Петров пост – время сосредоточения на собственной душе

24.06.2014
Петров пост – время  сосредоточения на собственной душе

Через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы)  начинается Петров пост, который в этом году будет длиться с 16 июня до 12 июля. Целью этого поста является подготовка верующих к празднованию Дня Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Более подробно о Петровом посте нам поведает заведующий канцелярией Якутского епархиального управления иеромонах Симеон (Берёзкин).

ПОДВИЖНОСТЬ ПЕТРОВА ПОСТА

Изначально в традиции Церкви существовал так называемый компенсационный (заместительный) пост, о существовании которого впервые четко упоминается уже в III веке. Это было сложное время, когда христианство являлось запрещенным культом на всей территории Римской империи, и в тот период были большие сложности, в том числе с соблюдением постов, для тех, кто исповедовал веру во Христа.

Петровский пост изначально появился для тех верующих, кто не постился в Великий пост. То есть если люди по каким-то причинам не смогли попоститься  в Великий пост, то они постились после Пасхи и Троицы, соответственно, это время приближалось к празднику Святых Апостолов Петра и Павла. Отсюда и появилось возникновение Петровского, или Апостольского поста. Петров пост  в традиции современной Церкви является, во-первых, не таким строгим, как Великий и Успенский посты, во-вторых, он, в отличие от остальных постов, которые строго определены количеством дней, является подвижным в силу того, что он напрямую зависит от празднования даты Пасхи. А так как дата Пасхи всегда является нефиксированной, подвижной, то  Петров пост каждый год начинается по-разному. Дата же празднования Святых Апостолов Петра и Павла является неподвижной. Сейчас мы ее празднуем по гражданскому календарю – 12 июля (29 июня старого стиля). Соответственно, Петров пост может длиться от восьми до сорока двух дней, то есть иногда он бывает дольше Великого (сорокадневного) поста.

ПЕТРОВКИ-ГОЛОДОВКИ

В отличие от Великого поста, в который запрещается вкушать абсолютно все продукты животного происхождения, включая рыбу, в Петров пост рыба разрешается, кроме среды и пятницы. Таким образом, Петров пост не строгий, так как по церковному уставу на его протяжении разрешается вкушение рыбы и в нем не предписано такой уставной строгости, как в Великом посте. Если Петров пост сравнивать с Успенским постом, то Успенский пост гораздо строже. При этом в народной традиции, особенно в Центральной России Петровский пост – Петровки – называли голодовками, а Успенский пост  - Успенки – лакомками. Почему? Потому что урожайный календарь, особенно в Центральной России был напрямую связан с летним периодом, когда к августу уже поспевали фрукты и овощи, соответственно, в Успенский пост можно было есть плоды нового урожая, тогда как в Петров пост заканчивались старые запасы, а новых еще не было. Поэтому у народа и сложилось такое впечатление о Петровом посте.

ПЕТРОВ ПОСТ – ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Петров пост должен быть временем особого сосредоточения на собственной душе. Человек должен искренне посмотреть на самого себя как в зеркало, подвести некие итоги, потому что после Великого поста в период пасхального торжества у человека наступает некий период охладения. Поэтому в период Петрова поста необходимо посмотреть на себя, кто ты есть на самом деле. Именно по этой причине перед праздником Святых Апостолов Петра и Павла выдерживается пост. Петров пост заканчивается 11 июля, потому что праздник Апостолов Петра и Павла в пост не входит. Однако если праздник выпадает на среду или пятницу, день праздника является постным.

 СВЯТЫЕ ПЕТР И ПАВЕЛ – АПОСТОЛЫ, ОТМЕЧЕННЫЕ СПАСИТЕЛЕМ

Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми как по социальному положению, так и по деятельности.  Апостол Петр (слово «петрос» с древнегреческого переводится как «скала, камень»), названный этим именем самим Спасителем, является основанием Церкви. Хотя он и был по своему происхождению обычным галилейским рыбаком, можно сказать, простым, некнижным человеком. Апостол  Павел, бывший от рождения гражданином Рима, - прекрасно образованный, ученый муж. Но вера во Христа объединила таких разных, почти диаметрально полярных людей. Твердость Петра и ум Павла - это основа апостольской проповеди и апостольской Церкви. Поэтому Предание Церкви объединило этих двух святых, один их которых является твердыней с точки зрения веры, другой - с точки зрения ума. Этих Апостолов называют даже первоверховными в силу их особого значения для Церкви Христовой и для проповеди Евангелия. Поэтому очень важно человеку к этому празднику сосредоточиться на своей душе. Для церковного человека это неотъемлемо связано со спасительными Таинствами Евхаристии и Покаяния.

 

Беседовал Юрий Аксаментов

Газета «Эхо Столицы» № 65 (2290) от 11 июня 2014