Каждому жителю Якутска знаком белый златоглавый храм неподалеку от Автовокзала – Никольская церковь. Многие заходят сюда помолиться в трудные минуты, в том числе – поклониться покоящемуся здесь подвижнику – епископу Якутскому и Вилюйскому Иакову (Домскому).
В 2016 году исполняется 130 лет со дня открытия первой общедоступной библиотеки в Якутии. Это событие – заслуга епископа Иакова. Что мы помним об этом человеке?
Село Семенки, где 6 июля 1823 года родился будущий архипастырь, существует с 1770 года и до сего дня – оно находится в Винницкой области (Украина), на берегу реки Южный Буг. Тогда оно входило в Брацлавский уезд. Столица его, город Брацлав в течение XVII – XVIII веков в ходе военных стычек переходил то к запорожским казакам, то к полякам, пока после 2 раздела Польше в 1793 году не вошел окончательно в состав России. История Брацлава долго читалась в его этническом и религиозном составе. В самом конце XIX века здесь жило много старообрядцев и католиков, только сорок процентов жителей Брацлава были православными, почти такую же часть составляли евреи (кстати, в первом десятилетии XIX века здесь жил человек, почитаемый многими европейскими иудеями до наших дней – раввин Нахман).
Может быть, именно то, что свои детские и юношеские годы Иероним Домский (будущий епископ Иаков) провел вблизи от многоконфессионального и многонационального Брацлава, позволило ему в дальнейшем стать примером служения в Якутии – среди представителей разных культур и народов.
Отец Иеронима, священник Петр Домский, настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова в селе Семенки. Младенец Иероним еще не был крещен, когда войскам, стоявшим неподалеку, проводил смотр сам император Александр I. Отец Петр просил царя быть крестным отцом ребенка. Государь согласился, однако сам прибыть на крещение не смог. Он приказал своему адъютанту присутствовать при Таинстве, но в метрической книге записать его. В дар семье и новорожденному император передал золотые часы.
Мальчик до девятилетнего возраста воспитывался дома. Лишь в 1832 году он поступил в Приворотское духовное училище, а в 1839 – в духовную семинарию в Каменец-Подольске. Но тут учебу пришлось прервать: скоропостижно скончался отец. Иерониму пришлось вернуться домой, чтобы заботиться о младших братьях и сестрах. Казалось, юноша обречен на бедность, отсутствие образования и жизненных перспектив. Но на жизненном пути Иеронима Домского встретился архиепископ Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов).
Имени владыки Кирилла нет в святцах, но его жизнь являет пример подлинного христианства. Он сочетал в себе деятельную любовь к ближнему и верность и преданное служение Богу. Будучи ректором Полтавской духовной семинарии, а затем Московской духовной академии, тогда еще архимандрит Кирилл первым начал читать лекции не на латыни, а по-русски. Близкий друг святителя Филарета (Дроздова), он участвовал в переводе Священного Писания на русский язык (раньше Библия читалась только по церковно-славянски). Неудивительно, что и проповедь его привлекала людей – послушать слово смиренного и просвещенного архиерея приходили даже иноверцы.
Он заботился о сиротах и нищих, примирял находившихся в ссоре священников («Кирилл всех мирил», - говорили о нем), а сам жил скромно и аскетично. В постные дни не садился за трапезу – обходился просфорой и чаем, а деньги раздавал бедным – к концу жизни у него не оставалось средств даже на лекарства.
Вот и Иерониму Домскому и его семье он помогал из своих средств. Благодаря поддержке архиепископа Кирилла будущий якутский просветитель смог закончить обучение в семинарии, а затем поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1849 году выпускник Санкт-Петербургской академии Иероним Домский был направлен в качестве преподавателя в Иркутскую духовную семинарию. Это назначение стало для него решающим. Молодой преподаватель подружился с ректором семинарии иеромонахом Петром (Екатериновским), будущим викарием Камчатской епархии, епископом Якутским, а затем – епископом Томским. Именно он, автор книг о монашестве, глубокий проповедник, повлиял на Иеронима в выборе духовного пути.
Почти девять лет Домский отдал Иркутской семинарии, затем был переведен в Томск, где вскоре принял монашество с именем Иаков, а затем был рукоположен во иеромонаха. Он снова вернулся в Иркутск – теперь уже в качестве инспектора семинарии.
Отец Иаков обладал энциклопедическими знаниями и прекрасно владел словом. Неудивительно, что его лекции вызывали у студентов огромный интерес! В разные годы он преподавал риторику, пиитику, богослужебные книги, богословие латинских и греческих отцов, французский язык, историю, теорию и историю литературы… Было очевидно, что молодого богослова ждет большое будущее. В 1870 он становится ректором Благовещенской семинарии, и тут начинается его связь с Якутией – как раз тогда в Благовещенск были переведены Якутская семинария и духовное училище, пострадавшие после пожара.
