Мэр Якутска Айсен Николаев: Православие в Якутии выдвигается на те позиции, которые занимало исторически

15.01.2013
Мэр Якутска Айсен Николаев: Православие в Якутии выдвигается на те позиции, которые занимало исторически

...Жители Якутска давно привыкли: в Крещенскую купель нынешний мэр города Айсен Николаев обычно погружается одним из первых. 
Происходит это из года в год, еще со времен, когда он занимал пост руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). И многие из тех, кто до сих пор сам так и не решился окунуться в ледяную воду (а температура воздуха в Якутии в январе обычно опускается за минус 50), продолжают гадать, что все-таки скрывается за таким постоянством: вера или просто потому, что так «по должности положено»?
Об этом у Айсена Сергеевича решили поинтересоваться и мы. Благо, что и повод есть. В сентябре Якутск отметил круглую дату - 380 лет. И ровно столько же прошло с тех пор, как в этот край впервые пришло Православие.


- Айсен Сергеевич, вы, наверное, первый мэр Якутска, который из года в год обязательно окунается в крещенскую купель. Это принципиальная позиция или просто так получается?
- Если рассказывать по порядку, то все началось с покойного епископа Якутского и Ленского Зосимы. Мы с ним достаточно часто встречались по службе. И вот в один из визитов ко мне - а я тогда работал руководителем Администрации Президента и Правительства РС (Я), он начал рассказывать, как в 2006 году они вместе с казаками проводили в Якутске Крещенские купания, спросил совета по их организации в дальнейшем.
Мне идея понравилась. На следующий год я принимал в этом уже активное участие. И как-то так само собой получилось, что с 2008 года стал бессменным руководителем республиканского комитета по организации крещенских купелей в Якутии.
Потому что на самом деле это совсем не просто -- предусмотреть все, чтобы никто из десятков тысяч людей, которые приходят к купелям не только в Якутске, но и в улусах, не пострадал, чтобы все прошло нормально. Особенно это важно в нашем климате. Нужно учесть массу организационных вопросов: позаботиться о палатках, которые обычно ставят над купелями, о тепловых пушках в них, о дежурстве экстренных служб... Но, слава Богу, по его милости за эти годы в республике не было никаких неприятностей, связанных с купелью.
- Но одно дело - руководить и организовывать. И совсем другое - самому окунаться в купель...
- Ну, это уж дело принципа! Если ты неспособен в атаку пойти, то есть, в данном случае в купель войти, то как можешь быть авторитетом для других? Я считаю, что светская власть и в этом деле тоже должна быть с народом.
Когда я принял для себя это решение, оно мне помогло как-то духовно очиститься. И сейчас для меня купание в крещенской купели - не просто некий ежегодный формальный ритуал, а то, чего просит душа.
- Как ваши домашние к этому относятся?
-Жена сначала ужасалась, потом стала поддерживать. В конце концов, окунулась сама и ей это очень понравилось. Дети пока не окунались, у них все впереди.

- Число якутян, которые приезжают к крещенской купели, растет год от года. Людей становится больше и в храмах. Особенно это видно в праздники, когда все пришедшие в них не помещаются и некоторым приходится слушать службу на крыльце. Как вы полагаете, за этим истинный интерес якутян к вере?

-- Я считаю, что да. С того момента, когда церковь в стране вновь «разрешили», и пошла первая волна интереса к религии, времени минуло немало. И сейчас уже можно говорить о том, что все наносное и поверхностное осталось позади. Отношение людей к вере стало более серьезным, осознанным. Тех, кто решает принять крещение сегодня, заставляют это делать уже совсем другие побуждения, нежели 10-15 лет назад.
- А как бы вы оценили ситуацию с возрождением Православия в Якутии в целом?
- Конечно, в советскую пору по Православию в России был нанесен колоссальный удар. Якутия исключением не стала. И только благодаря принципиальной позиции первого президента нашей республики Михаила Ефимовича Николаева и епископа Германа (Моралина), которому выпало начать восстанавливать Якутскую епархию фактически с нуля, церкви у нас стали потихоньку возрождаться.
В период, когда президентом РС(Я) был В.А.Штыров, а епископом Якутским и Ленским ныне покойный Зосима, этот процесс вышел на новый в качественном отношении уровень. В республике вызрело и началось по-настоящему народное движение по восстановлению храмов, приобщению людей к вере.
В последние годы этот процесс идет еще более активно, благодаря чему Православие постепенно выдвигается на те позиции, которые в Якутии оно занимало исторически. Мы все прекрасно понимаем и помним, что благодаря ему якутский народ смог приобщиться к великой культуре -- российской и мировой, обрел письменность, ему стало доступно образование и т.д. При этом заслуги Православия огромны в развитии не только нашего региона, но и всего северо-востока страны, что, возможно, еще до конца не оценено. Отрадно, что год за годом мы эти долги отдаем.
- Сегодня в Якутске и его пригородах 10 храмов. Этого достаточно для города, население которого составляет почти 300 тысяч - треть республики?
- В большие праздники - на Пасху, в Рождество и т.д. - храмы, конечно, переполнены. В обычные дни мест в них хватает. Но мы понимаем, что кафедральный собор Якутска обязательно должен быть восстановлен. Сейчас в Троицком соборе, где служил еще святитель Иннокентий (Вениаминов), находится Театр эстрады. Вернуть его Церкви - наш долг и, я думаю, что при поддержке властей республики мы этот вопрос решим.
Но я все же не могу сказать, что в Якутске храмов не хватает. Сейчас надо стремиться к тому, чтобы они появлялись в районах - там, где их нет вообще. А улусов, достаточно заселенных, но не имеющих церквей, у нас немало. 

