21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил Божественную литургию в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Накануне вечером Владыка совершил в кафедральном храме всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.
За богослужением пели хор Преображенского собора (регент - Екатерина Павлова) и хор студентов Якутской духовной семинарии под управлением Мариам Баско.
С проповедью перед Причастием к верующим обратился проректор Якутской духовной семинарии по воспитательной работе иерей Сергий Баско.
Поздравляя с воскресным днем прихожан, владыка Роман подчеркнул смысл сегодняшнего Евангельского чтения:
«Поздравляю Вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, преподаватели и студенты семинарии с воскресным днем, днем попразднства двунадесятого праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Мы знаем, что праздник Сретения Господня заканчивает череду событий, связанных с Рождеством Христовым. Рождественские праздники, согласно церковному календарю, вот так плавно перетекли в праздник Сретения, когда мы вспоминали события, связанные с принесением Богомладенца Христа в Иерусалимский храм, где прозвучало пророчество о Его служении в мире. Заканчивая цикл рождественских праздников церковный календарь начинает готовить нас к великому и спасительному празднику Воскресения Христова.
В церковном круге богослужений, в жизни Церкви Пасха – наиглавнейший праздник. Можно сказать, это вершина всего года. Год богослужебный измеряется Пасхой. Это неслучайно и мы это прекрасно знаем, ибо Воскресение Христово – это то событие, ради которого Бог сошел на Землю, ради нас, людей, пострадал, стал Победителем смерти. И в силу своей значимости, особой исключительности события Воскресения Христова, оно предполагает и длительную подготовку, которую Церковь назвала Великим и спасительным постом, приближение которого мы почувствовали уже сегодня. Ибо это воскресенье посвящено Евангельскому рассказу о мытаре и фарисее.
Очень знакомая нам история. Более того, она настолько вошла в жизнь даже современного общества, что фарисеем мы называем человека какого?... Лицемерного. Даже до сих пор, если мы хотим кого-то обличить в двуличии, мы говорим: «Ты как фарисей поступаешь».
Эта евангельская история знакома нам, но вот в чем парадокс? Что у нас происходит со знакомыми вещами, событиями? Чем больше нам знакомо событие, явление или вещь, тем больше мы теряем смысл этого события. Суть, самое главное – где оно? Ну, уж не ради того, чтобы кого-то укорить Христос рассказал эту историю, и не ради того, чтобы укорять нас, Святая Церковь предлагает эту евангельскую историю нам читать заново, слушать и переживать почти всю неделю. На самом деле эта неделя так и называется Неделей о мытаре и фарисее. Всю седмицу, начиная с сегодняшнего дня, Святая Церковь в своих песнопениях предлагает подвигнуть и нас с вами к размышлению об этой встрече двух людей.
Сегодня проповедник вам напомнил о том, что фарисей – это человек праведный, законник, он все исполнял и думал, что в этом исполнении ветхозаветных предписаний и заключается его обязанность и его смысл жизни. И в этом исполнении он некоторое упокоение и находил. Он был благодушен и радовался тому, что исполнял Закон и был не таким как другие грешники.
И вспоминаем мытаря. Сборщик податей, дважды ненавидим окружающими людьми. Во-первых, потому что служил у оккупантов, римских захватчиков Иудеи, а во-вторых, потому что был нечист на руку. Как сборщик налогов, он что-то оставлял и себе. А вот проникся состоянием собственной греховности так, что стоял в конце храма, бил себя в грудь, и твердил несколько слов. А слова эти такие: «Боже, милостив будь мне грешному!»
Если задумаемся, то мы с вами и на фарисеев не тянем. Потому как вот этот первый герой в своем исполнении закона был настолько идеален, что и подкопаться, казалось бы не к чему было. Все исполнял. Каждую букву Закона. Нам с вами далековато. Мы часто себя оправдываем, мы часто нарушая Закон, говоря «Ну… это обстоятельства жизни, ну… это работа такая, ну… атмосфера в обществе другая. Вот если бы жил среди ангелов, то по-другому наверно и поступал».
А в чем суть этой истории? Почему Святая Церковь нам ее предлагает как урок в покаянии? Почему из года в год напоминает нам. Видимо, в этой истории заключена вся суть Христианства. Слышите? Вся суть Христианства. Не просто история двух разных людей, гордого и кающегося. Нет, здесь что-то большее, такое, что должно нас слушающих изменить. И что это большее? Мы говорим о фарисее с его мнимой праведностью и задаем вопрос: «А Бог то ему нужен вообще? Ну, он праведен то. Все делает, все предписания исполняет. Он испытывает необходимость в богообщении?» Мнимая праведность породила гордыню и слепоту духовную.
И напротив. Грешник, миллион раз ошибавшийся, но вошедши в храм, вдруг осознал, понял, что он грешен и эту греховность без Бога исправить не сможет. Быть лучшим не сможет, доброго дела сделать не сможет без Бога. Это греховное покаяние, греховное состояние породило в нем то искание Бога и, более того, ощущение того, что Бог мне нужен, что без Бога я ничто. Вот в чем суть Христианства. Мы знаем, что с первых слов Христа Спасителя на земле и Предтечи Крестителя Иоанна, их призывом было: «Покайтесь!» Имейте люди покаянное состояние! Помните о том, что мы грешны! И этот покаянный мотив должен непременно лежать в основе жизни каждого человека. Только благодаря этому правильному осознанию себя и своих поступков, рождается и правильное отношение человека с Богом. Если я понимаю, что я грешен, много, много раз грешен, с многими болезнями и ошибками, духовными падениями и недостатками, то конечно в этом случае Бог нужен мне, ибо Он – истинный Благоподаятель, ибо Он – истинный Врач, ибо Он – Спаситель. Вот о чем говорит сегодняшняя евангельская история.
Нам непременно важно помнить эту свою греховность и помнить, что Бог в силе исправить, и Бог всегда отзывается на наше к Нему обращение, на нашу к Нему мольбу.
Пусть наступающий пост, эти подготовительные недели пройдут с памятью этих слов, этой евангельской истории, пусть наше осознание немощей наших, греховных падений будет рождать в нас искание Бога, просьбу у Бога, молитву к Богу. И это будет правильным и верным путем нашим с вами в Великом посту и во все дни жизни нашей».