В понедельник 23 февраля у православных христиан начинается Великий пост. Он продлится сорок девять дней и завершится 12 апреля праздником Пасхи, Воскресения Христова. В череде постов Великий пост является совершенно особенным, главным, если можно так сказать. В чем его особенность? Почему он Пост с большой буквы? Зачем и для чего нужно поститься? Эти вопросы могут возникать не только у того, кто готовится вступить в пост впервые. Они могут быть интересны и тому, кто пока еще далек от вопросов веры. Об особенностях Великого поста мы поговорили с наместником Спасского мужского монастыря, игуменом НИКОНОМ (Бачмановым).
Игумен Никон: Великий пост является Великим, начиная от своего названия и включая его историю, которая начинается с первых дней жизни христианской церкви, потому как праздник Воскресения Христова совершался церковью всегда, все две с лишним тысячи лет ее существования.
Само пощение, воздержание в пище и в иных проявлениях жизни, для человека применимо со времени изгнания первых людей Адама и Евы из рая, из которого они вынуждены были уйти из-за нарушения заповедей в посте. Первым людям, не знающим еще греха и искушения, Адаму и Еве, можно было совершенствоваться, лишь используя единственную тогда заповедь в созданном Богом совершенном мире, - заповедь о посте, не вкушать плода от Древа познания добра и зла. Нарушение этой заповеди привело к мировой трагедии, нарушению созданного Богом мира и гармонии в нем, вследствие чего все стало человеку враждебным, даже стихии, которые изначально были призваны человеку служить и помогать. Причина и вина тому – человеческая природа, которую человек портит грехом.
Поэтому весь Ветхозаветный мир до рождения и пришествия в мир Спасителя, использует время постов для того, чтобы принести покаяние, исправить свою жизнь и призвать милость Божию. В этом смысле пост является самой первой в мире заповедью, которую Господь определил для совершенствования человека.
Пост через покаяние возвращает человека к Богообщению, преклоняет милость Божию к человеку согрешившему, отпавшему, или избавляет его от каких-то несправедливых вещей, а иногда даже от опасности смерти.
«НВ»: Многие воспринимают пост в первую очередь как отказ от определенных видов продуктов. Обязательно ли пост должен сопровождаться полуголодным состоянием?
И.Н.: Пост – это работа и над душой, и над телом, поэтому ограничение в пище связано с воздержанием не только от качества пищи, пищи скоромной, животного происхождения, но и от ее количества в том числе. Это не значит, что надо вместо куска мяса съедать два килограмма макарон. Даже медицински необразованный человек скажет, что это вредно.
Так ли разумно и гуманно воздержание в качестве и количестве пищи? Вполне. Ведь в любой сфере, связанной с жизнедеятельностью человека, есть необходимость воздерживаться.
Возьмем печальное событие – болезнь. Мы приходим к врачу, и он нам заповедует при той или иной болезни непременно воздерживаться от какой-то пищи, потому что не только лекарственные препараты, но и перемена любимых блюд, которые оказываются вредными, может помочь выздоровлению.
Другой пример. Для спортсмена, и вообще для человека, ведущего здоровый образ жизни, обязательно необходимы и распорядок дня, и определенная пища, и расписание, по которому должен совершаться ее прием, и много других условностей.
В конце концов, люди, которые стараются избавиться от лишнего веса. Они прекрасно знают, что для этого мало лекарственных препаратов – они не всегда помогают, а если и помогают, то вес все равно может очень быстро вернуться, если опять же не соблюдать воздержание.
Пост служит, конечно, не для фигуры, он служит для совершенствования души человека, для возвышения его духа прежде всего. Безусловно, есть от поста и физический прок и польза, и часто человек, который постится искренне, с добрым расположением, приобретает какую-то физическую помощь для тела. Но главное – это помощь для души, для духа, который часто бывает принижаем особенностями нашей жизни, суетой, грехами, страстями и пороками в том числе.
На самом деле это небольшой отрезок времени в году, в течение которого мы, посвящая время самому себе и заботясь о себе, помогаем и нашим ближним.
«НВ»: Бывает, что во время поста «срываешься», съедаешь что-то скоромное. После этого думаешь: ну вот, все равно я уже съел/выпил запрещенный продукт, что теперь поделаешь, буду есть и дальше. Как правильно себя вести после этого?
И.Н.: Искушение нарушить пост приходит одно, а продолжается искушением его и вовсе не соблюдать. Это печальная закономерность, которая показывает, что любой грех не является одиночным, часто он влечет за собой другие грехи.
Если снова вернуться в Эдемский сад, где были поселены Богом первые люди Адам и Ева, то простой, кажется, грех - нарушение заповеди Божией о посте – ввел в мир смерть как итог всех грехов в принципе. Поэтому нельзя думать, что если я сделал что-то незначительное, то ни мне, ни кому-то другому от этого тяжело не будет. Это самообман. Причем длящийся уже много тысячелетий со времен наших прародителей Адама и Евы.
