Игумен Андрей (Мороз):Якутская Духовная Семинария обязана быть флагманом духовного образования

16.01.2013
Игумен Андрей (Мороз):Якутская Духовная Семинария обязана быть флагманом духовного образования

В октябре 2011 года в Якутске вновь открылась духовная семинария – спустя 93 года после того, как в годы советской власти была упразднена. И это, наверное, стало лучшим подарком православным верующим северной республики в канун 380-летия Православия в Якутии, который отмечается в 2012 году.
Как сегодня идет процесс возрождения духовной школы – старейшей на Дальнем Востоке? Об этом рассказывает ее ректор, игумен Андрей (Мороз).


– Духовное образование в Якутии всегда было очень специфичным. Да, когда-то здесь, так же как и во многих других областях России, помимо семинарии, имелись духовное училище, женское епархиальное училище...
Но при этом даже до революции подготовка будущих священников широко представлена здесь не была. И это, прежде всего, обусловлено особенностями географии Якутии, где на колоссальной территории проживало сравнительно небольшое число людей. Тем не менее к началу революционных перемен в России священнослужителей в Якутии уже было более 300. Примерно половина – люди местные, из коренного населения.
– То есть якуты?..
– Не только. Ведь в Якутии живут эвены, эвенки, юкагиры... Приток коренных жителей в духовенство шел самым естественным образом. Казаки, прибывавшие осваивать север, женились на местных женщинах. В смешанных браках, которые в этих краях были обычным явлением, происходило взаимопроникновение культур. Вот почему и духовенство, всегда говорящее на языке народа, который окормляет, тоже достаточно рано заговорило на якутском. Именно это определило и специфичность местной духовной школы – она была нацелена на подготовку местного духовенства, которое проповедовало бы и вело богослужения на языке, понятном для людей.
Потрясения, которые пережила Церковь после 1917 года, Якутию коснулись в полной мере. В 1920 году все духовные учебные заведения Якутска были закрыты. В 1993-м, к моменту возрождения Якутской епархии, в Якутске действовал единственный храм. До сих пор в республике катастрофически не хватает священников. Но Церковь не оставляет свой народ даже в состоянии отступления – она всегда стремится помочь нам вернуться в отеческие объятия Бога. Поэтому одним из свидетельств возрождения духовной жизни в Якутии стало возрождение якутской духовной школы. Сначала в виде духовного училища в 2006 году. А в 2011-м стараниями правящего архиерея Якутской и Ленской епархии владыки Романа получила статус духовной семинарии.
Это произошло при непосредственном желании как священноначалия Русской Православной Церкви в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, так и как епархиального начальства вкупе со зрелым решением республиканских властей. Дальновидность последних помогла создать хорошую материально-техническую базу. А правящие архиереи сумели наполнить учебный процесс содержанием.
– Отец Андрей, какой вы видите Якутскую семинарию ХХI века?
– Святейший Патриарх определил стратегию ее развития так: стать семинарией народов Севера. Она должна быть не просто обычным духовным вузом, каких в России немало. Не просто восполнять дефицит священнических кадров, что для Якутии особенно важно.
Ее задача – стать уникальным образовательным учреждением, где получают пастырское образование представители коренных народов Севера. Те, кто родился в этих местах, знают специфику региона и никогда его не покинут. Такова главная цель, которая перед нами поставлена.
– Что семинария представляет собой сегодня? Каким был набор этого года?
– Семинария работает по трем направлениям. Это пастырская подготовка священнослужителей, отделение церковного пения, где могут учиться девушки, а также курсы катехизаторов – для тех, кто не может оставить светскую работу, но желал бы стать богословски подготовленным.
В этом году на первый курс пастырского отделения поступило 8 человек. Есть среди учащихся и ребята-якуты. Пока их, увы, не так много, как хотелось бы. Но если учесть, что в Якутии огромное число приходов не имеют священников вообще, это очень неплохая цифра. Ведь что такое священник на приходе? Это пример для молодых людей. У многих молодых якутян такого примера просто нет.
Впрочем, ситуация все же понемногу меняется. Например, недавно владыка Роман рукоположил в сан иерея студента 3 курса отца Александра Борисова. Он отправится служить в улус, где живут преимущественно якуты.
– Более 90 лет в Якутии и слова-то такого не произносилось – «семинария». Люди попросту отвыкли от него. Как Вы считаете, семинария уже успела заявить о себе?
– Рождение семинарии – это огромный труд. И в том числе, труд информационный. Для того, чтобы абитуриенты потянулись в нее, они должны о ней узнать. Для Якутии, с ее огромными расстояниями и отдаленными друг от друга населенными пунктами, где еще не везде есть Интернет, это особенно важно.
