Пост учит быть умеренным во всем

08.04.2013
Пост учит быть умеренным во всем

Многие мои знакомые постятся. Редко кто из них полностью соблюдает все правила, в основном делают себе всяческие послабления. Другие и вовсе дают всевозможные обеты на время поста: не сквернословить, например, или не злоупотреблять общением в социальных сетях, не пить пиво и т.д. При этом каждый из них уверяет, что выдержать пост очень трудно. Может быть, им мешает отсутствие истинной веры? Об этом и многом другом мы беседуем с епископом Якутским и Ленским  РОМАНОМ.

 

– Владыка, вот уже много лет мы говорим, что наша страна не может полностью возродиться из-за отсутствия национальной идеи. Может ли Православие стать основой национальной идеи?

— Христианство не национальная, а наднациональная религия. Об этом говорил еще святой апостол Павел: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, но всяческое и во всех Христос». Что касается Православия как идеи духовного возрождения, то здесь я соглашусь с вами. Но и духовное возрождение и иные возвышенные идеи не могут насаждаться сверху. Надо прийти к пониманию его необходимости, в том числе на основе опыта. ХХ век показывает, что никакими силами, кулаками и даже кровью невозможно заставить идти общество по пути, который, казалось, ведет к высшим целям. К этому нужно идти через сердце, осознание, понимание.

— Так нужно подходить к любому вопросу. Сейчас, во время Великого поста, особенно.

— Одна из самых главных добродетелей, которые пропагандирует и которым научает пост, — это воздержание. Она как никогда актуальна сейчас, в эпоху разнузданной, так называемой свободы или вседозволенности. Как важно быть воздержанным во всем. В пище или, например, просмотре телевизора. Ведь ничего полезного для души вы не получите. Один из выдающихся российских интеллигентов ХХ века Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что умеренность — это необходимая категория интеллигентного человека. Задача поста — так учиться расставлять все на свои места, чтобы от дел и произносимых человеком слов было исключительное и истинное добро.

— С каждым годом постящихся становится больше, много молодых. Почему?

— Молодым людям характерно искание таких условий или идеалов, которые будоражат ум, сознание и сердце. Как ни парадоксально, но именно в молодости мы совершаем героические поступки, начиная с любви и кончая написанием докторских работ. И, конечно, для молодых характерно искание духовных принципов жизни. Период поста и связан с тем, чтобы научиться правильно управлять собой. Молодые люди все больше и чаще говорят: почему бы не послушать двухтысячелетний опыт Церкви, результатом которого являются миллионы святых угодников и подвижников Божьих, а не заезжего проповедника, не какого-то американского продвинутого психоаналитика. И оказываются в хорошем выигрыше.

— Здесь бы и могло помочь телевидение, но почему-то на наших каналах не так много по-настоящему духовных программ.

— Увы. Единственный канал «Культура» пытается идти по культурно-просветительскому направлению, да и тот часто срывается в какие-то революционные вещи. Якутская епархия при содействии местных телекомпаний готовит три программы. Это капля в море.

— Зато у нас множество кулинарных и псевдомедицинских телепередач, где, кстати, сейчас тоже говорят о пользе поста.

— Святитель Тихон Задонский говорил: «Мало ешь, мало пей и здоров будешь». Как это просто звучит, как тяжело исполняется, но то, что современные врачи подтверждают эту истину, бесспорно. При этом неотъемлемой частью поста является духовная жизнь. Стремление к приобретению новых добродетелей и борьбе с грехом. Покаяние – основная тема духовной стороны поста. Через покаяние возрождение, очищение к обновлению самого себя.

— Совсем недавно в Якутске проходил съезд православной молодежи.

— Кто такая православная молодежь? Это православные люди, уже живущие по принципам Евангелия. Их мировосприятие уже сформировано и построено на христианских основах. Наша задача — собрать молодых людей, строящих свою жизнь на православных основах, познакомить друг с другом и дать возможность еще больше напитаться от слов православных поэтов, писателей, богословов и расширить православие не только в своей жизни, но и в окружающих их людях. Именно для этого мы и собирались. Это уже второй съезд, и оба оказались весьма удачными, положили основу многих молодых людей в общественной деятельности. Я с удовольствием узнал, что после этих съездов в Нерюнгринском районе организовано молодежное православное движение. Верю, что эта горячность в вере, в поисках смысла жизни поможет молодым людям в дальнейшем утверждении и продвижении православных ценностей.

— А почему именно съезд?

— Съезд предполагает наличие делегатов. Приходские общины делегируют для участия в нем своих лучших и активных представителей. Это форма встречи, объединения. Девизом мы взяли слова из Священного Писания: «Уповай на Господа и делай добро». Делегаты встречались с представителями светской власти, общественных движений, писательницей Майей Кучерской, богословом отцом Александром Ильяшенко, председателем редакционной коллегии одного из известных деятельных и ярких порталов «Православие и мир». Были и наши богословы и священники. Первый день был посвящен знакомству, а во второй и третий прошли секции по социальной работе, присутствию молодежи в Интернете, помощи священнику на приходе, о значении литературы в жизни молодого человека. Кроме того были мастер-классы по фотографии, духовному пению.

— Разнообразная программа. А каков результат?

— Главное – дальнейшее общение этих молодых людей, объединенных одной идеей преображения собственного и окружающих.

— Якутская епархия вообще много внимания уделяет молодежи: журнал «Логос», телефон доверия…

— В нынешнем году журналу, издаваемому стараниями Ирины Дмитриевой, исполнилось 10 лет. И хотя приходят новые технологии, хорошие газеты и хорошие журналы останутся большой и самой необходимой ценностью.

