Умные люди, говорят, учатся на ошибках других. Мы с вами люди, безусловно, умные. Те, кто жил до нас — они тоже, явно, не считали себя дураками. И те, кто жил задолго до них. И те, кто до тех...
Тогда почему вся история России — бесконечное повторение одной и той же ошибки: отхода от веры, с последующими мучительными попытками исправить ее?..
Именно об этом зашел у нас разговор с участником юбилейных торжеств Якутской епархии, доктором исторических наук, деканом историко-филологического факультета Российского православного университета, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, секретарем правления Союза писателей России Сергеем Перевезенцевым. Кстати, бывал он в Якутии не раз, приезжая по писательским делам, и потому был очень рад приглашению владыки Романа вновь оказаться в знакомых местах.
— Сергей Вячеславович, ваш доклад на международной научно-практической конференции «Миссия Православия в культурном пространстве России», которую епархия провела совместно с Северо-Восточным университетом им. Аммосова, назывался очень конкретно: «Народ и вера: уроки истории». Каковы эти уроки?
— Они сложные. Но в какой-то момент нашими предками были сформулированы три основных завета, три основных условия благоденственного существования: духовное единство, нравственная чистота и «правда», т.е. справедливость. И все эти три завета выражались в одной формуле: «Храните веру православную!» Ибо исторический опыт свидетельствовал: когда наш народ теряет свою традиционную веру — Православие, ему становится только хуже и он постепенно теряет всё. Вот один из главных уроков.
Причина несчастий и бедствий в истории России, как правило, всегда связана с тем, что в какие-то моменты наши предки или современники теряли свои духовные основы. И только когда обретали их заново, в жизнь народа возвращалось благоденствие, т.е. духовное единство, нравственная чистота и «правда»-справедливость. Только тогда и удавалось восстановить потерянное и сделать шаг вперед.
— Но ведь нам известен только один явный период в истории России, когда выросли поколения атеистов. Это ситуация после 1917 года. Неужели и раньше, в более древние времена тоже бывали времена безверия?
— Дело в том, что приверженность той или иной вере не передается по наследству. Конечно, есть семейная традиция, народная традиция, культурная традиция, и многие считают себя приверженцем какой-либо религии именно по традиции. Однако выбор веры — это выбор того или иного смысла бытия, тех или иных нравственных идеалов, того или иного исторического пути. Поэтому подобный выбор каждый человек, каждое новое поколение делают заново, ибо они существуют в новых исторических условиях, перед ними появляются новые исторические вызовы. И в русской истории было немало периодов, когда, казалось бы, в самые благодатные времена что-то вдруг случалось, и мы уходили куда-то не туда.
Конечно, нельзя говорить, что русское общество в эпоху Киевской Руси или Московского царства было атеистическим. Но дело ведь не в том, что люди переставали верить или ходить в церковь. Они переставали быть истинными христианами! Переставали соблюдать правила благочестия, забывали о любви, как основе христианства, а, значит, теряли собственную сущность. Но если человек перестает быть истинно верующим, то, как верят все христиане, Всемилостивый Господь наставляет своих чад на путь истинный, т.е. наказует их.
Именно потому утеря истинного понимания веры часто бывала причиной катаклизмов на нашей земле. Недаром поучения деятелей Церкви на всем протяжении нашей истории наполнены горестным признанием факта, что грехи человеческие настолько велики, что Господь не может их претерпеть. И -- обрушивает кару. Так было и в годы монгольского нашествия, и в пору Смуты и т.д. А русские правители — князья, цари, императоры — как главный завет из поколения в поколение передавали друг другу основной завет: «Храните веру православную!»
— А всегда ли в финале таких метаний народу удается вернуться к искомой точке? Ведь и сейчас продолжаются поиски пресловутой «национальной идеи», которую каждый формулирует для себя по-своему.
