Обращение епископа Якутского и Ленского Романа к участникам III Свято-Иннокентьевского студенческого форума

23.09.2014
Обращение епископа Якутского и Ленского Романа к участникам III Свято-Иннокентьевского студенческого форума

Сердечно приветствую Вас, делегатов более чем двадцати Вузов, на студенческом форуме посвященном святителю Иннокентию.
 
Начало нового тысячелетия ознаменовалось глобальными изменениями во всех сферах жизни человека. Стремительный научный прогресс и развитие потребительского общества в корне изменили моральные устои межчеловеческих отношений. 
Вся эта череда причин и следствий породила множество опасностей и рисков, одним из главных – является разрушение духовных основ, формирующего личность человека.
В этих обстоятельствах Русская Православная Церковь мобилизует все свои усилия и ресурсы для того, чтобы противостоять тем вызовам, которые направлены на подрыв духовного фундамента общества. Наша Родина столетиями культивировала христианские ценности, миссионеры Православной Церкви веками несли свет Христовой истины в наиболее отдаленные уголки нашей страны.

Один из прославленных миссионеров Церкви - святитель Иннокентий, митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки.
В этих стенах Якутской семинарии, на молодежном форуме, посвященном памяти святителя, стоит отдельно остановиться на методике его миссионерской деятельности.

Он очень пристальное внимание уделял сохранению самобытности и культуры местного коренного населения. Христианскую проповедь он совмещал с культурно-просветительской. Будущий святитель Иннокентий в краткие строки изучил якутский язык, создал комитет по переводу Священных книг на якутский язык и, понимая высокую роль образования в развитие любого народа, составил азбуку. 
Семь лет святитель Иннокентий посвятил просвещению Якутии.

Следует отметить, что миссионерский опыт святителя Иннокентия на Дальнем Востоке, и в частности в Якутии, представляет большую ценность и на современном этапе. Россия - страна, которая собрала в себе множество народов. В связи с этим христианская миссия должна учитывать их культурные особенности и самобытность.
 В 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви уделил этой проблеме достаточное внимание, в частности, в постановлениях собора говорится: 
«На Земле живет множество народов. У каждого ― свои традиции, культура, образ жизни. Некоторые из них насчитывают миллионы людей. Численность других измеряется тысячами или сотнями. Но Господь Иисус Христос посылает Своих служителей с заповедью идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). У Бога все народы равны, и ценность каждого из них велика в очах Божиих. Не менее она значима и для исторического развития человечества».
Прослужив более 50 лет в священном сане, святитель Иннокентий внес неоценимый вклад в распространение и укрепление православной веры на территории Российской империи. Ввиду его заслуг перед Церковью и жизненного подвига Церковь возвела его в лик святых.

Чем же ценен пример митрополита Московского Иннокентия в наши дни? 
Прежде всего, той самоотверженностью, с которой он совершал свое служение для ближних и своей родины. Святитель как никто понимал, что главной основой русской цивилизации, основанной еще святым равноапостольным князем Владимиром, Крестителем Руси – всегда была, есть и будет Православная вера.
В распространении тех ценностей, которые несет в себе православное учение, он положил свою жизнь. Современники характеризуют его как крупнейшего ученого, выдающегося просветителя, талантливого администратора, человеколюбивого архипастыря, учителя, величайшего патриота любимой им России и поразительно цельного человека. 
Так, один из современных историков И.Г. Стрюченко писал о святителе Иннокентии: 
«Его жизнь, его образ — своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления».

На протяжении полувекового периода он неустанно трудился. Трудился, как верный сын Матери Церкви, трудился как верный сын своего Отечества, как настоящий Патриот. Его трудолюбие и сами его труды, любовь к людям и непоколебимая вера оказали неоценимое влияние на развитие Северо-Востока России.
Современники святого еще при жизни именовали его апостолом, он был награжден Государем Императором за верность Богу и Отечеству ВСЕМИ высшими наградами того времени, но при этом сам он смиренно называл себя «учителем младенцев и младенствующих в вере».
Его просветительскую и литературную деятельность можно характеризовать как незаурядное событие, не имевшее аналогов в Сибири и вообще в России и одно из наиболее значимых достижений в деятельности православной миссии.

Жизнь и деятельность святителя Иннокентия могут быть особым примером для каждого молодого человека.
Современное потребительское общество пропитано идеями, которые на первое место ставят материальные ценности, социальный статус, физический комфорт и личные достижения. Это, так сказать, идеалы, которые навязываются нашей молодежи. 
В противовес этому можно противопоставить образ святителя Иннокентия – выходца из простой Сибирской семьи, в стремлениях, которого не было ни создания блестящей карьеры, ни достижения материального достатка, ни снисканные мирской славы. Всю свою жизнь он провел в миссионерских трудах. За это Господь возблагодарил его, возвысив до наивысших степеней священства, дав здоровье и силы для духовного окормления огромных территорий. 
Голос митрополита Иннокентия имел достаточный вес не только в духовной, но и в политической среде, известно, что святителю приходилось встречаться с Российскими императорами Николаем I и Александром II, его биография свидетельствует о том, что он имел знакомство и пользовался огромной популярностью в кругу руководителей регионов, где он осуществлял свою деятельность, а также участвовал в подписании международных соглашений.
Апостол Павел говорит «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3.8) Доказательством, того, что Господь воздает каждому по трудам, является жизнь и подвиг святителя Иннокентия. 