Что касается телефона доверия, то сегодня мы позволили себе сделать некоторый перерыв из-за нехватки священников. Надеюсь, скоро продолжим его работу. У него более вспомогательно-информационная функция, чем психологическая. Думаю, это правильно, потому что каждый верующий человек и даже неверующий, ищущий в Церкви помощь, может ее найти при реальном общении со священником, прийти в храм. Но это там, где есть храмы, приходы. Поэтому телефон доверия был больше востребован людьми из наслегов.

— Телефон доверия — это и возможность исповедоваться, ведь не каждый может подойти и откровенно рассказать священнику о том, что наболело, о каких-то своих неблаговидных поступках.

— Исповедь по телефону — как-то странно звучит. В православной традиции нет исповеди, при которой не видят лица человека, с которым беседуют. В этом есть некое лукавство. В основе исповеди лежит доверие. Если я доверяю священнику, буду говорить искренне и честно, если нет — это не исповедь.

— Владыка, вы говорили о нехватке священников. А духовная семинария поможет решить вопрос?

— Мы возлагаем на нее большие надежды. В декабре прошлого года нас посетила ревизионная комиссия из Учебного комитета Русской Православной Церкви, с очень известным инспектором-контролером, богословом, церковным деятелем протоиереем Максимом Козловым. Это очень объективный, внимательный, имеющий богатый опыт в сфере высшего образования, в том числе церковного, человек. Отец Максим и комиссия дали нашей семинарии достаточно высокую оценку, хотя она существует чуть больше года. Были рекомендации, вполне обоснованные пожелания и замечания, над которыми будем работать. То, что нам поставили хорошую оценку, нас поддерживает и радует. Тем более что в этом году Якутской духовной семинарии исполняется 155 лет. Это самое старое учебное заведение Якутии.

Специфика семинарского образования в том, что сюда поступают уже мотивированные молодые люди и девушки. Это несколько отличается от светского вузовского образования, куда зачастую приходят молодые люди, до конца не убежденные, что хотят получить именно эту профессию. У наших студентов мотивация происходит уже во время их хождения в приходскую церковь, участия в общинной жизни. Читая Жития Святых, их сердца загораются желанием служить и быть такими же подвижниками. Количество таких молодых людей увеличивается, нам это радостно и приятно. Студенты принимаются на полное церковное довольство: питание, проживание, обучение и даже поездки домой. От учащегося же ожидается искренняя открытость знаниям и посвящение всей своей жизни именно церковному служению.

— Мне кажется, в семинарии очень сложно учиться.

— А учиться всюду сложно. Потому что она предполагает напряжение всех сил: и физических, и умственных. А если такого не происходит, то не происходит роста человека. Невозможно учиться не напрягаясь.

— Сколько лет понадобится, чтобы закрыть потребность в священниках?

— Это невозможно прогнозировать, потому что растет количество приходов. Если говорить о статистике, то в дореволюционной Якутии было 200 храмов и такое же количество часовен, 200 священников. На сегодняшний день 66 приходов и 60 священников. Но количество населенных пунктов, которые бы хотели строить храмы и иметь хотя бы эпизодическое присутствие священника, достаточно большое.

— Я помню, когда здесь вообще был один храм.

— И не было постоянного священника, он приезжал из Иркутска.

— А в семинарии достаточно преподавателей?

— Да, потому что со стороны Московской Патриархии есть очень внимательное и доброе отношение. Значительную часть выпускников Московской и Санкт-Петербургской духовных академий распределяют на Дальний Восток. В прошлом году к нам приехали пять выпускников столичных академий, которые сейчас работают священниками и преподавателями. Ждем и в этом году. И надо сказать, что еще не было случаев, чтобы выпускники отказывались сюда ехать. Если человеку предлагают потрудиться в сложных климатических условиях и он не отказывается, значит, он готов поступать и жить по вере.

— Будет ли в Якутии своя иконописная мастерская?

— Руководство Арктического института искусства выразило желание создать межвузовскую кафедру. В традиции Православной Церкви иконописец не только художник, это еще и богослов, знаток всей совокупности православных истин, которые он реализует в иконе. Именно поэтому Андрей Рублев сначала богослов, а потом живописец. И для того чтобы иконописцев учить, необходимы богословский компонент, знание канонов иконописи и способности к рисованию. Мы только начали работу по созданию межвузовской кафедры. Предполагается, что она будет базироваться большей частью в Якутской духовной семинарии. Богословские предметы будут читать ее преподаватели, а курсы по профессии — преподаватели Арктического института. Вообще это хорошее желание, потому что в Якутии существовала своя иконописная школа. Это известные Поповы. Возродить свою школу вполне возможно, тем более что для строящихся храмов необходимо наличие живописцев, которые могли бы их расписывать изнутри и писать иконы. Их подготовка не менее сложный процесс, чем подготовка священников, потому что они должны не просто быть глубоко верующими, но и глубоко знающими традицию Православной Церкви.

— Сегодня во многих аэропортах стали открываться часовни. Есть такая и в Якутске. Насколько она востребована?

— Раньше при всех вокзалах, школах, институтах, гимназиях существовали так называемые домовые храмы или часовни, в которых люди имели возможность молиться. Так что это старая традиция. Сегодня любой человек перед отлетом может войти в аэропорту в молитвенную комнату, поставить свечу и попросить милости Божьей. Это очень действенно и полезно для православного человека.

— Спасибо, Владыка, что нашли время на встречу.

 

http://www.gazetayakutia.ru/  автор Колбасина Марина