- Молюсь, молюсь, а толку? - однажды пришлось услышать досадливое.
Женщина, рассказывавшая что-то своей собеседнице, в подтверждение своих слов даже махнула рукой. И этот характерный жест как бы оттенял и степень нереализованности надежд, которые она, очевидно, возложила на Бога, и градус разочарования тем, что жизненные планы, возможно, реализовывались не так, как она их себе рисовала...
Если понимать молитву как разговор с Богом, то многие из нас, настраиваясь на него, заранее знают, что у Него попросить. То, что, как им кажется, всего важнее. А если этого не получают, то начинают ощущать себя нелюбимыми детьми. «Вот мы просили. А Он не услышал...»
Но может ли Он не слышать? И всякая ли молитва должна заканчиваться просьбой? И что для православного человека молитва вообще? Помочь разобраться в этих вопросах я попросила благочинного Покровского округа, иеромонаха Никона (Бачманова).
По темной дороге со свечою в руке
- Молитва - это разговор человека с Богом, который необходим каждому из нас. Почему? Потому что через обычное общение мы познаем друг друга, мир и адаптируемся к нему. Через общение с Богом же становится ближе к Нему.
Через молитву мы научаемся тому церковному опыту спасения, святости, евангельской жизни во Христе, которые помогают человеку угодить Богу и спасти душу. Вот почему общение с Богом необходимо даже не столько для этой, временной, жизни, сколько для Вечности.
- Какие молитвы знать обязательно?
- Ну, безусловно, «Отче наш» - это основа, образец, данный для подражания самим Господом.
Для домашней, келейной, молитвы существует свод молитв, которые составляют утреннее и вечернее правило. Во время общественных богослужений, к примеру, Божественной литургии всей церковью мы поем «Символ веры» и др.
Различный характер молитв - это выражение нашего отношения к Богу в разных жизненных ситуациях. Например, в Таинстве покаяния человек просит прощения у Бога и помощи, желая исправиться. Соответственно, молитвы, которые сложились в этом Таинстве, настраивают на исправление. Замечательный пример – Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он читается в первую неделю Великого поста. Удивительные сравнения из Ветхого и Нового завета о покаянии, исправлении, о милосердии Бога к искренне кающемуся человеку…
В свободное время можно попросить благословение у духовного отца на дополнительное молитвенное правило. Особенно, если к тому подталкивает какая-то особая житейская ситуация. Не переживать только, не плакать, а обратиться к Богу...
- Отец Никон, иногда люди спрашивают: а почему в таких ситуациях с Богом нельзя говорить своими словами, на своем «языке»? Разве всегда нужно прибегать к молитвенным текстам, если понимать их как готовые словесные формулы?
- Если вы помните, молитвы в молитвословах бывает подписаны именами разных святых. Эти люди жили в разные века и говорили на разных языках, но всех их объединяла вера во Христа и святость. Именно она - тот критерий, который позволяет нам ориентироваться на этого человека. За этими людьми такие пройденные дороги, по которым можно смело идти самому. За ними такой опыт, которым стоит воспользоваться и нам. Их молитва - продолжение их образа жизни. А потому она дает нам возможность найти Христа безо всяких блужданий. Читать эти молитвы - словно идти по темной дороге со свечой в руке. Так почему же ими не воспользоваться? Это во-первых.
Во-вторых, жизнь святых помогает не впасть в фанатизм. Особенно тем, кто только-только ступил на дорогу к Храму… Их опыт спасения, прихода ко Христу - это их молитвы, которые они некогда совершали, а со временем стали частью церковного предания и теперь служат нам. Вот почему так важно молиться словами святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, святого преподобного Иоанна Дамаскина и других угодников Божиих.
Оно нам надо?
- Если молитва - это разговор с Богом, то в разговоре мы всегда рассчитываем на то, что собеседник не просто нас выслушает, но и услышит. А если какие-то наши просьбы и внутренние посылы к Господу звучат, как нам кажется, впустую?..
- Значит, это повод задуматься: а так ли оно нам надо? Дело в том, что обычно человек мыслит лишь на перспективу определенной жизненной дистанции. И мало кто заглядывает дальше - после своей смерти, туда, где начинается Вечность.
Если не исполняется по нашим молитвам, надо подумать: а полезно ли это нам? Ведь о нашем прошении Господь знает прежде, чем оно прозвучало. И если, зная об этом, Он не дает то, что кажется нам важным, то, наверное, не настолько оно и важно. И не надо нам его...
- Люди - существа нетерпеливые. И когда Господь не дает то одного, то другого, когда какого-то внутреннего ответа ты не получаешь слишком долго, то возникает ощущение своей оставленности, заброшенности. И начинает казаться: к чему вести все эти разговоры, если Он тебя не слышит все равно?
- Митрополит Антоний Сурожский на этот счет приводил такой пример. В молитве «Отче наш», которую Господь дал как образец, мы просим исполнения воли Божьей такими словами: «Да будет воля Твоя...»
Эти слова направляют наше терпение и нетерпение к тому, что нужно ожидать и что должно случиться. А случиться должна воля Бога. В том числе и о нашем прошении. Если на эту волю не полагаться, то верх возьмет нетерпение. А из него родится разочарование и искание разных путей.
Когда я учился в школе и нес послушание в алтаре одного из храмов Чечено-Ингушетии, настоятель этого храма, иеромонах Серафим (Макаров) часто повторял: «А ты положись на волю Божью! Как Бог даст». Это был совет абсолютно верующего человека.
При этом давал он его не только мне. Точно такой совет получали и многие прихожане - взрослые и юные. Парни и девушки, которые на тот момент переживали различные сердечные волнения. И часто так и получалось: если люди внимали его совету, то разочарованными не оставались.
