Епископ Роман: «Приведите ближних в храм!»
06.03.2014
Закончилось чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского, совершаемое на Великом повечерии в течение первых четырех дней Великого поста. Епископ Якутский и Ленский Роман в сослужении якутских клириков читал в эти дни Великий канон в Градоякутском кафедральном Преображенском соборе.
В конце богослужения архиерей, как и в предыдущие дни,обратился к молящимся с проповедью.
"Четвертый день Великого поста подходит к завершению. Констатируем это не потому, что мы считаем дни, а потому, что с благоговением их переживаем – день четвертый. Выходные дни, суббота и воскресенье, несмотря на постный период, носят отпечаток воспоминания Пасхи Христовой, радости о Господе Воскресшем, а в седмичные дни, которые мы только что с вами пережили, в особых их песнопениях, в отсутствии торжественности – покаянный дух и тон поста передается по-настоящему глубоко, очень трогательно и значительно. И святые отцы говорят, что если мы хотим глубже вникнуть в суть покаяния, то желательно не забывать седмичные дни и богослужения.
В пятницу, субботу и воскресенье, мы будем вместе с вами совершать Литургии. Они будут очень разные. Завтра мы совершим Литургию Преждеосвященных Даров, в субботу – Литургия святителя Иоанна Златоустого, в воскресенье – день Торжества Православия – Литургия святителя Василия Великого.
В эти литургийные дни мы с вами призваны причаститься Святых Христовых Тайн, потому что для того и совершается Литургия, чтобы мы имели возможность иметь общение с Господом – причаститься Святых, Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн.
Причастию предшествует исповедь. А в исповеди мы ставим перед собой задачу увидеть свои ошибки, пороки, страсти и грехи, покаяться в них, попросить у Господа Его исцеляющей благодати.
К пробуждению покаянного чувства, стремлению измениться, стать чище и святее, и было предназначено чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Этот канон неповторим по своейгимнографической высоте! В нем преподобный Андрей Критский, глубоко знавший Священное Писание Ветхого и Нового заветов, передает нам примеры покаянных чувств и дел. Этот канон открывает нам особенностьВеликопостного времени, когда милосердие Божье открыло нам свои двери. Войти в эти двери милосердия Божьего мы можем только и исключительно покаянием.
Не всегда душа отзывается на покаянное чувство. Не всегда производится должная работа над своим несовершенством и своими падениями. Перед нами задача: верно увидеть самих себя. Как правильно увидеть, что я есть на самом деле, как нас видит Сам Бог – без прикрас? Рассуждая на эту тему, мы очень часто ловим себя на мысли, что от многого можем отказаться, от многих пороков и страстей. Но есть те тонкие грехи и страсти, от которых отказаться жалко – а надо.
Жалко отказаться от права справедливо обижаться. Ведь можно же обижаться, если ты обижен несправедливо? Это мое право? Но это не по-христиански.
Жалко отказаться от права рассуждать, осуждая. Мы себя оправдываем тем, что мы разумные люди и должны дать оценку всякому событию, греху, греховному явлению… Но как тонка грань между рассуждением и осуждением! Невольно мы переступаем эту грань, осуждаем ближних – казалось бы, имея на это право.
Жалко отказаться от справедливой оценки самого себе и своих интеллектуальных дарований – когда видишь рядом с собой посредственность, очень жалко отказаться от чувства небольшого самодовольства.
Жалко самого себя – свое тело, свои болячки. Думаешь: «Когда был придуман пост! Сейчас – как много болящих, климат другой, болезней у меня много…» - как будто в то время, когда писался церковный устав, люди были ангелами. А святые отцы были такие же, как мы, но могли терпеть пост. А мы жалеем себя, и в этом саможалении оцениваем себя совершенно необъективно.
Это очень тонкая духовная прелесть, псевдодуховныйналет самооправдания. Он мешает нам продвинуться дальше – стать выше, святее, добродетельнее, благодатнее и благороднее. Не надо себя жалеть. Сейчас то время, когда, с одной стороны, положившись на волю Божью, на Его зов к нам, можно и нужно избавиться абсолютно от всего нехорошего и грязного, что в нас есть. Свидетельство тому – множество примеров подвижников Церкви, которые благодаря этому великопостному периоду смогли себя преодолеть и побороть.
Всем вам желаю разумного и правильного видения себя и оценки своей жизни. Это возможно, когда Господь с нами, когда Он дает нам дух покаяния и рассуждения. Тогда Господь, видя наши молитвы, подает нам свою благодатную помощь.
Мне бы хотелось сказать сегодня вот еще и что. Я уже сказал, что наступают литургийные дни – дни, когда можно подойти к Святой Чаше, соединиться с Богом, телом к Телу, кровью к Крови. Я прошу вас быть моими помощниками, рассказав, что наступил пост, что есть возможность покаяться и причаститься, всем своим знакомым и ближним. Тем более, что Господь дает нам такую возможность – три наступающих дня выходные, так почему бы их не посвятить пользе для самих себя?
Скажите об этом всем и ближним, и дальним. Не бойтесь быть навязчивыми! Это будет правильная навязчивость. Приведите их в храм. И через эту встречу с ними и Господом – мы наиболее полно почувствуем отражение своего человеческого призвания быть всем месте и с Богом. Аминь."