Епископ Якутский и Вилюйский Мелетий
(Михаил Козьмич Якимов)
(1835–1900)
Епископ Якутский и Вилюйский (05.07.1889–14.10.1896)
Родился 29 октября 1835 г. в с. Нема Вятской губернии в семье приходского священника. Обучался в Новолинском духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. В 1856 г. поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 26 (28?) марта 1857 г. принял постриг в рясофор без перемены имени и был назначен учителем и надзирателем в Вятское духовное училище. В 1858 г. был зачислен в Казанскую духовную академию, где в феврале 1869 г. принял монашеский постриг с наречением именем Мелетия и 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона.
В 1861 г., будучи студентом 4 курса семинарии, за участие в «политической панихиде» по убитым крестьянам с. Бездна в виде наказания был направлен в Посольский Спасо-Преображенский монастырь Иркутской епархии и далее в Селенгинское бурятское ведомство, а затем на самостоятельную работу в Кударинскую Степную думу, где впоследствии под его руководством был построен и освящен храм во имя святых Петра и Павла.
В 1862 г. рукоположен во иеромонаха, в 1865 г. был удостоен степени кандидата богословия.
С 1 июня 1867 г. – миссионер в Тунгуйской степи. С 1873 г. – глава Иркутской духовной миссии в сане архимандрита (возведен 30 августа 1873 г.) и настоятель Ниловой пустыни в Саянских горах. Об успешной деятельности православной миссии свидетельствует публикация духовно-нравственных и богослужебных книг на бурятском языке и обращение в православную веру более 10 000 язычников.
По ходатайству Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Мелетий был вызван в Казань для помощи в переводе христианских книг на языки коренных народов Сибири и по вопросам организации церковно-приходских школ на окраинах империи. С 1860-х годов он начал публиковать статьи по истории и этнографии Сибири.
5 ноября 1878 г. был хиротонисан во епископа Селенгийского со званием начальника Забайкальской духовной миссии. Местом пребывания епископа первоначально служил Посольский монастырь, затем, с 1880 г., – г. Чита.
С 1884 г. – действительный член православного Палестинского общества.
С 1886 г. – епископ Забайкальский.
5 июля 1888 г. назначен епископом Якутским и Вилюйским. Создал в г. Якутске Церковное Братство во имя Христа Спасителя, на свои средства приобретал книги для духовных библиотек, был инициатором мероприятий, направленных на облегчение участи больных проказой.
14 октября 1896 г. переведен на Рязанскую кафедру.
В 1897 г. принимал участие в работе III Всероссийского Миссионерского противораскольничьего съезда в Казани. Почетный член Казанской духовной академии (с 1897 г.).
Скончался 14 января 1900 г., похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля.
В 1984 г. святитель Мелетий был причислен к Собору Сибирских Святых, мощи святителя обретены 18 июня 1998 г.
Миссионер, подвижник, его называли апостолом якутов – просветителем язычников Сибири. Известен как духовный писатель.
Основные труды:
1. Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653-1726 гг. и сведения о Дауровской миссии (Казань, 1875).
2. Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования (Якутские епархиальные ведомости. – Якутск, 1890).
3. Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие. 1889 – 1896 гг.
4. Православие и устройство церковных дел Даурии (Забайкалье), Монголии, Китае в XVII и XVIII столетиях. (Историческое исследование). (Рязань, 1901).
5. Пустынник Варлаам – основатель Иоанно-Предтеченского монастыря на границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом (Рязань, 1901).
6. О переводной церковно-канонической литературе в древней России. Кандидатское сочинение.
7. Поучение к новокрещенным о святой христианской вере на бурятском языке (Казань).