— Если учесть, что Российскому государству чуть более тысячи лет, и Православию в России тоже более тысячи лет, а мы с вами живем и здравствуем в собственной независимой стране, то получается, что всегда. Вспомните хотя бы события 1990-х годов! На наших глазах развалился на куски СССР, и Россия была близка к такому же развалу. Но сколь великий всплеск интереса к религии, вообще, и Православию, в частности, мы наблюдали в те годы! Недаром период конца 1990-х — начала 2000-х годов принято называть «вторым крещением» Руси. И это — после 70 лет неверия и официального запрета религии! Однако вдруг снова всем стало ясно, что вера нужна, жизненно необходима. И ведь как это помогло нашему народу! Уникальное в этом отношении было время…
Сейчас, вроде бы, интерес к религии несколько поугас. Но нужно иметь в виду, что любой исторический процесс идет волнами: то спад, то снова подъем. Кроме того, резкий рост религиозности общества и авторитета Русской Православной Церкви вызвал откровенное неприятие и сопротивление. Но вот ведь что интересно! Несмотря на все провокации, обвинения и мутный вал отрицательной информации, что обрушились на Церковь в последние два-три года, интереса и доверие к ней это не умалило. Социологические исследования показывают вполне точно: доверие к РПЦ только растет.
Так, несколько лет назад по данным Института общественного проектирования Русской Православной Церкви доверяли 58,8 % опрошенных россиян, и по уровню доверия Церковь стояла на втором месте после института президента. А в соответствие с рейтингом доверия россиян, составленном исследовательским холдингом «Ромир» в июле 2013 г., Русской Православной Церкви полностью или частично доверяют уже 66 % респондентов (притом что институту президента частично или полностью доверяют 63 % опрошенных).
И еще две цифры. По данным ВЦИОМ в 2010 году 64 % опрошенных считали, что церковная политика, проводимая Святейшим Патриархом Кириллом, отвечает интересам нашего общества. А в январе 2013 года исследования ВЦИОМ показали, что церковную политику Патриарха Кирилла считают полностью отвечающей интересам российского общества уже 71 % опрошенных. И снова напомню — число поддерживающих Церковь возросло на фоне нескончаемых антицерковных провокаций.
Другое дело, что далеко не всех из этих 66-ти или 71-го процента опрошенных россиян можно назвать православными. Ведь эти цифры свидетельствуют лишь об отношении российского общества к Церкви, а не о числе верующих. Да и числом верующих, которое дают различные социологические опросы — православными себя называют примерно 80 % граждан России — тоже не стоит обольщаться. Все-таки вера — это явление, с трудом поддающееся статистическим измерениям, ибо это бесконечные искания, бесконечные пробы и ошибки, присущие любому духовному процессу. И это естественно, ведь каждый человек заново приходит в жизнь, заново открывает для себя смыслы бытия, а потому каждое поколение заново ищет ответы на вечные вопросы.
— Закончится ли когда-нибудь период метаний для России?
— Сложно сказать. В истории России были сотни подвижников, которые жизнь положили на то, чтобы обратить современников к вере и не допустить, чтобы они ее потеряли. Однако вера — это каждодневный, ежечасный труд над собой, по преображению самого себя в соответствии с идеалом, которым в Православии является Христос. И потому этот процесс бесконечен.
А задача тех, кто хоть что-то открыл для себя, состоит в том, чтобы помочь и другим найти свой путь к этому открытию. Мы с супругой уже несколько лет трудимся над созданием учебно-методического комплекта по истории России для общеобразовательных школ. В ходе реализации этого проекта в предыдущие годы вышли наши учебники по отечественной истории для 6, 7, 8 и 9 классов. В этом году — учебник для 10 класса. Все они имеют гриф Министерства образования России, включены в списки рекомендованных министерством учебников. По ним уже изучают историю России во многих регионах страны.
Качественное отличие наших учебников от других в том, что мы стремимся представить историю России в полном объеме, с учетом не только экономических, политических, социальных, бытовых процессов, но и процессов духовной жизни, с учетом духовного фактора в истории. Таким образом мы показываем историю России в ее единстве и полноте.
А в российской истории все происходило с участием Русской Православной Церкви, или же под влиянием православных идей, православной веры. Вот мы и стремимся продемонстрировать роль и значение Православия, как впрочем, и других традиционных религий — ислама, буддизма, иудаизма — в историческом бытии нашей Родины.
Ведь Российское государство и создавалось, как реализация православных идеалов. И долгое время существовало исключительно для того, чтобы защищать и обеспечивать исполнение этих идеалов. Как же можно изучать историю России без учета этого важнейшего фактора?
Елена ВОРОБЬЕВА