Владыка Роман: «Великий пост – время подумать о себе и о любви»

26.03.2013
Владыка Роман: «Великий пост – время подумать о себе и о любви»

Интервью с епископом Якутским и Ленским Романом, опубликовано в газете «Наше время» 22 марта 2013 года. 

 

«Прежде чем получить скрижали Завета, заповеди, Моисей постился сорок дней. Только после этого он получил встречу с Богом, и через эту встречу – заповеди, которые он впоследствии передал всему миру. Иисус Христос, перед тем как выйти на общественное служение, также постился в течение сорока дней», - так епископ Якутский и Ленский Роман объяснил нам, откуда пошла традиция поститься.

«Наше время» встретилось с Владыкой в первый день Великого поста, который считается самым строгим и является к тому же самым продолжительным. В этом году он начался 18 марта и закончится 5 мая Светлым Христовым Воскресением.

Сытое брюхо к учению глухо

«НВ»: Владыка, скажите, для чего нужно воздерживаться в еде? Зачем нужно это ограничение?

В.Р.: На Руси когда-то говорили: «Сытое брюхо к учению глухо». И не зря. Излишняя пища утучняет, делает тяжелым не только тело, но и внутреннее содержание человека. Состояние перенасыщения не способствует какому-то интеллектуальному, духовному развитию, именно поэтому первая часть поста – это пощение. И по канонам церкви не рекомендуется в эти дни вкушать пищу животного происхождения.

«НВ»: Но ведь даже во время Великого поста дозволяются послабления? Кому они даются?

В.Р.: Есть ряд профессий и ряд определенных человеческих состояний, когда отказываться от такого набора в пище будет не только не полезно, но и попросту вредно. Это труд, связанный с большими физическими нагрузками, когда организм нуждается в подкреплении. Это период беременности и кормления грудью. И, конечно, послабление дается в состоянии немощи и болезни, когда даже час-два невкушения могут быть смертельными.

«НВ»: Как разумно подойти к посту, чтобы не нанести вред, чтобы пост не превратился в банальное голодание?

В.Р.: Подход в этом вопросе должен быть очень мудрым. Православный, воцерковленный человек, прежде чем начать пост, всегда советуется со своим священником, с духовником и получает соответствующую рекомендацию и пожелание, каким образом исполнить пост.

В это время нужно побольше внимания уделять молитве и наблюдению над собой. В этом помогает исповедь - таинство, когда человек приходит к священнику и открывает свою душу, вспоминая перед священником, но для Бога свои ошибки, а священник помогает найти то недолжное, плохое, отвратительное, что, возможно, уже стало второй натурой – пороки, дурные привычки, грехи, частые ошибки. Весь этот негатив предполагается очистить и выбросить с помощью самоработы и благодати Святого духа, которая дается в таинстве покаяния.

Две опасности для нерассудительных

«НВ»: Каждому ли крещеному человеку нужно поститься?

В.Р.: Да, желательно поститься всем, ведь пост - это часть жизни христианина, неотъемлемая ее часть. А вот насколько тщательно это исполнять – зависит от самых разных причин, и здесь нужен совет священника. Конечно, нельзя сразу отказываться от еды и всего прочего невоцерковленному человеку. Для него в этом существует две опасности: первая – это опасность надорваться, просто надорвать организм, а вторая для человека нерассудительного – это опасность возомнить из себя, то есть впасть в состояние гордыни, когда начинаешь думать: ага, вот я три дня ничего не ел, не пил, вот я какой… Этим, кстати, пользуются темные бесовские силы, которые мешают нашему спасению и тоже могут навеять чувство и обмана, и гордыни.

Этого не происходит, если человек имеет духовника, которому он поверяет свои значительные шаги.

Исповедь и причастие

«НВ»: Когда нужно брать благословение у духовника – перед началом поста или на его послабление?

В.Р.: Перед постом в храме читается особая молитва – Благословение. Также предполагается тесная связь со священником – на уровне телефонных разговоров и встреч как минимум раз в неделю. Да, перед наступлением поста обговариваются в том числе и возможные послабления. Хотя многое происходит и уже, что называется, по пути следования. Например, кто-то едет в командировку, и тогда он говорит: батюшка, я не смогу поститься. И это понятно, ведь ситуация дороги совсем иная, чем в размеренной повседневной жизни. В этом случае он просит у священника послабления.

