Патриарх Кирилл призывает к священству коренных жителей Якутии

25.09.2014
Патриарх Кирилл призывает к священству коренных жителей Якутии

В рамках работы VI международного фестиваля православных СМИ "Вера и Слово" состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками форума. 

Отвечая на вопрос пресс-секретаря Якутского епархиального управления Марии Сеньчуковой о духовном развитии Дальнего Востока, в первую очередь, Якутии, предстоятель Русской Православной Церкви посоветовал увеличивать количество священников из числа представителей коренного населения. 

 

Мария Сеньчукова: 

"Руководством нашего государства постоянно подчеркивается значение дальневосточного региона для России. Тем не менее, удаленность от столицы остро и глубоко переживается жителями этой части страны, что выражается даже в речевых конструкциях: "У вас в России", "Там в России". У нас в Якутии это усиливается еще и этническим разнообразием - здесь примерно поровну славян и представителей коренных народов. Как Вам видится соработничество Церкви и государства в этом вопросе? Как приблизить, в первую очередь, духовно жителей Дальнего Востока к столице и европейской части страны? Или, может быть, европейскую часть страны к Дальнему Востоку?"

Святейший Патриарх КИРИЛЛ

"Я недавно вернулся из поездки на Дальний Восток. И практически каждый год после своего избрания я там бываю - не для того, чтобы посмотреть только Дальний Восток, полюбоваться красотами. Я бывал на Дальнем Востоке и до избрания, хорошо, за небольшим исключением, знаю этот регион и посещаю его именно потому, что считаю Дальний Восток одним из общецерковных приоритетов. По многим причинам. 
Во-первых, до революции, когда все-таки были очень благоприятные условия для миссионерской работы, для строительства храмов, монастырей, создания епархий, церковное строительство на Дальнем Востоке не было завершено. Мало было храмов, мало было духовенства. Дальний Восток представлялся Церкви и всей стране как миссионерская территория. Так и было: Встречались замечательные проявления миссионерской деятельности, в том числе, и в Якутии. 
Когда я в последний раз был в Якутии, я был поражен, с каким пиететом якутская национальная интеллигенция относится к культурному подвигу русских православных миссионеров, создавших грамотность, грамматику якутского языка, написали первые словари. А если представить себе, что эти словари печатались все на дальних типографиях, то нужно понимать, что для того, чтобы отпечатать книгу, надо было год из Якутии ехать до Москвы – и на собаках, и на лодках, и без дорог, и без GPS, и даже без элементарных карт. Люди по рекам, буквально на ощупь, передвигались для того, чтобы отпечатать книгу или учебник. 
Повторюсь, в Якутии сохраняется этот пиетет перед культурным подвигом нашего духовенства, что создает замечательную предпосылку для современного диалога Церкви с интеллигентным сообществом Якутии. 
В первую очередь, важно, чтобы в Якутии и в целом на Дальнем Востоке у нас духовенство было не приезжее из Москвы, а местное. Тогда снимается очень много вопросов. Для местного духовенства нет понятия "отрыва от центра", потому что они и есть центр – это их родина, они там родились, их не напугаешь ни пятидесятиградусными морозами, ни мошкой, ни комарами. И чувства изоляционизма у них нет. Оно может появляться под влиянием искушений, когда появляются заезжие, особенно богатые люди с перспективами экономического развития. Тогда возникает соблазн. 
Посещая Якутию, беседуя, в том числе, с руководством Якутии и с духовенством, я говорил о том, что в связи с индустриализацией этих уединенных уголков великой России возникает опасность дурного влияния этих новых колонизаторов на душу местного населения. 
Меня вообще поражает и поражала чистота души местных людей. Когда начинаешь с ними разговаривать о темах, которые совершенно очевидны здесь, то чувствуешь, с каким большим интересом они реагируют на твои слова. Мы должны с большим вниманием, осторожностью относиться к духовному состоянию коренных народов с тем, чтобы не навредить. И, привнося наши технологии и финансы, нашу инфраструктуру, создавая предприятия, мы должны не разрушить эту духовную составляющую коренных народов, а наоборот её укрепить. И именно поэтому нужно иметь духовенство из местных. 
Важно также и церковно-государственное строительство в этих регионах. Как я уже сказал, до революции не был завершен этот процесс. А в советское время вся религиозная жизнь на Дальнем Востоке была уничтожена. Ни один регион Советского Союза не был подвержен тотальному уничтожению религии, как это было на Дальнем Востоке. Было время, когда в Иркутской области вообще не было храма. В Якутске стоял храм, но службы не было. Во Владивостоке и Хабаровске храмы появились несколько позже. В общем, на всех этих огромных просторах, на которых две Европы может поместиться, были без храмов. 
Поэтому сейчас мы в самом начале пути. На общецерковном уровне должно быть особое отношение к миссии на Дальнем Востоке. Но некоторые вещи не решить без помощи государства и спонсоров. Достаточно вспомнить, сколько стоят билеты от Москвы до, допустим, Хабаровска или Якутска, достаточно представить себе жизнь церковного миссионера вдали от тамошних центров, чтобы понять, что всё должно сопровождаться, в том числе, и материальной поддержкой. Поэтому обсуждая тему церковной работы на Дальнем Востоке, недавно в Хабаровске мы договорились о том, что будем создавать общие программы работы, в том числе, по поддержке коренного населения. 
Кроме того необходимо подумать о строительстве храмов и о развитии духовного образования, и всё это должно проходить в рамках церковно-общественного партнерства - в нашей стране Церковь отделена от государства, поэтому лучше говорить так. Ну а государство призвано заботиться о своем обществе. Так что предоставляется возможность и государству поучаствовать в этих программах без нарушения тех принципов, которые заложены в нашей конституции."

Фото: официальный сайт Московского Патриархата patriarchia.ru