение! Когда мы так поступаем, то очень сильно ребенка ограничиваем, вместо того, чтобы дать ему широкий, большой кругозор, чтобы он потом мог ориентироваться в современном мире.

Кроме того, ведь учебник основ православной культуры переведен на якутский язык! И там в методической части есть рассказ об истории православия в Якутии. Поэтому, я уверен, информация, предлагаемая детям в этом контексте, только обогатит их.

Почему же родители так часто выбирают именно светскую этику? В своем благочинии я плотно работаю с учителями, и когда мы с ними остаемся один на один, они все в голос говорят, что прекрасно понимают необходимость преподавания в школе курса ОПК. Они признают огромный вклад православия в культуру не только нашей страны, но и в мировую. Но при этом обладают минимальным набором знаний по этому поводу. А приставка «православный» в курсе налагает огромную ответственность. Поэтому мы, священники, должны очень интенсивно работать в этом направлении.

Безусловно, курс светской этики, которому отдают предпочтение многие родители, неплохой. Он позволяет узнать, какие есть обычаи, правила этикета. Но — и это принципиально! — он не дает детям возможность понять, для чего и каким смыслом наполнены эти традиции. А когда возникают такие противоречия, получается, что люди занимаются чем-то бессмысленным. В отличие от основ православной культуры.

Сейчас очень непростое время. И если мы будем оставлять детей без нравственной «прививки», без верного ориентира, они могут оступиться. А выпутываться потом из сложной ситуации, особенно если подросток попал в какую-то секту, где ему промыли мозги, прозомбировали, невероятно сложно, фактически невозможно. Именно поэтому так много усилий прилагается, чтобы объяснить, рассказать, развеять какие-то предрассудки и мифы, связанные с курсом «Основы православной культуры». При этом главным авторитетом для родителей в выборе того или иного модуля остается преподаватель. И от того, как он это преподнесет, зависит очень многое.

Хочется поделиться одним удивительным открытием прошедших Рождественских образовательных чтений. На семинаре, посвященном проблемам преподавания ОПК, одна из учителей школы № 9 г. Якутска рассказывала о своих авторских наработках для детей 4 класса. Они называются… «беседы о страшном». Кажется, странное какое-то название, да? Но ведь на самом деле дети сегодня отовсюду слышат про это страшное: про войну на Украине, в других государствах… А в школе такие вещи не обсуждаются. И вот она решила с детьми об этом поговорить, чтобы они поняли, насколько замечательно жить в мире, жить в любви. Для начала взяла библейские темы. Рассказала о всемирном потопе, о его причинах. Потом о Христе, о том, что Он сделал, придя на землю, о Его крестной смерти. Также у нее были беседы об убиении царской семьи, о Великой Отечественной войне. И закончила она братоубийственной войной на Украине.

Все это проходило в рамках классных часов. При этом ребята после каждой беседы делали рисунки и записывали на листочках свое отношение к услышанному. И знаете, эти рисунки и детские размышления о том, как они сострадают Христу, как плохо, когда братья убивают друг друга, деля землю, нас просто потрясли! Удивительная история.
Уверен, для таких педагогов — неравнодушных, ищущих, болеющих душой, — курс основ православной культуры будет очень полезен.

ТАМАРА РОМАНОВА

Якутия