«НВ»: Что делать, если пост, осознанно или неосознанно, но был нарушен?

В.Р.: Главное – не забыть об этом, оставить в памяти, что это произошло, чтобы потом покаяться. К сожалению, для человека очень естественно привыкать к нарушениям и потом про это забывать. Для того чтобы этого не происходило, хорошо бы в дни Великого поста исповедаться и причащаться один раз в неделю, делая как бы небольшой недельный отчетик, в первую очередь для самого себя.

«НВ»: По каким дням можно это делать?

В.Р.: В Великом посту исповедаться и причащаться можно четыре дня в неделю: в среду и пятницу, в субботу и воскресенье. Можно выбрать день исходя из своего рабочего и семейного ритма жизни.

Возраст ответа за свои поступки

«НВ»: Нужно ли поститься детям, и с какого возраста это рекомендуется делать?

В.Р.: Возрастом, когда ребенок способен отвечать за свои поступки, считается возраст от семи лет, когда прекращается период младенчества и начинается период отрочества. Потому к исповеди дети приступают начиная с семи лет. Пожалуй, с этого времени и можно объяснять ребенку, что значит пост, к чему он приведет, насколько он полезен. Но требования к детям, конечно же, не такие, как к взрослым. Ребенка можно ограничить в сладком, а также в развлечениях.

Один замечательный церковный писатель, протопресвитер, выдающийся богослов Александр Шмеман вспоминал, что на время Великого поста рояль в их гостиной завешивался специальным чехлом, и до Пасхи у них не было никаких семейных праздников. Может быть, проводя аналогии с нашим временем, можно зачехлить на некоторое время телевизор как источник развлечений?..

Но в любом случае все должно быть очень разумно. Важно ребенка не оттолкнуть, а напротив, помочь ему иметь соответствующее исполнение заповедей, подражание Христу и святым угодникам Божьим.

Может быть, родителям следует в это время побольше читать своим детям Священное Писание, чаще бывать в храме. Более интенсивная духовная жизнь в этот период и будет соответствовать посту. Но, повторюсь, делать это следует без перегибов, перекосов и истязания.

Не превратить в диету

«НВ»: Многие задаются вопросом, можно ли во время поста есть морепродукты или они относятся к пище животного происхождения?

В.Р.: Начну издалека. Когда мы читаем книги о периоде времен апостолов, первых христиан, мы видим, что идея христианской жизни настолько пронизывала в то время людей, что вела их на аскетические подвиги. Именно в 4-5 веках зарождалось монашество, на то же время приходится всплеск православного богословия и богослужения. Если мы обратим внимание на памятники того периода, то среди прочих увидим наставление от церковных писателей, что пост – это не только время, которое человек уделяет себе, но и время, когда, ограничивая себя, он может уделять больше внимания своим ближним. И, ограничив свой стол, он может разницу в затратах на столы отдать людям, совсем ничего не имеющим. Этим пост будет еще выше в глазах Божьих и в наших собственных глазах.

И вот теперь можно вернуться к вашему вопросу. Да, если подходить формально, морепродукты являются постными. Но, с другой стороны, если мы будем ограничивать определенный род пищи, но при этом покупать еще более дорогие продукты, чем раньше, то что же это за пост такой будет? В чем он тогда заключается, если мы тратим еще больше, чем раньше? Это не пост, это диета.

Яблочный пирог вместо торта

«НВ»: Что делать в случае, если на время поста выпал какой-то день, который перенести невозможно - предположим, день рождения ребенка?

В.Р.: Это зависит от воцерковленности семьи. Если вся семья понимает и живет согласно церковной традиции, то для нее будет естественно приготовить в этот день яблочный пирог, а не сливочный торт. Но если семья или один из ее членов только начинает этот путь, тогда лучше не усложнять и не обострять ситуацию, дабы не оттолкнуть человека. А тем более ребенка. Он может воспринять ограничение как наказание и вообще никогда к этому не прийти. Христос – это радость, духовная жизнь – это возрождение, а тут вырисовывается …тюрьма какая-то. Так что главное – поступить мудро и сделать все с любовью, даже по отношению к посту. Если в посте нет любви, значит это не пост.

Рыба не спасает, и мясо не губит

«НВ»: Во время поста есть дни, когда рекомендуется сухоядение. Как правильно его соблюдать?

