Епископ Горлицкий Паисий: «Владыка должен быть позитивным!»

16.10.2013
Епископ Горлицкий Паисий: «Владыка должен быть позитивным!»

...Польский след в истории Якутии столь внушителен (особенно если учесть, сколько улиц в Якутии носят польские фамилии), что гости из Польши тут, прямо скажем, гости особые. Но при этом, надо думать, и для многих поляков, предки которых так и остались в нашей северной земле, Якутия – тоже регион не чужой.

Вот и епископ Горлицкий Паисий (Мартынюк), прибыв на юбилейные торжества Якутской епархии, первым делом поинтересовался судьбами своих соотечественников. А потом озвучил парадоксальную вещь: «История Якутии, где как в плавильном котле переплавилась разная кровь и разные культуры, где смешались сотни трагических судеб, чем-то очень напоминает историю православия в Польше...»

 

- Я действительно рад, что оказался здесь. И очень благодарен за приглашение владыке Роману, первый раз с которым встретился в Грузии на торжествах Святейшего Патриарха Илии II. Именно тогда он меня в Якутию и пригласил. А подтвердил свое намерение во время юбилейных торжеств Крещения Руси, когда, будучи в Москве, попросил благословение на мой визит у Блаженнейшего Саввы, Митрополита Варшавского и всея Польши, что, надо сказать, порадовало нашего Предстоятеля. Он сказал: «Вы будете наш первый владыка, побывавший на Дальнем Востоке».

Якутия меня и впрямь интересовала всегда. Знаю, что в царское время здесь оказалось много ссыльных граждан Польши. Любопытно было, кем они являлись в большинстве своем: православными или католиками. И вот уже тут узнал: хватало и тех, и других...

- Владыка, то, что Польша – преимущественно католическая страна, знает каждый школьник. Но далеко не все в курсе, что на втором месте по числу верующих там все-таки Православие. Как сегодня живется православным в Польше?

- Да, Польша очень католическая страна. Однако второе по числу верующих вероисповедание после католицизма – Православие: сегодня в автокефальной Поместной Православной Церкви Польши шесть епархий и военный орденариат польской армии, девять епископов. Около полумиллиона верующих, которые разбросаны по всей стране. При этом  больше всего прихожан в Варшавско-Бельской и Белостоцко-Гданьской епархиях – они граничат с Белорусью. 

На юге страны, в Горлицком викариатстве Перемышльской епархии, которое возглавляю я, до 1947 года,  до проведения акции «Висла», когда украинское и русинское (лемковское) население было насильственно выселено с родных земель на запад Польши, проживало более 60 тысяч православных. Сегодня их осталось чуть более двух тысяч. Но есть епархия, владыки, священники...

- После социалистической Польши многое восстанавливать пришлось?

- Дело в том, что в Польше католическая церковь не сдавалась даже при  социализме. А потому было легче и нам. Тем не менее, возрождать пришлось многое. Не забывайте, Церковь ведь даже не имела в собственности свои храмы. Когда стало можно, мы начали добиваться  юридического оформления своих прав. В результате сегодня Польская Православная Церковь закрепила за собой практически все свои церкви. Наши духовные школы имеют статус государственных учебных заведений, нет проблем с официальным признанием их дипломов.

Но в целом история Православия в Польше всегда была очень непростой. Ведь христианской Польша стала уже в 9 веке, восприняв восточный обряд еще от Кирилла и Мефодия. Потом усилилось латинское влияние и Православие начали искоренять. Затем оно пришло туда вторично – уже с Киевских гор...

Думаю, мученическую историю Православия в Польше в чем-то можно сравнить с историей Якутии, которая писалась, в том числе и сломанными судьбами людей, оказывавшимися здесь не по собственной воле. Многие из них были священниками, страдавшими за веру... Вот эта параллель, мне кажется, Якутию и Польшу роднит.

- Владыка, с какими проблемами сегодня приходят к вам ваши прихожане?

- Как правило, их тревожат те же вызовы современного мира, что везде: общий упадок нравственности и т.д. Но есть и особенности. Исторически так сложилось, что православные в Польше живут в основном в деревнях, и очень часто это люди с низким достатком. В городах православных меньше. И в основном, молодежь: студенты, вчерашние выпускники вузов, едва начавшие работать и оттого не очень состоятельные. Потому мы просто вынуждены вести активную социальную работу – стараемся помочь прихожанам, попадающим зачастую в очень непростые жизненные обстоятельства.

 Особенно активно она пошла, когда предстоятелем Польской Православной Церкви стал  Блаженнейший Митрополит Савва. В каждой епархии открылись центры милосердия. Церковь имеет в своем попечении 6 домов для престарелых, церковную начальную школу, гимназию, а также православный детский сад.

- Любая епархия прирастает новыми поколениями. Какой выбор делают молодые поляки?

