Великое освящение храма в Мохсоголлохе: Чтобы Бог сделал этот дом Своим

09.08.2013
Великое освящение храма в Мохсоголлохе: Чтобы Бог сделал этот дом Своим

Когда правящий архиерей надевает поверх своего облачения белый фартук и берет в руки камень?

Прихожане, хоть раз присутствовавшие при этом, знают: такое происходит при освящении престола нового храма. Как это было 9 августа в п. Мохсоголлох Хангаласского улуса, где епископ Якутский и Ленский Роман в сослужении духовенства совершил чин великого освящения храма в честь преподобного Серафима Саровского, 110-ю годовщину прославления которого православные христиане отметили девятью днями раньше.    

 

Пять шагов до цели

Традиция использования вместо молотка камней, которыми на четыре утвержденных столпа престола (Трона Божия) специальными коваными гвоздями прибивается верхняя доска – трапеза, существует с древних времен. Потом они закладываются в его основание. Гвозди символизируют пригвождение Спасителя ко Кресту. Однако прежде, чем они будут вбиты, углы трапезы в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. Зачем? Как растолковывает блаженный Симеон, архиепископ Солунский, все эти вещества «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов.., в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».

А фартук и нарукавники епископ надевает, потому что после он омывает престол теплой освященной водой. Затем крестообразно возливает на него розовую воду, смешанную с красным вином, что знаменует собой кровь и воду Господа, истекшую из Его ребра на Кресте. Далее престол помазывается миром в знак излияния благодати Божией.

Потом новоосвященный престол и жертвенник должны получить свое облачение. Нижняя белая одежда (как плащаница, в которую было обвито тело Спасителя для погребения), окропленная святой водой и возложенная на престол, троекратно опоясывается вервью (веревкой растительного происхождения) – в память об узах, в которых Господь был отведен к первосвященникам. Когда освящение совершает епископ, на каждой стороне престола при его опоясывании должен образоваться крест. Поверх нижней одежды возлагается верхнее одеяние – индития, аналог священнической ризы как отблеска славы Божией. Затем на «одетом» престоле полагаются Крест – орудие спасения каждого христианина и Евангелие – слово и образ Самого Иисуса Христа.

Помимо освящения престола происходит каждение, окропление святой водой и помазание миром стен храма. Наконец, вокруг церкви совершается крестный ход с мощами (в данном случае – новомученика), затем они поставляются под престол и вкладываются в антиминс (освященный льяной или шелковый четырехугольный плат с начертанным изображением Господа, снятого с Креста, на котором освящаются Святые Дары).  Это тоже многовековая традиция Церкви, берущая своя начало со времен гонений на христиан – не имевшие возможности освящать храмы открыто, как в древности, они старались воздвигать их над гробами мучеников. А в 787 году VII Вселенский Собор на веки утвердил этот благочестивый обычай – полагать под престолом мощи мучеников (или святых).

Пять шагов чинопоследования великого освящения храма с вознесением сугубых молитв и специальными церковными песнопениями необходимы для испрашивания у Бога особенной благодати, преобразующей построенное здание в дом Господень. Чтобы Он сделал этот дом Своим…

 

Жить не бесследно

Сердечно поздравив всех молившихся за первой архиерейской литургией с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона и освящением храма, Преосвященный владыка Роман назвал сей день не только торжественным и величественным, но и уникальным. Потому что до этого в истории Мохсоголлоха не существовало православного храма, а в год 55-летия поселка он воздвигнут. «Его появление не было ни случайным, ни скоротечным, – подчеркнул архипастырь. Сама идея, а потом и строительство рождались и утверждались долго и мучительно. И это объяснимо, ведь все великое и славное в жизни человеческой не происходит легко, просто. Поэтому и храм был вымолен и выстрадан. Всеми: и жителями, и прихожанами общины, и благотворителями, и строителями».

Сегодня поставлена последняя точка в строительстве. Но это не конечный этап, а продолжение следующего – духовного развития. «Ибо храм – это не только место молитвы, но источник православного учения о Боге, о мире. Учения – каким быть каждому из нас, чтобы здесь, на земле, добрый след оставить и там, на Небе, блаженное место себе сподобиться получить. Все эти божественные знания мы получаем в храме – через общение со святыми, через взирание на Крест и на иконы», – напомнил правящий архиерей.

Владыка Роман выразил уверенность, что храм, который помимо собственно помещения для богослужения включает в себя еще и обширный класс для занятий, станет настоящим духовно-просветительским центром всего поселка. «Я надеюсь, что мудростью настоятеля, усердием активных прихожан как можно больше людей просветятся светом Христовой истины. Как можно больше людей почувствуют обильную благодать Божию, которая немощных восставляет от болезней и даже мертвых исцеляет, как мы знаем из Священного Писания», – сказал управляющий епархией.     

 Искренне пожелав, чтобы испытываемые всеми внутренние радость и ликование, которые, пожалуй, сравнимы с Пасхой и Воскресением Христовым, не покидали  присутствующих, епископ тепло поблагодарил строителей и благотворителей, администрацию улуса и поселка, всех, кто потрудился ради создания этого святилища.

Он вручил благословенные архиерейские грамоты за труды во славу Божию генеральному директору ОАО «Якутцемент» А.З. Мамедову, генеральному директору ООО «Востокцемент» А.С. Пушкареву, министру архитектуры и строительного комплекса С.Я. Дериповскому, начальнику отдела капитального строительства ОАО «Якутцемент» С.В. Тарасову, заместителю генерального директора ОАО «Якутцемент» по строительству Е.Г. Крючковой; благодарственные письма – все тем, кто своими руками, кирпичик за кирпичиком созидал эту красоту.  

 С приветствиями на торжестве также выступили глава Хангаласского улуса Ю.Н. Зайцев, глава поселка Мохсоголлох А.П. Михеев и другие.