Отец Иаков организует для студентов поездки в Китай и Японию (там он познакомился со святым равноапостольным Николаем Японским). Семинаристы изучают маньчжурский и японский языки, ведут путевые заметки, занимаются миссионерской деятельностью… Сам архимандрит Иаков ни на год не прекращает учиться: в 1872 году он защитил магистерскую диссертацию в Петербургской духовной академии: «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление».
Когда в 1878 году отца Иакова переводят в старейшую на Урале семинарию – Пермскую, благовещенские студенты провожают его со слезами.
16 декабря 1883 года определением Священного Синода архимандрит Иаков (Домский) был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 8 января 1884 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония. Через два месяца владыка прибыл в Якутск.
За пять лет пребывания в Якутии этот немолодой уже человек сделал колоссально много. На момент вступления владыки Иакова на кафедру в Якутской епархии существовало совсем немного учебных заведений: несколько народных школ Министерства народного просвещения и Якутская прогимназия. Трудившиеся в них народные учителя сами не могли похвастаться высоким уровнем образования.
Обычно просвещением паствы занималось духовенство – и в Якутской епархии служили примерно сто священников. Но дорога отнимала слишком много времени, и отдаленные приходы удавалось посетить всего один или два раза в год – да и то лишь для совершения богослужений. Епископ Иаков сам проводил беседы среди населения. Все пять лет своего служения он ежегодно объезжал епархию и таким образом преодолел более девяти с половиной тысяч километров!
В самом начале своего святительства епископ Иаков вновь переводит в Якутск семинарию. В 1885 году открывается миссионерская школа, в 1888 – епархиальное женское училище. За пять лет образовывается восемнадцать церковно-приходских школ.
В 1886 году в Якутске по благословению епископа Иакова открывается первая на территории Якутии бесплатная публичная библиотека. Библиотечные работники с любовью хранят память об архипастыре: 27 мая, в свой профессиональный праздник, с которым совпала дата блаженной кончины епископа Иакова, они приходят в Никольский храм помолиться о его упокоении.
Еще одно детище якутского архипастыря заслуживает особого внимания. По ходатайству епископа Иакова Указ Святейшего Синода, разрешающий издание «Якутских епархиальных ведомостей», появляется 4 октября 1884 года. «Лучший проводник христианской религии для местных инородцев, разбросанных по обширной территории Якутской епархии» - так характеризуется в Указе первое периодическое печатное издание в Якутии.
Однако в 1879 году пожаром была полностью уничтожена типография в Якутске, и ее восстановление потребовало несколько лет. Только 16 (28) апреля 1887 года жители Якутии впервые держали в руках настоящую газету, опубликованную в родном краю – объемом в один печатный лист книжного формата. В «Ведомостях» публиковались материалы о миссионерской и пастырской деятельности, статьи духовно-нравственного содержания, проповеди, отчёты и материалы епархиальных структур, освещалась пастырская деятельность и т.д. Появлялись материалы на якутском языке – а в дальнейшем рецензии на переводы и статьи об их авторах.
Издание выходило в свет два раза в месяц до Гражданской войны. Оно прекратило существование лишь в марте 1920 года по решению военно-революционного штаба Красной Армии.
В 2012 году по благословению епископа Якутского и Ленского Романа издание было возобновлено. Сегодня это богато иллюстрированный толстый журнал с оригинальными материалами о жизни Православной Якутии.
В воспоминаниях современников сохранился образ епископа Иакова: он был трудолюбив и аскетичен в быту. Он любил научную работу, которой посвятил большую часть жизни: постоянно его видели работающим за письменным столом в своем кабинете – архиерей что-то записывал или читал книгу.
21 мая 1889 года владыка совершил последнюю в своей жизни литургию. 27 мая он скончался. Погребен был в склепе под деревянной церковью Спасского мужского монастыря.
В 1999 году на бывшей территории уничтоженного на тот момент Спасского монастыря проводились ремонтно-строительные работы, в ходе которых были обнаружены нетленными останки епископа Иакова. В канун Пасхи 2000 года епископ Якутский и Вилюйский Герман (Моралин; ныне митрополит Курский и Рыльский) перенес их в Никольский храм.
На месте погребения владыки на территории Спасского монастыря установлен деревянный крест.
По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа в Якутской епархии ведется сбор свидетельств о благодатной помощи епископа Иакова. Просим вас присылать сведения в епархиальное управление по адресу:
677018, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 8
E-mail: prav.yakutia@mail.ru