- Трудно сказать. Молодые граждане Польши в поисках хорошей работы и хорошей зарплаты покидают ее, отправляясь на  Запад. Но коренные жители Польши – это ведь не только сами поляки. Это еще и белорусы, украинцы, русины, греки, сербы, которые жили там веками... Многие из них традиционно являются православными.

И я точно знаю, что наши прихожане, даже уезжая, во-первых, ими остаются, а во-вторых, за рубежом предпочитают ходить в храмы Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Они нам наиболее близки.

Кстати, еще один важнейший аспект социальной работы Православной Церкви в Польше – это работа с молодежью, достаточно оживленная и давняя: идет почти 30 лет. У нас есть главный молодежный центр в Белостоке – Братство православной молодежи. Аналогичные центры созданы в епархиях, благочиниях и приходах. Есть священники,  ответственные за работу с юношами и девушками.

Очень популярны у ребят паломнические поездки. Самое большое паломничество – в августе, в канун праздника Преображения Господня, на святую гору Грабарка, где расположен Марфо-Мариинский монастырь.

- Говорят, оно самое любимое у православных в Польше...

- Могу сказать, что когда в 2012 году во время своего визита в Польшу Святейший Патриарх Кирилл совершал Божественную литургию на святой горе, он был очень удивлен тем, сколько там собралось народа. На это обычное явление: на 18-19 августа на праздник на святой горе Грабарке собирается до 30 тысяч человек.  Начинаясь от Белостока, шествие паломников на святую гору длится несколько дней. По пути к нему присоединяются все новые и новые люди. Паломничества выходят также из Варшавы, Яблочинского монастыря и других приходов, - в большинстве своем это молодежь. В итоге до горы доходит несколько тысяч.

Давно закрепилась в молодежной среде и традиция говенья в монастырях. Обычно это бывает перед экзаменами: выпускными в школах или вступительными в вузах...

- Владыка Паисий, Русскую Православную Церковь сейчас называют последним оплотом в сопротивлении тому моральному опустошению, когда легализуются однополые браки, разрешается усыновление такими парами  детей и т.д. Каково в этих условиях вам, если учесть что территориально Польша к западным «искусам» ближе?

- В Польше очень много святых мест, которые веками освящали нашу землю. Причем святынь не только католических, но и православных. Много почитаемых древних мест, монастырей,  чудотворных икон... Так что всем этим мы от зла пока ограждаемся. В то же время в этом вопросе мы солидарны с католической церковью, которая в Польше очень влиятельна и имеет однозначную позицию.

- То есть поляки против однополых браков?

- Категорически. Думаю, еще и поэтому у них никогда не будет и священников-женщин.

Ну, а то, что нам в Польше раньше, чем вам, приходится сталкиваться со всеми плодами либерализма, это факт. Вот еще почему могу подтвердить: там, у себя, мы смотрим на Святую Русь действительно как на оплот святой веры и нравственности.   

- Владыка, а каково это вообще – быть православным священником в другой стране? Причем, в стране, где твоя конфессия не является доминирующей?

- Думаю, это, прежде всего, подвиг. Служение другому человеку – самоотвержение в любом случае. В нашей же ситуации свое служение мы принимаем с монашеским смирением и послушанием: идем служить Господу, Православной Церкви и верующим туда, куда надо.

Бывает, что нашим владыкам просто не хватает на хлеб. Я, например, помимо традиционного архипастырского служения и исполнения епископских обязанностей, вынужден подрабатывать: преподаю в университете.

- ?!

- А иначе никак! Нужно зарабатывать деньги на нужды епархии. Помогать священникам, у которых семьи, дети...

Некоторые мои батюшки в свободное от служения время тоже преподают в школах Закон Божий. После того, как Польша вошла в Евросоюз, у них появилась возможность еще преподавать русинский и украинский языки. У меня есть отец, который даже математике детишек учит!

Храмам нужен ремонт, значит, надо искать средства на это... Правда, со вступлением в Евросоюз появилась возможность реализовывать какие-то проекты, однако любой проект, как правило, осуществляется на условиях софинансирования. К примеру, со своей стороны мы должны внести 20%, без чего его реализация не начнется. А для нас эти 20% - огромные деньги! Но стараемся, ищем. Находим... А что делать?

- Очень позитивный вы, Владыка...

- А владыки все должны быть позитивными! Надо идти вперед. Не бояться мира, а иметь страх Божий в своем сердце и, согревая себя верой, надеждой и любовью, покрывая их христианской мудростью Софией, идти вперед, высоко неся крест православной веры. В этом наши сила и сокровище. С этим нам ничто не страшно, даже новое. В этом наша победа! Только так и можно что-то сделать во благо Святого Православия.

А если епископу не хватает мужества, как он может вести стадо Христовой паствы ко спасению? Тогда он погибнет сам...

 

Елена ВОРОБЬЕВА