В.Р.: Сухоядение – это норма, которая имеет отношение в большей степени к монашеской жизни, потому что это требование родилось в монастырях и к монахам. Оно было обусловлено еще и определенными климатическими особенностями, поэтому я думаю, что не стоит заострять на нем внимание. Говоря о пище растительного происхождения, не нужно разделять ее по признаку, с водой она приготовлена или без, в процессе варки или без нее. Тем более – для условий Севера. Еще со времен святителя Иннокентия, митрополита Московского, здесь, на Севере, разрешалось вкушение рыбы в Великий Пост, и запрета на рыбу не существовало, хотя согласно канонам она не полагалась.

«НВ»: Так, вы говорите, было ранее. А сейчас?

В.Р.: И доныне. На вопрос, который мне часто задают, можно ли вкушать рыбу, я отвечаю: да. К сожалению, я часто слышу такие вещи: я бы, говорят мне, наверное, крестился и воцерковился бы, но есть-то после этого нечего будет, вот стану я христианином, а вы меня, мол, заставите петрушку есть. Дело не в петрушке, а в исполнении христианского отношения, образа жизни. Рыба-то не спасает, и мясо не губит.

Не стоит бояться идеала

«НВ»: Есть пост для монашествующих, а есть для мирян. Правильно ли понимать, что есть несколько уровней, которые каждый выбирает для себя сам, оценивая их не с точки зрения духовной пользы, а хотя бы с точки зрения отсутствия вреда? Каков должен быть критерий?

В.Р.: Это задача вообще всей нашей жизни – научиться есть так, чтобы не вредить себе. А что касается требований постовых, то в Типиконе – церковном уставе изображен идеал поста, постящегося человека. Насколько мы будем к нему приближены, зависит от нашей внутренней готовности, от того церковного пути, который мы проходим. Идеал должен быть. Но он не должен пугать, как не пугает нас образ Христа, который все прощает. Так же нас не должен пугать и образ поста, как время большого ограничения в еде и долгих служб. Насколько мы к этому идеалу приближаемся, зависит от нас, мы решаем это сами. Это наша совесть и наш выбор, сделанный совместно с духовником. И осуждать себя, что мы не исполняем идеала, не нужно. Идеал – это образец, это вершина, маяк, к которому следует стремиться.

«НВ»: Какой совет вы дадите тем, кто только начинает поститься, кто делает это впервые?

В.Р.: Самое главное золотое правило: пощение без молитвы и без хождения в храм – тщетное дело; ограничивать себя в пище и в этом только видеть смысл поста – дело пагубное. Нельзя, постясь, не обращать внимания на молитву, на чтение Слова Божьего и на другие вещи, которые связаны с храмовой культурой. Тех, кто начинает поститься, но не держит в руках молитвослов, кто не исповедуются и не беседуют со священником, я бы предостерег: лучше подумать и не начинать пощения, чем быть оторванным от церковной традиции. Это будет даже вредно.

После будет радость обновления

«НВ»: Дайте, пожалуйста, напутствие нашим читателям на Великий пост.

В.Р.: У многих церковных писателей образ человека, который ведет духовную жизнь и стремится к совершенству, представлен в виде человека, имеющего два крыла, одно из которых называется пост, пощение, а другое – молитва. Только при наличии этих двух крыльев и совершается наш перелет, возрождение, восхождение к Богу. Если мы имеем только пощение, но не молимся, то это только диета, и с одним крылом мы никуда не полетим. И напротив, мы, возможно, молимся, но совершенно не уделяем внимания ограничению в пище, - в этом тоже немного пользы. Итак, вот эта симфония – ограничение в пище и молитва и чтение Слова Божьего – и составляют полноту периода духовного возрождения, которое совершается во время Великого поста. Я бы пожелал всем не забывать об этих двух условиях.

Знаете, лично я всякий раз с трудом переживаю пост, несмотря на то, что я не первое десятилетие в церкви и епископ. Да, это период напряженной работы. Но вы знаете, какая большая бывает потом радость, каким бывает обновление, когда наступает Пасха! Ощущение души - другое, мысли, чувства обновляются, все вокруг обновляется! Даже вкус к продуктам! И это такая радость неописуемая! А еще прибавить сюда Божественную благодать, которую Господь нам дает, видя наше усердие!.. Это ни за какие деньги не купишь, и этого нигде не переживешь, только как в храме Божьем, следуя тому призыву, который церковь обращает к каждому из нас.

И да поможет нам всем Бог!

Марина САНТАЕВА