Не стоит считать, что устремление к труду является лишь предметом духовности. Этот аспект духовной жизни также играет важную роль в экономическом развитии нашей страны. 
Ни для кого не секрет, что модно ныне в выборе жизненного пути тяготеть к избранию специальностей, которые минимизируют трудовую составляющую, в тоже время, требуя высокого материального вознаграждения. Это создает достаточно серьезный конфликт в современном обществе, последствиями, которого есть – перенасыщенность рынка труда специалистами гуманитарной сферы, а за ней и повышение уровня безработицы, снижение промышленного производства, интенсивная трудовая миграция, что часто влечет за собой конфликт на этническом и культурном уровне.

Одним из основополагающих принципов православной миссии в России всегда был патриотизм и любовь к отечеству. 
Выступая перед Советом Федерации в этом году, Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: 
«Патриотизм - это способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим». 
Но в тоже время Его Святейшество дает понять, что патриотизм, без своей духовной составляющей является неполноценным и не может быть определяющим фактором в развитии государства:
 «Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества, потому что без него суверенитет географический и политический ничего не значит. Именно поэтому так важно сопрягать веру с собственной жизнью».

Патриотизм всегда был характерен для нашей Православной Церкви, вспоминая того же святителя Иннокентия, один из его современников писатель И.А. Гончаров, который встретился с ним в Якутске в 1854 г. писал: 
«Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомиться с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь. Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил учение не в академии, а в Иркутске и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот. Мы с ним читывали газеты, и он трепещет как юноша, при каждой счастливой вести о наших победах».

Учение святителя Иннокентия является актуальным и в сегодняшние дни, ведь оно состоит из простых и вечных истин. 
В ответ на пропаганду потребительского общества можно привести слова святителя:​
«Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истиннаго и совершеннаго счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истиннаго счастия и совершеннаго благополучия». 

Человек должен понимать, что в погонях за материальными благами, комфортом и наслаждениями теряется человеческий облик, который отличает нас от животного мира, делая нас венцом творения Господа.
Использование этого тезиса святителя Иннокентия, должно дать возможность снять социальное напряжение, характерное для современной эпохи. Ведь зацикленность на материальных ценностях повышает уровень депрессии особенно среди молодого поколения, которое только начинает свой жизненный путь. 
Когда уровень запросов молодого человека не соответствует реальному предложению, возникает состояние уныния - причина множества негативных социальных явлений среди молодежи.

Довольно длительное время нам пытались навязать иллюзию мирового антропоцентричного общества, где человек в любой ситуации всячески защищен с помощью политических, юридических, экономических и других инструментов, но любая модель, которая идет в разрез с Евангелием рано или поздно дает сбой, смывая за собой все, что в рамках нее было создано. 
Святитель Иннокентий Вениаминов пишет: «Мы знаем, что там, за гробом, всех людей ожидает то или другое, и средины нет, - т.е. нас ожидает или Царствие небесное или ад, - вечное блаженство или вечныя мучения. Только два различных состояния там, за гробом, - и также только два и пути и здесь, на земле. Один путь - широкий, гладкий и ровный, легкий, и много идущих по нему; а другой путь - узкий и трудный. И счастлив, стократно счастлив тот, кто идет по узкому пути: потому что он ведет в Царствие небесное. Но как мало тех, которые идут по сему пути!».

Сложно не согласиться со словами святителя. В действительности, как и полтора века назад, так и сегодня, каждый человек стремится к тому, чтобы достигнуть своих целей в наикратчайшие сроки и с минимальной затратой усилий. Этот принцип даже является одним из оптимальных направлений развития в современной среде. Но Господь рано или поздно приводит нас к выводу, что ничего в нашей жизни не дается с легкостью, всякий результат требует затраченных усилий. И миссионерская деятельность Церкви в работе с молодежью направлена на то, чтобы молодое поколение осознавало, что жизненный путь преисполнен трудностей и испытаний, которые посылаются Господом для нашего утверждения.
Церковь всячески настаивает на том, что только с помощью развития духовности в сердцах молодого поколения, можно подготовить его к испытаниям.

«XXI век начался очень непросто и есть уверенность в том, что в течение этого века, если Господь даст нам прожить как роду человеческому это столетие, будут возрастать стрессы, напряжения и психологические нагрузки. И для того чтобы уровнять все это, необходима мощная духовная составляющая. XXI век должен сочетать материальное и духовное, укрепляя людей в том, чтобы они с мужеством и спокойствием, встречая трудности, могли оставаться с миром Божиим в сердце», - сказал в одном из своих выступлений Патриарх Кирилл.

Массовая культура повлекла за собой трансформацию стереотипов и идеалов, по которым живет и к которым стремится наше молодое поколение. Исконно христианский образ патриота, труженика, готового принести себя в жертву ради своей страны, родных и близких сегодня отодвинут на второй план, а с ним пошатнулись, и моральные устои, на основе которых веками стояло наше государство. Отсутствие образа положительного героя вносит деструктив во все сферы жизнедеятельности нашей страны. 
Потребительская психология разрушает институт семьи, вносит дисбаланс в межличностные отношения, сеет хаос и бунтарские настроения в нашем обществе, которые часто выливаются в конфликты.

Казалось бы, все это причины для нарастания депрессии в обществе. Для Церкви же все эти факторы являются стимулом усиления миссионерской и просветительский деятельности. 
Мы обращаемся к молодежи, как движущей силе, нашего общества, с призывом поддержать православную миссию, становиться на защиту христианских морали и этики, отстаивать традиционные христианские ценности, развивать патриотизм и духовность в нашем обществе.

Необходимо возродить и преумножить все те достижения, полученные от миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского и его последователей на Дальнем востоке. Опыт этого святого должен стать примером и программой действий в духовном возрождении и нашей Якутии.