Великомученик Георгий – победоносный воин

05.05.2015
Великомученик Георгий – победоносный воин
6 мая - день памяти одного из самых почитаемых святых – великомученика Георгия. Особенной любовью этот святой пользуется на русской земле: на протяжении многих веков он покровительствует воинскому делу, земледелию и животноводству.

Великомученика Георгия связывают с победой русского народа в Великой Отечественной войне - именно к этому святому русский народ обращался за помощью в годы войны. Символично, что день памяти святого Георгия и праздник Пасхи Христовой 1945 года пришлись на один день. Акт же о безоговорчной капитуляции Германии был подписан 9 мая на Светлой седмице.

По традиции на второй день после дня памяти великомученика Георгия, 8 мая, в нашем городе состоится пасхальный крестный ход, возглавляемый епископом Романом, от Преображенского собора до часовни великомученика Георгия.

Об этом святом и почитании его в христианском мире нам рассказал преподаватель Якутской духовной семинарии иерей Андрей Быков.

ВОИН ЗА ХРИСТА

Святой великомученик Георгий родился примерно в 284 году. Одни исследователи называют его местом рождения Кападокию, другие Лидду, третьи Бейрут. Мы будем доверять более авторитетным исследователям, которые говорят, что он родился в Бейруте, потому что с этим городом связано очень много чудес после его кончины.

Жизнь Георгия проходила в период царствования императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Отец святого Георгия умер, когда он был ребенком — он тоже был христианином и, как повествуют исследователи, пострадал за Христа. Георгий воспитывался матерью-христианкой. Он был очень крепким молодым человеком и впоследствии поступил на воинскую службу, где сделал себе хорошую карьеру и стал тысяченачальником — одним из полководцев и приближенных императора Диоклетиана. О своей вере воин Георгий до определенного времени никому не говорил. Император очень дорожил святым Георгием как хорошим полководцем.

Когда Диоклетиан начал гонения на христиан, желая изощренными пытками вернуть их к римскому язычеству, Георгий не вытерпел. Во время пира у императора Георгий публично объявил, что он не согласен с решением императора по поводу христиан. Диоклетиан был одним из последних императоров-гонителей христиан. И святой Георгий напомнил, что император поступает не так, как его соправители - Максимиан и Констанций Хлор, отец будущего Константина Великого, на территории которых не было гонений.

Диоклетиан увидел, что Георгий — христианин, и этого было достаточно, чтобы заключить его в темницу. Его связали, ноги заключили в колодки, а на грудь положили камень. Но император хотел не замучить своего полководца до смерти, а вернуть его в лоно язычества. Поэтому когда наутро воина привели, правитель спросил: «Ты образумился?». Георгий ответил: «Я уверен в себе! Я истинный воин Христа, и никакие пытки не смогут меня заставить отречься от Него».

Тогда император применил самую новаторскую пытку того времени — колесование: к колесу с ножами и крюками привязывали человека, и острия отдирали куски тела. Очень мучительная казнь. Великомученик Георгий не издавал криков, не просил о помиловании, он молился Богу, и все это слышали. С каждым поворотом этого колеса его молитва становилась все тише и тише. В конце концов он затих, и все подумали, что он умер. Как повествуют жития, грянул гром и ангел сошел с неба, чтобы укрепить Георгия — и он встал полностью исцеленным от ран.

К христианству тогда относились как к жуткой секте: ходили слухи, что христиане ели младенцев на богослужении и устраивали оргии. Поэтому император не мог подумать, что христианство - истинная вера, тем более, что Иисус, Которого некогда распяли, может помочь, и заподозрил Георгия в волшебстве. В то время было модно заниматься оккультизмом, вызыванием духов, приготовлением всяких зелий.

Затем Диоклетиан бросает Георгия в яму с негашеной известью, где святой пробыл целые сутки, хотя известь за ночь может сжечь человека до костей. Когда наутро пришли забрать кости пленника, обнаружили здорового и полного сил человека, который так же исповедовал Христа и молился Ему.

Император еще больше убедился, что Георгий обладает какими-то магическими способностями. Он надел на него железные раскаленные сапоги с раскаленными гвоздями и заставил ходить по всему городу. Но и это не сломило мужественного воина.

Тогда император призывает некого волхва Афанасия, чтобы тот изобличил Георгия и показал более высокий уровень магических способностей. Афанасий приготовил два зелья: одно должно было подчинить Георгия и заставить принести жертвы одному из почитаемых богов Диоклетиана — Аполлону, а другое — убить его.

Когда Георгия хотели заставить выпить поочередно эти два зелья, он сказал: «Я спокойно их выпью», - и выпил их.

С ним ничего не произошло. Ведь Сам Христос говорил в Евангелии: «Если что смертное испиют, не вредит им».  Эти слова сбываются на великомученике Георгии.

Георгия повели в храм Аполлона. Все думали, что он сломился. Но когда он молился, бесы вышли из идолов (как рассказывают составители житий, духи сидели в статуях и помогали предсказывать будущее), и они распались на мелкие кусочки. Жрецы Аполлона в негодовании попытались убить Георгия, а волхв Афанасий, видя все это, уверовал во Христа, за что и был казнен.

На протяжении мучений Георгия около 14000 человек обратились ко Христу, видя явные чудеса, которые совершались при его пытках. Среди них была жена императора Диоклетиана Александра. Видя многие чудеса, которые совершал Георгий, она вышла из толпы и исповедовала себя христианской. Император был разъярен и велел казнить и ее, и Георгия. Их повели на место казни, где должны были усечь мечом головы. Императрица Александра не выдержала этой пытки и по дороге умерла. Она также причислена к лику мучениц.

