Поэт, историк, журналист Ирина Дмитриева уже много лет говорит о вере на современном языке. Ирина Александровна —автор трилогии «История Православия в Якутии» - выходящая на днях книга «Божьи люди», посвященная миссионерам XVIII — начала XX веков, и вышедшая ранее книга «На Север сквозь века». В работе участвуют ведущие историки Якутии, а сам проект осуществляется под руководством епископа Якутского и Ленского Романа.
И это только одно из многих просветительских начинаний Ирины Дмитриевой. Есть и преподавание, и главное ее детище — газета (с 2014 года — журнал) «Логос». А в день своего 55-летия в Литературной гостиной Якутской епархии Ирина Александровна поделилась еще одной гранью своего творчества — поэзией.
Впрочем, сама юбилярша в самом начале вечера выразила пожелание, чтобы встреча не стала ее «моноспектаклем», и призвала задавать вопросы:
- Мне кажется, когда есть вопросы — это даже важнее, чем когда есть ответы.
Хозяин гостиной, епископ Роман, сразу откликнулся на просьбу и попросил прочитать что-нибудь последнее. Поэт ответила стихотворением «Поэт», перекликающимся со словами Иосифа Бродского о чувстве правоты поэта перед властителем:
- Есть у поэта чувство правоты.
Да потому что с ветром он на ты,
Который дует в форточку из Трои
И слов ряды в полки ахейцев строит.
Да потому что он на ты с волной:
Солёная, полоскою льняной,
Накатывает, страстным песням вторя,
Когда Сафо ногой ступает в море, –
На лист блокнота в кухне, у плиты.
Да потому что с пылью он на ты –
Из-под копыт. И, конский пот вдыхая,
Глядит, как мчится конница лихая.
Он знает всё – прочувствовал, прожил.
Везувий лавой из подземных жил
Выплёскивает жар в стихотворенье.
Он помнит даже самый миг творенья.
Правда, тут же уточнила, что эта глубинная истинность поэзии не универсальна:
- Я не уверена, что это всегда так. Но когда рождаются стихи больше тебя — действительно, возникает какое-то внутреннее ощущение правоты.
- Я мало пишу стихов, - рассказывает Ирина Александровна. - Даже не каждый год. И всегда делаю это с удивлением.
Тем не менее, несколько поэтических сборников Ирины Дмитриевой уже увидели свет. Презентаций автор не проводит.
- Это надо исправить, - заметил владыка Роман.
- С чем связано вдохновение? - спросили героиню вечера из зала.
- Если бы я это знала, я бы создала бы себе условия для вдохновения, села бы и писала, - улыбается Ирина Александровна. - То есть я могу, конечно, сесть и написать на заданную тему. Но настоящее стихотворение надо дождаться.
Стихи Ирины Дмитриевой — плавные, очень личные и личностные. Поэзия, обращенная внутрь:
- Я из ряда вещей выпадаю.
И теченье мое вертикально.
Читатель оказывается только свидетелем, а не соучастником этого движения души. Но автор не пишет стихи ради стихов — она ищет в этом свидетеле близкого человека:
- Ищу родства духовного — не роста.
Форма стихов Ирины Дмитриевой разнообразна — от классических ямбов до весьма нестандартного северного хокку:
- Шуршанье листвы:
Кто-то прошёл за окном.
Глянула – лето.
Духовные темы рождались в стихах Ирины Александровны еще тогда, когда она не считала себя верующей — что ей самой кажется удивительным.
- Есть у вас стихи, в которых христианское и человеческое приходят в противоречие? - спрашивают ее из зала.
- Это нормально, - с точки зрения поэта, стихи отражают как раз поиск, переживание. - Я не люблю духовную поэзию — когда автор описывает, как надо. «Как надо» сказано в Евангелии и у Святых Отцов. Зачем это рифмовать?
Впрочем, у Ирины Дмитриевой в стихах получается дойти до глубоких христианских ответов: человек перед вечностью, смысл тяжелой болезни и любого невинного страдания, особенно детского — все обретает смысл перед Всеблагим Богом.
- Возможно ли искусственно развить способности к поэзии? Или это дар Божий?
На этот вопрос Ирина Александровна ответила напоминанием, что талант без труда — ничто:
- Любую способность можно развить и задавить. У каждого своя мера таланта. Кому-то легче дается все, другим надо много трудиться. Но слышать и видеть произведение искусства - это ведь тоже дар. И его можно развить.
Хуже всего, когда человек, не желающий работать над своим творчеством, хочет с этим творчеством идти к людям:
- Писать плохие стихи — это не плохо. Плохо при этом напористо предъявлять их миру, плохо, когда есть потребность быть услышанным и «похваленным».
Музыкальность поэзии Ирины Дмитриевой отметили многие. Епископ Роман даже спросил, пишут ли на ее стихи песни. Оказывается, баллады и песни на стихи Ирины Александровны уже есть: их писали бард Ольга Кузьмина и двоюродный брат поэтессы.
А в душе самой Ирины Александровны звучит сейчас музыка Шнитке:
- В его дисгармонии присутствует подлинность переживания.
Назвала она и «родственных» себе поэтов, среди которых современные авторы, Ольга Седакова и Олеся Николаева (напомним, гостья Свято-Иннокентьевского форума).
Вечер продолжался более полутора часов. Главный мотив творчества Ирины Дмитриевой прозвучал уже в конце, в одной из строк:
- Хочу, чтобы, кроме любви, во мне ничего уже не осталось.
- Как благородный и радушный человек, в свой день рождения Ирина Александровна сделала подарок всем нам, - поблагодарил поэта епископ Роман.