19 октября 2013 года, в день памяти святого апостола Фомы, Преосвященный епископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную литургию в храме Нерукотворного Образа Спасителя Спасского мужского монастыря города Якутска.
Его Преосвященству сослужили: наместник Спасского мужского монастыря г. Якутска игумен Никон (Бачманов), ключарь Преображенского кафедрального собора иеромонах Иларион (Варежкин), заместитель руководителя епархиального отдела по работе с молодежью священник Александр Воронов. Диаконский чин возглавил пресс-секретарь Якутской епархии иеродиакон Симеон (Березкин).
По окончании Литургии владыка Роман совершил заупокойную панихиду, за которой возносились молитвы о почивших якутских архипастырях, настоятелях и братии Спасского мужского монастыря, подвизавшихся молитвенными трудами на якутской земле.
В завершение Его Преосвященство поблагодарил всех за совместную молитву и обратился к наместнику, братии, священнослужителям и молящимся с архипастырским словом:
«Сегодня память святого апостола Фомы. Это, пожалуй, один из известных нам апостолов. И не только потому что он так своеобразно прославился в Священном Писании, но и по делам своим он был очень деятельным. Из Предания нам известно, что он дошел с проповедью Евангелия даже до Индии. И сегодняшнее евангельское чтение было посвящено ему, апостолу Фоме, тем обстоятельствам, при которых он встретил воскресшего Господа.
Известно, что когда воскресший Христос явился своим ученикам, то апостола Фомы среди них во время этой встречи не было. И как оказалось, не случайно, промыслительно его не было. Ученики Христовы затем рассказали апостолу Фоме о встрече с воскресшим Господом, но он тогда проявил некоторую неуверенность, маловерие, и сказал, что до тех пор пока пальцами не прикоснется ран от гвоздей и копья на теле Самого Христа Спасителя, не поверит, что Он воскрес. И мы слышали сегодня в Евангелии о том, что позже вновь Христос явился ученикам, когда был и апостол Фома. И первые слова, которые Он сказал, были обращены к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).
Сомнение или поиск даже в вере – это хорошее качество или нет? То, что было у Фомы. Иногда - очень даже хорошее. Потому что слепо верить – быть фанатиком. А знать основы своей веры и необходимо, и полезно, и важно. Для того, чтобы этой верой, этими знаниями делиться с окружающими, очень здраво представлять во что мы верим, какую православную традицию мы исповедуем.
Отсутствие поиска, отсутствие сомнения – иная крайность, и она, пожалуй, свидетельствует о том, что человек абсолютно безрассудно участвует в вере, как-то машинально. Где же найти золотую середину? С одной стороны, чтобы сомнение не переросло в цинизм, постоянный поиск и копание, а с другой стороны – отсутствие желания познавать мир. Мне думается, что эту золотую середину можно увидеть на примере самого апостола Фомы. Почему его сомнение воскрешения Христа Спасителя не переросло в цинизм? Почему апостол Фома не до конца разуверился и не стал бесконечно подвергать сомнению «А был ли вообще это Христос, а может быть, это было просто явление?» и т.д. Почему его сомнение не привело его в высшую степень отрицания Бога? Думаю, это произошло, потому что он жил по-христиански. Известно, что святые апостолы, ученики Христовы, в жизни своей очень тщательно исполняли заповеди, которыми их научал Христос. Тщательно исполняли заповеди и жили по любви, по молитве, по духу Христову. Поэтому и апостол Фома, живя в этой атмосфере христианской любви, в этом правильном, нравственном и духовном, устроении жизни, не скатился в цинизм. Он получил удостоверение в вере, и в дальнейшем продолжал помогать таким же малодушным и слабоверным, каким он был сам, и встретить Христа в своей жизни, и наследовать жизнь вечную.
Особо это важно для внимания здесь, в монастырских стенах. Для каждого человека важно помнить о том, что правильный образ жизни предостерегает человека от различных крайностей и падений, но особенно важно это здесь, в монастыре, потому что уже живущая братия и еще будущие монахи – все подчиняются особому уставному жительству, основа которого - это молитва, доброделание, взаимоотношения с уважением и христовой любовью друг ко другу.
Дай Бог, чтобы та атмосфера – правильного, высокодуховного, молитвенного образа жизни, которым всегда отличались иноки и монахи – заложилась в стенах нашего Спасского монастыря. Дай Бог, всем нам стараться вести тот правильный образ жизни, который нас предохранит и от различных падений, и дарует нам встречу с Самим Господом Спасителем. Желаю всем, молитвами святого апостола Фомы, крепкой веры и упования на Господа, через что мы с вами и спасемся».
На память о совместном богослужении владыка Роман передал в дар монастырю икону священномученика Максима Сандовича, которую в дни торжеств 20-летия Якутской епархии Его Преосвященству подарил почетный гость, представитель Польской Православной Церкви – епископ Горлицкий Паисий.
После этого был совершен чин о панагии.