Архипастырский визит в Ленское благочиние начался 26 сентября 2015 года с праздничного богослужения накануне праздника Воздвижения Креста Господня. Епископ Якутский и Ленский Роман совершил Всенощное бдение с выносом Креста.
Его Преосвященству сослужили благочинный Ленского округа иерей Анатолий Астафьев, клирики Ленского округа иерей Андрей Ярыгин и иерей Михаил Назаров, диакон Григорий Макухо.
За богослужением молились участники II Православного съезда молодежи Ленского района.
Поздравляя верующих с наступающим праздником, владыка Роман напомнил:
- Мы празднуем историческое событие, связанное с обретением святой царицей Еленой креста, на котором был распят Господь. Когда это событие произошло, Патриарх воздвигал крест — поднимал его, чтобы показать всему народу. Вот и мы вместе с Церковью поем древнее песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
Как много уделяется внимания Кресту в жизни христианина! Нательный крестик, кресты, венчающие храмы, место погребения усопшего, в домах и храмах изображения креста, поклонные кресты на дорогах... Не вызывает ли привыкания это обилие? Не становится ли наше отношение к Кресту неблагоговейным, нетрепетным?
Чтобы возобновить осмысления Креста Христова в деле спасения, жизни Церкви и каждого из нас, как минимум трижды в год совершается вынос Креста на середину храма и всеобщее поклонение ему. Более того: весь богослужебный год песнопения направляют наш ум на Крест Господень, чтобы не привыкали мы креститься небрежно, проходить мимо этой святыни — а останавливались, с почтением, любовью и благодарностью.
«Крест — хранитель всей вселенной», - поется сегодня. Почему это орудие страшной пытки стало объектом нашего благоговейного отношения? Потому что на нем совершилось таинство искупления всего рода человеческого и каждого из нас Господом Иисусом Христом, спасения от проклятия смерти и греха. На Кресте Христовом произошло примирение человека с Богом. Как говорят многие богословы и мыслители, Крест — это мост, устранивший пропасть между человечеством и Богом.
Всмотримся в Крест — хотя бы вот это, украшенный цветами, лежащий в середине храма? Что испытал Спаситель наш на Кресте? До сих пор осмысление страданий Христа продолжается в литературе, музыкальных произведениях, в кинематографе. Года не проходит, чтобы этой темы не коснулись отечественные или западные авторы.
Христос испытал двойные муки. Во-первых, душевные и моральные — Он, безгрешный, не имеющий и тени грехи, берет на Себя грехи всего человечества, бывшего и будущего. Через это крестное страдание Христа каждому даруется возможность не быть наследником вечной смерти. Как на жертвеннике Он приносит Себя! Как это страшно! Сравним себя — как бывает нам больно и обидно, когда нас незаслуженно и несправедливо обвиняют или укоряют? А совершеннейший Бог? Творец этой земли ради нас терпит эту муку!
Во-вторых, муки физические. К тому времени большего орудия пытки, чем крест, не было у человечества. Распинали последних разбойников, тех, кто заслуживал не просто смерти, но и долгого наказания.
На кресте человек испытывал страшную боль в пробитых руках и ногах — в запястьях как раз находится концентрация нервных окончаний. Но умирал человек не от боли. Он задыхался: его единственной опорой становилась грудная клетка — он не мог опереться ни на пробитые ноги, ни на руки. Это значило, что человек не мог вздохнуть и умирал от удушья. Иногда целыми сутками. Спаситель страдал шесть часов.
Я говорю это, чтобы и себе самому, и всем вам напомнить, какой ценой нам досталось спасение, какой ценой нам досталось Царствие Небесное. Христос не был призраком. Он — Богочеловек. Истинный Бог, но и совершенный человек. Он испытывал реальные физические и душевные муки — повторюсь, ради каждого из нас.
Поэтому мы, благоговея, целуем Крест Христов, кланяемся до земли, и в этом поклонении и наша благодарность Ему, и символ нашего подъема-преображения и стремления в Царствие Божье.
Этот путь мы сможем пройти только вспоминая, какой болью он нам дарован, взирая на Крест, понимая, каким законом руководствовался Сам Христос — законом жертвенной любви!
Всякий раз глядя на свой нательный крестик, вспоминайте эту жертву и руководствуйтесь этим законом Любви. Как страшно в наше, казалось бы, свободное время, что все Христово вытравливается! Но если мы с вами сохраним веру и благоговение, то своим примером укажем и иным — нашим ближним — путь обретения вечной жизни и спасения!