При этом не всегда эта воля была созвучна воле самого человека, ведь мы порой по-своему видим собственную жизнь. Но вот ведь что интересно! Всегда, когда случается воля Божья, человек остается в утешении. Даже если получилось не по его!
Потому что когда чем-то руководит Господь, становится ясно: то, что случилось по Его воле, несравненно лучше того, что могло бы быть по нашей...
Стоять ли на своем?
- А как понять - Его это воля или нет? И надо ли настаивать на своем? Если женщина 10 лет просила ребенка и родить не могла, а потом ребенок все же родился, получается, она Спасителя убедила?
- У меня есть знакомая семья священника - у него с женой несколько лет не было детей. И сам батюшка, и его супруга пребывали по этому поводу в большой печали. В конце концов, взяли ребенка из детского дома и - спустя некоторое время дети начали рождаться один за другим.
Удивительно? Да. Но, возможно, они должны были перед их рождением пройти все эти уроки, научившись большему милосердию, терпению, любви...
Когда мне задают подобные вопросы, я привожу евангельскую притчу. У водоема много лет лежал парализованный человек. Раз в год Господь посылал туда ангела. Вода начинала бурлить, и кто первый погружался в нее, сразу же исцелялся. Парализованный все это наблюдал годами, но первым окунуться в воду не мог. И тогда Господь, посетивший это место, подошел к нему и спросил: хочешь ли стать здоровым?
Спросил не просто так. А для того, что проявить его веру, которой, возможно, было мало для участия Божьей благодати. Ведь мало в эмоциональном порыве упасть перед иконой один раз! Ее должно хватить и после свершения чуда. Присутствие Бога в нашей жизни - не сверхъестественное явление. Это то, что должно изменить нас полностью и до конца дней.
- А в вашей жизни случались чудеса через молитву?
- Наверное, это то, что связано с возрождаемым Спасским мужским монастырем. Некогда в обители было множество храмов, много братии и прекрасный монастырь. К началу ХХI века не осталось ничего. И вот когда владыка Роман благословил возрождать в Якутии монашескую жизнь и появились первые послушники, возник вопрос: где же существовать монастырю? Где совершать богослужения?
И, наверное, сугубой молитвой спустя всего какие-то недели мы обрели сначала маленький храм-вагончик. А через несколько месяцев и настоящий храм. Это был тот плод молитвы, которую Господь ждал от нас, чтобы мы не оставались равнодушными.
Молиться, как дети
- Отец Никон, мои коллеги, узнав, что иду к вам на это интервью, попросили передать вам свои вопросы, связанные с молитвой. Например, такой: как научиться концентрироваться? Многие сетуют: мыслями убегаем далеко...
- Для этого нужно полюбить богослужение, знать богослужебные тексты. В прежние времена такой опыт начинали приобретать в детстве. Сегодня человеку, который пришел в храм уже зрелым, бывает трудно сразу привыкнуть к церковнославянскому языку, структуре богослужения. Понять, чем отличается праздничное богослужение от будничного, великопостное от простого. В чем разница между Божественной литургией и обычными богослужениями и т.д. Понять это - серьезный труд. Но только так можно научиться не отвлекаться на постороннее во время службы, которая, бывает, длится и два, и три часа…
Кому-то можно посоветовать вставать за колонну храма, чтобы слушать службу и не отвлекаться на проходящих и ставящих свечи людей. Кому-то, наоборот, лучше встать вперед - ближе к амвону. Чтобы видеть то, что происходит в алтаре, и не отвлекаться на молящихся сзади.
У меня есть знакомая прихожанка – очень красивая женщина. В Церкви она уже не одно десятилетие. А поначалу, когда Господь только привел ее в храм через ее друзей, ей там оказалось очень сложно. Она была настолько яркой, что красота мешала ей молиться. Кто-то пенял ей на одежду, хотя вызывающей она не была. Кто-то ревниво относился к ее молодости...
Это могло закончиться тем, что женщина просто ушла бы из храма. Но друзья нашли выход. Некоторые из них пели на клиросе – вот там она и молилась несколько месяцев. За это время так полюбила богослужения, так привыкла к ним, что потом уже ни одергивания, ни косые взгляды ей не мешали.
- Вот поэтому многие говорят: какая разница, где я буду молиться - дома или в храме? Если я опаздываю на службу, я могу и по дороге молитву прочитать...
- Да, Господь слышит каждого, кто к Нему обращается. Но в Церкви все устроено так, как есть, не потому, что так кому-то захотелось. Она сложилась, как полезнее самому человеку. Это опыт не одного тысячелетия – опыт разных народов и культур. Опыт, позволяющий избегать совершения ошибок.
Храм может и должен быть посещаемым. Единство в вере, которое мы там находим, и делают нас той единой Церковью, которую Спаситель основал, утвердил и о которой Он заботится.
- И все-таки, отец Никон, как молиться, чтобы Бог тебя услышал?
- Так, как это делают дети - с чистым сердцем, искренне, по-настоящему.
Помню, я еще был иеродиаконом, и вот одна из прихожанок рассказала мне такую историю. Однажды она случайно услышала, как перед сном молилась ее маленькая внучка. Ребенок рассказывал Ему о том, что она делала днем. Признавалась в проказах. Прощала обидчиков во дворе. Просила здоровья родителям...
Этому ее никто специально не учил. Читать она еще не умела. А потому говорила простыми словами о том, что казалось ей важным. Но именно эти искренние слова полностью соответствовали смыслу тех вечных молитв, которые мы находим в своих молитвенниках.
Молитва - если она искренняя и чистая - всегда настоящая. А значит, ее обязательно услышит Бог...
Елена ВОРОБЬЕВА.