Да, кажется, вроде никто никого не обидел. Но обижаем мы прежде всего сами себя, а обиженные, мы уже не приносим пользы нашим близким и обществу, в котором находимся, мы лишаем себя спокойствия, мира, а следовательно доброй и праведной жизни.
Сорвавшись, нарушив пост, человек ни в коем случае не должен расслабляться и говорить себе: ну раз я нарушил, то и дальше поститься не буду. Напротив, это повод еще с большей уверенностью вступить на поприще Великого поста, еще с большим усердием, имея такой печальный опыт отступления от поста, за него взяться. Это равно тому, как если бы человек понял, что теряет близких ему людей, общение с ними, дружбу или семейные отношения. Любой благоразумный человек возьмется за восстановление, возрождение, обновление этих отношений еще с большим усердием, потому что перед его глазами постоянно будет картина потери, лишения того, что для него ценно и важно.
И пост в глазах постящегося, верующего человека должен быть той ценностью, теряя вдруг которую, он должен еще с большим усердием взяться за него, и тогда не потеряет, а приобретет. Совет святых, являющихся примером для подражания в церкви, которые говорят нам о посте, - в том, чтобы не только постоянно возрастать духовно, но падая духовно, каждый раз вставать.
«НВ»: Отец Никон, вы являетесь наместником Спасского мужского монастыря, жизнь которого довольна закрыта. Это особый мир, отличающийся от нашего. А как постятся монахи?
И.Н.: Условия жизни в монастыре особенны и где-то обособленны от мира. В этом смысле для человека, который проводит свою жизнь в монастыре, поститься, наверное, удобнее. Поступая в монастырь, человек приносит Богу и церкви обеты, одним из которых является обет о посте. Жизнь монастыря может быть настолько удобно устроена для этого момента, что человек может значимую часть этой жизни проводить именно в трудах и молитве, не отвлекаясь на семейную жизнь. При этом монастыри – тоже семья, семья духовная, которая воспитывается под руководством духовника, под началом игумена - или игуменьи в женском монастыре - к Царствию небесному. И уклад, и распорядок дня монастыря таков, чтобы человеку была возможность и помолиться ежедневно в храме и на келейном правиле, и назидаться от духовника, который находится рядом и с которым возможно общение. Это и возможность стола, где монастырская трапеза подчинена церковному богослужебному календарю и где нет отступлений. В этом смысле монастырь всегда был удобным местом для сугубой усиленной молитвы и постов. Часто наши предки удалялись в монастыри в дни постов поговеть, то есть попоститься, приготовиться к Святому Причащению, к Исповеди.
Так происходит и сейчас. В дни постов многие люди семьями устремляются в монастыри, чтобы там, живя в монастырской гостинице, почаще бывать на богослужении, трудиться над собой, бывать у Исповеди, в общем использовать время во благо себе и своим близким.
«НВ»: В вашем монастыре такое практикуется?
И.Н.: Наш монастырь находится в черте города, поэтому каждый может по благословению игумена, прибыв в монастырь, если не остаться там круглосуточно, то провести день, живя монастырской жизнью: участвовать в богослужении, исполняя те или иные послушания, необходимые для монашеской общины или той деятельности, которую монастырь совершает. В этом смысле участие в монастырской жизни возможно для многих людей нашего города, это может сделать каждый.
«НВ»: Отец Никон, возвращаясь к теме Великого поста, вспомним еще об одной традиции – перед его началом просить прощения у всех, кого обидел. Как это следует делать, чтобы войти в пост в должном состоянии?
И.Н.: Необходимость искать прощения и самим прощать – это непременное условие, которое Господь нам оговаривает в Евангелии для нашего спасения, чтобы быть наследниками Царствия Божия. Не научившись прощать и не прощая, человек не может быть сам прощеным прежде всего от Бога. Если мы сами не умеем прощать и не ищем прощения у других за наши грехи, которые мы наверняка знаем, особенно если мы обидели кого-то, то вообще не стоит надеяться на милосердие Божие, на то, чтобы наши грехи были бы прощены по одной простой причине.
Искание прощения - есть любовь. Это самая главная заповедь Евангелия, христианства в целом, потому что по другой причине прощать, наверное, невозможно. Особенно когда тебя обижают, когда хочется справедливости, наказания, взыскания. Любовь расставляет все на свои места, и самое обидное становится возможным для прощения. Не потому, что совершается акт мздовоздаяния или законности, а потому что совершается то, что выше всякого закона. Это закон любви. И часто закон любви бывает лучшим учителем в отношениях между людьми, и искание прощения часто большему научает людей, которые могут быть не согласны между собой по каким-либо убеждениям.
Прощение необходимо не только в преддверии Великого поста, в день Прощеного воскресенья. Это некий урок, чтобы мы и в остальные дни нашей жизни так же поступали – прощая и ища прощения у наших близких, перед которыми провинились.
Марина Сантаева