И все-таки о ней уже знают даже в дальних районах. Владыка Роман много ездит по республике и на встречах с молодежью всегда рассказывает о ней. Я тоже часто бываю в районах. Могу засвидетельствовать: интерес у людей к ней большой. Это подтверждает и то, что о нас регулярно пишут СМИ.
Для того, чтобы знали больше, мы создали сайт семинарии. Сегодня без этого нельзя. Если мы хотим, чтобы слово Божье звучало повсеместно, оно должно быть доступно людям.
– Когда-то Якутская духовная семинария была одним из ведущих учебных заведений региона. Из ее стен вышли многие представители якутской интеллигенции. Вам хотелось бы вернуться на те же позиции?
– Быть значимее Северо-Восточного федерального университета – это, конечно, лестно, но сегодня малодостижимо. Времена изменились. Поэтому мы не ставим перед собой задачу стать лидером образования в Якутии вообще. Но быть флагманом духовного образования обязаны.
И задел для этого уже есть. Один–два раза в месяц мы обязательно проводим на базе семинарии межвузовские мероприятия, которые собирают более 250 студентов разных светских вузов Якутска. Семинария – это база методической помощи преподавателям нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Кстати, в рамках Рождественских чтений мы готовим целую секцию, посвященную этой теме.
– То есть интеграция в вузовскую среду идет?
– Да, хотя отношения разные. Есть предельно дружеские, как, например, с Байкальским Государственным Университетом Экономики и Права, когда наши мероприятия – это их, и наоборот. Есть просто интерес, какой мы ощущаем со стороны СВФУ, Якутской сельхозакадемии и т.д. Вместе мы часто выступаем соучредителями проектов в области духовно-нравственного воспитания. Семинаристы и студенты встречаются не только в аудиториях – сообща занимаются спортом.
Кроме того, семинария сотрудничает с государственными и общественными организациями, которые занимаются реабилитацией людей от наркотической, алкогольной, табачной зависимостей. И постепенно становится центром притяжения людей, которые работают не рубля ради, а движимы внутренним побуждением деятельного добра.
Более того! Мы готовы приступить и к реализации программ межрегионального сотрудничества. Летом нашу семинарию посетила начальник управления культуры и спорта Чукотки. В ходе этой встречи родилась идея популяризации нашей духовной школы и в этом регионе. Там тоже очень сложная ситуация с пастырскими кадрами.
– То есть не исключено, что на будущий год у вас появятся студенты с Чукотки?
– Мы ожидаем их не только оттуда. Мы поставили себе задачу стать межрегиональным вузом, готовя священнослужителей и для Якутии, и близлежащих регионов.
Якутская семинария – обладает достаточными интеллектуальным и материальным ресурсом и потому нет необходимости жителям Восточной Сибири, желающим получить духовное образование, ехать ради этого за тридевять земель, когда такая возможность есть под боком?
– Отец Андрей, иногда приходится слышать, что, мол, в семинарию идут те, кто не попал в светский вуз. Как происходит в вашем случае?
– И к нам такие приходят. Не поступив куда-то, просятся к нам потому что, к примеру, знают, что у нас прекрасное общежитие. Им же не хочется возвращаться домой в район. Но мы их останавливаем! Потому что в семинарию человек должен прийти осознанно, желая послужить Церкви, а не потому, что не добрал баллы в другой вуз. Если бы мы брали всех, кто к нам приходит, то уверяю вас, число первокурсников у нас выросло бы многократно. Но мы понимаем: этого делать нельзя.
Семинария рассчитана на 60 человек -–считаю, это оптимальная цифра. Она должна быть большой семьей, где каждый на виду, что имеет огромное воспитательное значение. Большие церковные школы не могут позволить себе такую роскошь, как индивидуальный подход.
– Отец Андрей, какой бы вы хотели видеть семинарию, скажем, лет через 30? Какая у ректора мечта?
– Чтобы каждый ее студент имел бы очевидные задатки святого человека. Ведь один такой может сделать в 100 раз больше, чем тысяча просто талантливых пастырей.
Нынешнее поколение молодых людей в чем-то более сложное, но порой и более цельное. Потому что, когда человек избирает духовную стезю в мире, где бал правит разнузданность, он, как правило, уже имеет навык ей противостоять.
Так что 380-летие Православия в Якутии мы встречаем в ситуации, когда у нас есть новые поколения пастырей и христиан, готовых принять на себя продолжение той великой миссии, которую когда-то начали святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Мелетий Рязанский, епископ Дионисий, епископ Иаков и более близкие к нам по времени архипастыри, среди которых и правящий архиерей Якутской епархии владыка Роман. Нужно молиться только, чтобы этот источник не иссякал...

Елена ВОРОБЬЕВА.