Торжество Православия – утверждение истины о Боговоплощении

20.03.2016
Торжество Православия – утверждение истины о Боговоплощении
20 марта 2016 года в неделю Торжества Православия архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников, благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов), иерей Максим Степанюк. Диаконский чин составили диакон Григорий Макухо, диакон Александр Коробкин, диакон Александр Андреев. 

На заупокойной ектении архиепископ Роман совершил молитвенное поминовение погибших в результате авиакатастрофы в Ростове-на-Дону. Были вознесены молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих, трагически под Ростовом-на-Дону в крушении самолета погибших и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному».

 Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Гермоген (Рубцов). 

По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия. 

За богослужением пели хор Преображенского собора и хор Якутской духовной семинарии под управлением Мариам Баско. 

После богослужения архиепископ Роман поздравил всех молящихся с днем Торжества Православия и произнес проповедь:

- Апостол и евангелист Иоанн Богослов рассказывает об одном из событий начала общественной проповеди Христа Спасителя в Галилее. Там, в Галилее, Он, еще неизвестный, встречает одного из Своих будущих апостолов – Филиппа. Филипп, будучи добрым и верующим иудеем своего времени, ожидал Мессию и буквально через несколько минут, услышав Христа, понимает, что перед ним – предвозвещенный пророками и Законом Спаситель. Он бежит к своему близкому другу и тоже впоследствии апостолу – Нафанаилу – и говорит, что, наконец, дождались – пришел Спаситель мира. Он – из потомков царя Давида, а отец Его, плотник Иосиф, живет в Назарете. 

 Нафанаил – тоже добрый и благочестивый иудей, слыша это известие, особого восторга не испытал и то ли с иронией, то ли с разочарованием ответил: «Разве может быть что доброе из Назарета?» 

Дело в том, что Назарет того времени – глухая деревенька, и выходцы из него особым благочестием не могли похвалиться.

Проходит некоторое время, Христос встречается с Филиппом и Нафанаилом и говорит последнему как будто бы ни с того ни с сего: «Вот настоящий израильтянин, в котором нет лукавства!» Нафанаил поражен: человек из какой-то забытой всеми деревни хвалит его за отсутствие лукавства! А Христос продолжает: «Я тебя узнал, и все, что внутри тебя, узнал, когда ты стоял под смоковницей задолго до нашей встречи». Что было под смоковницей и когда это произошло, Иоанн Богослов нам не рассказывает. Но, видимо, это было что-то очень важное для будущего апостола: тягостные раздумья, или посещенье Божье, или глубокая молитва – это событие осталось в памяти Нафанаила. И вдруг Этот Человек говорит, что знал о его переживаниях, хотя рядом Его не было! 

Христос открыл Свой пророческий дар, и видя это, Нафанаил проникся глубокой верой Ему и исповедал Его Сыном Божьим. Мы знаем, что через несколько лет и апостолы Филипп и Нафанаил станут учениками Христовыми, верными даже до смерти. Они будут проповедовать Евангелие и одни из первых пострадают за веру и несение Благой вести людям всей земли.

Почему в этот день Церковь вспоминает этот Евангельский отрывок? 

Это воскресенье – окончание первой седмицы Великого поста. Мы начали великопостный путь покаяния, исправления и преображения всей нашей жизни – для чего он и предназначен. Во время этого пути мы не раз укоряли себя в слабости, за то, что не откликались на призыв Церкви и не постились, не молились, не каялись так, как нужно. Мы ловили себя на мысли, что мы-то не дотягиваем до высоких требований Церкви. Но посмотрим на Филиппа и Нафанаила. Они не были могущественными и сильными людьми. Они просто всем сердцем желали Бога, искали Спасителя и все делали по своим силам, чтобы встретить Его. 

Это напоминание нам: не мерить свои силы относительно того, сколько мы выполнили, а сколько не смогли – а жить честно и искренне, прося Бога. Он непременно откликнется и даст нам Свою Божественную помощь, ибо по слову апостола Павла сила Его в немощи совершается. 

Сегодняшний день называется Торжеством Православия. Сегодня мы вспоминали всех потрудившихся ради утверждения Церкви Христовой: апостолов, святых императора Константина и императрицу Елену, князя Владимира и княгиню Ольгу; ныне живущих и действующих преемников апостолов и святителей – архиереев и священников, всех православных христиан – желали им многих лет. Церковь по-прежнему – корабль в бушующем океане. Как прежде, она испытывает проблемы и трудности, в том числе и от находящих на нее ересей, расколов и нестроений, новых религиозных течений, новых умов, пытающихся приспособить вечные богооткровенные истины к современному миру. 

Но вероучительные истины, одна из которых – истина о Боговоплощении, не просто хранятся, а защищаются Церковью. Чин, совершенный нами, возник после VII Вселенского Собора, когда Церковь победила заблуждения людей, восстающих против иконопочитания. Иконоборцы восставали не просто против написания икон, но против самой истины о том, что Бог сошел на землю и воплотился в человеке, что Христос – совершенный Бог и истинный человек, и это нашло отображение в иконах, которые являются свидетелями Боговоплощения.

Поэтому сегодня на середину храма вынесены иконы и святые мощи, хранящиеся обычно в алтаре, для целования и подтверждения той веры, продолжателями которой мы являемся – веры апостольской, веры православной! Желаю вам, чтобы вера Христова не угасала в наших сердцах, чтобы мы ее и хранили, и защищали нашим детям и внукам, а для этого – проповедовали ее всей своей жизнью!