Георгия же усекли мечом. Произошло это примерно в 304 году. Житие Георгия и сегодня для нас является примером христианского мужества, верности и твердости в своих убеждениях.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И СКОТОВОДСТВЕ

Часто те святые становятся помощниками людям в том, что они совершали в своей земной жизни. Святого Георгия считают покровителем скотоводов, сельского хозяйства, часто люди молятся ему об исцелении животных. Это почитание пошло от чуда, которое он совершил.

К Георгию подошел некий крестьянин, у которого пал единственный вол — другого источника пропитания у него не было. Георгий прикоснулся к павшему животному, и оно воскресло. Люди увидели в этом событии указание свыше: святой Георгий помогает в сельском хозяйстве, животным.

Его память совершается 23 апреля по старому стилю (на Руси это праздник называли Юрьев день). Обычно в это время уже наступает весна, и в этот день скот выгоняют на пастбище: верующие люди просили о помощи великомученика Георгия, понимая, что от его заступничества зависит их будущее - будет ли скот тучным, крепким и плодовитым.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РАТНОГО ДЕЛА

Великомученик Георгий также считается  покровителем воинов и ратного дела.  Это связано с чудом о погублении змея, которое произошло в городе Бейруте.

В одном озере жил огромный змей (по другим источникам, дракон), и люди приносили ему жертву, чтобы он не погубил жителей. Когда выпал жребий принести в жертву дочь правителя этого города, явился святой Георгий на белом коне, который освободил девицу и поразил змея длинным копьем. С этого времени святого Георгия стали изображать в виде воина на белом коне, поражающим змея.

Русь, особенно в первые века своего существования, была военной страной, она жила военными походами, и помощь в военном деле ей было необходима. Покровителем воинов на Руси стал святой Георгий. 

Также особо почитают великомученика Георгия в Англии. Англия была колонизаторской страной, и ей импонировал святой покровитель-воин. Змей ассоциировался не только с дьяволом, но и воспринимался как враг колонизаторской страны, который встречался ей на пути.

ПОЧИТАНИЕ НА РУСИ

Еще в 1030 году князь Ярослав Мудрый — в крещении Георгий приказал построить два храма в честь великомученика Георгия. Это первое упоминание о храме великомученику Георгию на Руси. С этого времени на Руси начинается и почитание этого святого наряду со святым чудотворцем Николаем Мирликийским. В его честь было построено много храмов, ведь в нашей стране исторически было особенно распространено сельское хозяйство и ратное дело.

Как эволюционировал культ почитания великомученика Георгия на Руси в последующие эпохи? Императрица Екатерина II вводит так называемые знаки отличия - георгиевские ленты. Георгиевская лента перевязывалась с одного плеча на другое — сначала это была черно-желтая полоса, затем она стала черно-оранжевой. Черный цвет ленты символизировал порох, а оранжевый - огонь, то есть воинские средства истребления врагов. Другое толкование этого знака: черный цвет - изображение двуглавого орла на золотом фоне.

Также существовал орден великомученика Георгия разных степеней. Георгиевский крест - одна из самых главных воинских наград, которые давались за отвагу, воинскую доблесть, сражения, в которых участвовал человек. После падения самодержавия - с 1917 по 1942 годы все царские знаки отличия были отменены. Но 10 июня 1942 года, в переломный момент войны, по указанию Сталина была введена гвардейская лента. Она имела тот же цвет, что и георгиевская. С 2005 года георгиевские ленточки вернулись уже в качестве не знаков отличия, а общенародного символа победы в Великой Отечественной войне. 

Герб Москвы представляет собой изображение воина на серебряном коне на красном фоне, поражающим змея. На копейке тоже изображен воин на коне, поражающий змея. Подтверждения тому, что это именно великомученик Георгий, мы не находим, но в народе живет такое мнение. Кроме того, основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, а его небесным покровителем был великомученик Георгий — считается, что Юрий Долгорукий назвал своего небесного покровителя небесным покровителем Москвы. Он же создал города Егорьевск, Юрьевск и многие другие в московском княжестве. Впоследствии по различным причинам они были переименованы.

В 1945 года Пасха и день памяти святого Георгия совпали. По мнению наших церковных иерархов, это, бесспорно, знаково! В военные годы на средства Русской православной церкви был сформирован полк, который был назван в честь великомученика Георгия Победоносца.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ НА ЯКУТСКОЙ ЗЕМЛЕ

Бесспорно, великомученик Георгий является небесным покровителем и Якутии.  В Якутске есть часовня в честь великомученика Георгия, храм в поселке Жатай, построенный в прошлом году. В 2015 году планируется строительство храма великомученика Георгия в городе Нерюнгри. В Верхнеколымском улусе есть еще не восстановленный храм великомученика Георгия.

Кроме того, в переданном общине верующих Никольском храме первый молебен на начало восстановления был совершен 6 мая 1992 года иереерм Сергием Киприяновым — в день памяти святого Георгия.

НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГРУЗИИ

В Грузии очень сильно почитание великомученика Георгия, есть даже предание (исторически, правда, неподтвержденное), что он был родственником святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии. Даже свою страну грузины изначально назвали словом «Джорджиа» - страна Георгия. Так Грузию и сегодня называют по-английски. День святого Георгия в этой стране - государственный праздник и выходной день.

Голова святого Георгия хранится в Риме, а тело - в городе Лод или Лидда (Израиль), где он нес свою воинскую службу, и на Афоне. В этом году с Афона по просьбе Святейшего Патриарха Кирилла к 70-летию победы в Великой Отечественной войне должны привезти десницу (правую руку до локтя) великомученика Георгия в Россию.

Беседовал Юрий Аксаментов.

Эхо столицы. №46 (2420) от 30 апреля 2015 г.