- Как у вас складываются отношения с руководством Якутской епархии?
- Конструктивно. Мы достаточно активно сотрудничаем с владыкой Романом. У нас много предложений к епархии, у нее - к нам. И я не припомню случая, чтобы мы не смогли найти общий язык.
Вместе проводим ежегодный пасхальный фестиваль «Золотые купола». Епархия активно участвовала в праздновании 380-летия города Якутска. Не так давно администрация помогла найти спонсоров для выпуска учебника «Основы религиозной культуры на якутском языке». Осенью 2012 года в юбилейный День города при поддержке владыки Романа был впервые проведен сначала молебен, а потом Крестный ход к памятнику казаку Петру Бекетову -- основателю Якутска. И я знаю, что горожане восприняли это очень позитивно.
- В последнее время страсти в стране накалила выходка «Пусси Риот» в Храме Христа Спасителя, в некоторых православных церквях были осквернены иконы. Как вы думаете, в Якутске подобного не случится?
- Надеюсь, нет. Мы, люди северные, спокойные. Что касается тех кощунств, которые произошли в Храме Христа Спасителя, считаю, что у их авторов случился просто сдвиг в оценке самых основополагающих жизненных ценностей. Когда кто-то проводит параллель между алтарем и театральной сценой, и не видит в этом ничего зазорного, это говорит о том, что не все в порядке с системой координат. Таково мое мнение, и, думаю, большинства трезвомыслящих людей... Потому что храм - это храм. Потому что в жизни должны быть святые вещи.
- Вам, как мэру города, по должности положено находить общий язык с представителями самых разных конфессий, которые есть в Якутске. Удается?
- С представителями основных традиционных религий - христианства, ислама, буддизма - никаких трений нет. С представителями традиционных верований народа саха тоже.
А вот ситуация с сектантами меня волнует. Сейчас у нас много разных сектантских движений - свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, сайентологи и т.д. Многие из них отрицают не только Бога, но самые основы российской государственности.
- В Якутске они тоже есть?
- Есть. И пробелы федерального законодательства позволяют им спокойно и абсолютно легально вести свою деятельность у нас в республике. Любая попытка как-то ограничить ее тут же вызывает жесткий отпор.
Используя объективные экономические трудности, которые есть в государстве, они находят достаточно благодатную почву для поиска своих последователей. Впрочем, некоторые, наоборот, ориентированы на элиту общества -- успешных и состоятельных, с помощью административных ресурсов и материальных возможностей которых они пытаются продвигать свои идеалы.
Мы, конечно, пытаемся им противостоять, и в этом плане активно сотрудничаем с Якутской епархией. Радует, что все же большинство якутян воспринимают секты крайне негативно.
- Каким, на ваш взгляд, оказался итог 380-летия вхождения Якутии в состав России и присутствия в регионе православной Церкви?
- Юбилей лишний раз показал, что Якутия - это бриллиант Российского государства, его неотъемлемая часть. Мы еще раз вспомнили и оценили подвиг тех людей, которые 380 лет назад пришли на эти земли, фактически предложив народам, живущим здесь, соединить свою судьбу с судьбой России. Смогли оценить мудрость наших предков, которые согласились принять это предложение, со временем всей душой приняв и Православие.
И сегодня, оценивая уроки истории, мы заглядываем в будущее -- какой будет Якутия через 100-200 лет. И понимаем, что она была, есть и должна оставаться форпостом российского государства на северо-востоке Евразийского континента, где Православие играет ключевую роль.
- Айсен Сергеевич, в сложные моменты своей жизни люди обычно обращаются к тому, на кого осталась последняя надежда - к Богу. У вас такие ситуации бывали?
- Да, когда серьезно заболевали близкие. Просил, чтобы Господь проявил свою милость и к нам...
- Помогал?
- Не раз...

Елена ВОРОБЬЕВА.