7 июля, в день Рождества честнаго славного пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, епископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Также накануне вечером архипастырь возглавил праздничное Всенощное бдение в главном храме Якутска.
По завершении Литургии владыка поздравил верующих с праздником:
- Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Церкви Христовой — днем Рождества честнаго и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна!
В традиции Православной Церкви не принято праздновать день рождения святых. День блаженной кончины, день обретения мощей, день чудесного явления — но не день рождения. Это не случайно: человек, приходя в мир, наделяется от Бога талантами и дарованиями и призывается через земное служение возвыситься до небесного, пройдя земной путь, стать небесным человеком.
Но день рождения Иоанна Крестителя Церковь отмечает особым богослужением и называет великим праздником. Почему?
Ответ — в сегодняшнем евангельском чтении и в праздничной иконе. Кто там изображен? Аскет, подвижник, духоносный человек. Одежды его из верблюжьего волоса, он ничего не ведает и не знает о земных утехах, сладостях и вообще земной жизни. Он — ангел пустыни, как его называет Священное Предание.
Само его рождение было чрезвычайным. Практически с первых минут рождения он был иной человек. Он родился у престарелых родителей — в таком случае, когда никогда не бывает рождения. Он родился, потому что Бог так захотел. Находясь в утробе матери, он встречает Пресвятую Деву Марию, чувствует Христа Спасителя и радуется, сердцем приветствует Его.
После рождения он был унесен матерью в пустыню, чтобы избежать гонений Ирода. Там, в пустыне, он провел все свое младенчество и отрочество и воспитывался только под руководством своей блаженной матери Елисаветы, святой старицы. Он не знал ничего греховного и дурного — от рождения до встречи со Христом Спасителем вся жизнь его была пронизана аскезой и подвигом.
Если мы вспомним первые слова Иоанна Крестителя в Священном Писании, мы почувствуем некоторое противоречие. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» - всю свою жизнь он посвятил служению покаяния. Где логика? Чистый, святой человек, не знавший ни греха, ни греховной жизни, твердит: «Покайтесь!» Казалось бы, мы только тогда начинаем говорить о покаянии, когда сами впадаем в скорбь, грех, неприятную историю — а почему человек без греха призывает к покаянию?
Потому что все грязное и греховное переживается более глубоко человеком чистым и усердным. Тот, кто погружен в бесчисленные грехи, увязший в греховной жизни, не считает, чего еще дурного он приобрел. Вся эта грязь залепила и сердце его, и душу, и очи духовные. А чем праведней и выше человек, тем он внимательней и настороженней относится к грязи.
Иоанн Креститель, будучи святым, небожителем уже на земле, сердечно и глубоко переживал не то что свой грех — а даже грехи окружающих, потому что вокруг него жили единоплеменники, родственники, и он видел, в каком состоянии глубочайшего порока и отчаяния находился в то время народ израильский. Болея сердечно и душевно за своих соотечественников, он и призывал их к покаянию и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы через раскаяние призвать людей к соединению и встрече с Богом — Христом и Спасителем, Господом нашим, Предтечей, то есть провозвестником Которого он является.
Обращаем свои молитвы к этому славному угоднику Божию, которого сегодня прославляет Святая Церковь, и просим, чтобы он помог очистить и упорядочить нашу жизнь, снискать благодать и встретиться каждому из нас со Христом.