Встреча епископа Романа с администрацией поселка Белая Гора явно планировалась как официальное мероприятие. Актовый зал, президиум, микрофон…
Однако в итоге получилась очень теплая, открытая и неформальная беседа. Нужно ли перекрещиваться, приходя в Православие из баптизма? Можно ли некрещеному приходить в храм? Как молиться об усопших родственниках? Вот лишь некоторые вопросы, заданные архиерею.
- Я с огромным удовольствием ехал в Белую Гору, потому что это место связано для меня со встречей с Виктором Петровичем Ефимовым, - в первых же словах владыка вспоминал погибшего в авиакатастрофе в прошлом году бывшего главу администрации президента республики. - Мы много с ним общались и намеревались два года назад вместе посетить Белую Гору и его родину – село Абый. Но у Господа свои планы – не получилось. Получилось.
Главная цель моего визита – молитва с православными людьми и богослужение. А кроме того – знакомство. Узнавание друг друга объединяет. Пока мы друг друга не знаем, мы кажемся разрозненными. Через знакомство происходит единение, необходимое живущим в одной республике и одной стране, людям одного духовного поля, к каковому мы принадлежим.
Визиты епископа Романа всегда связаны с многочисленными встречами. По его словам, именно через встречи происходят и объединяющие знакомства, и решения духовных проблем и вопросов.
На субботу, 29 марта, запланировано совершение Крещения, поэтому ряд вопросов касался именно этого Таинства.
- Крещение – это акт принятия на себя евангельских заповедей, - объяснил его суть архипастырь. – Это обещание жить по тому, как Христос учил. Это момент соединения с Господом.
К Крещению всякий идет по-разному. К кому-то решение о нем приходит быстро, кто-то движется долго. Главное, чтобы это произошло добровольно.
На вопрос, необходимо ли крестить младенцев или стоит дождаться сознательного возраста, владыка ответил, что по существующей традиции православные христиане крестят маленьких детей, а в 7-8 лет ребенок впервые исповедуется.
Когда креститься? Тема, судя по всему, наболевшая.
- Говорят, после Крещения Господь посылает испытания. Из-за этого многие его откладывают надолго...
- Скорби всегда есть. Они являются результатом нарушений Божественных заповедей. Эти правила дал Бог, и если мы их нарушаем, результат – болезни и скорби.
Вот есть правила перехода через дорогу. На зеленый – нужно идти, на красный – нельзя. Пойдете на красный – может произойти беда. Такой же принцип и у заповедей.
Но в чем уникальность веры и Церкви? В том, что Господь всегда откликается на наши молитвы. Вы говорите: «После Крещения бывают скорби». Во-первых, это несколько преувеличено. Во-вторых, я задам вопрос: на чьи просьбы мы скорее откликнемся – на просьбы своих детей или соседских? Конечно, своих.
Принимая Крещение, мы становимся детьми Божьими, говорим Ему: «Господи, прими меня как Твоего сына или дочь». И Бог скорее протягивает нам руку. Мы Ему Свои. Может, не стоит откладывать Крещение?
В июле 2013 года епископ Роман с делегацией из Якутии посетил Новосибирск, где совершил богослужение в перенесенной в 1970-е годы из Зашиверска (местность на границе Абыйского и Момского районов) деревянной церкви. Об этом событии жители Белой Горы попросили рассказать подробнее.
- В этом храме Литургия совершалась впервые лет за сто пятьдесят! – поделился впечатлениями владыка. – Церковь уникальная: дерево, из которого она построена, за давностью лет, почернело, но не разложилось. Архитектура чудесная! Многие специалисты говорят, что это шедевр северного храмового зодчества. Таких совершенных пропорций сейчас не встретишь.
Новосибирцы хорошо подготовились. Церковь находится на территории Академгородка, и на службу пришли многие ученые, пел большой хор… Охватывало чувство духовной радости и гордости за этот храм! Служба стала духовным мостиком, связавшим то время и нынешнее и наши местности.
Помолились о строителях, о тех, кто переносил эту церковь. Ведь в то время это был правильный шаг – ее надо было спасать. Сейчас она не подлежит переносу – время сказалось на качестве материала…
Во время текущего визита владыка посетит местность Зашиверск и совершит молебен в находящейся там часовне.
Архипастыря спросили о планах, касающихся строительства храма в Белой Горе. «В соседнем улусе, - привели пример, - есть прекрасный новый храм, а это населенный пункт сопоставимый с нами…».
- Скажу крамольную вещь, - честно ответил владыка Роман, - в одном улусе я плакал в новом, построенном богатым спонсором, храме. То, что подарено, а не заработано – не ценится. Жители отнеслись к храму очень легкомысленно. Они не имели отношения к строительству, не принимали в нем никакого участия, не происходило никакого возрождения в душах.
Это печальная история. Я бы не хотел, чтобы здесь произошло так же. Решение о строительстве храма – это выстраданное, выношенное решение. Храмы всегда были народными стройками. До революции строительство происходило так: глава поселка, тойон, купец принимал решение на сходе и объявлял: «С каждого двора – по столько-то бревен». Бревна свозились в одно место, из них строился храм. И отношение было совсем другое – ответственное.
Конечно, мы будем искать человека, состоятельного, выходца отсюда, чтобы он мог помочь строительству, но оно должно осуществляться и участием всех жителей поселка!
«Если крещеный человек не будет соблюдать пост, какие к нему санкции будут применяться?» - выстраданный вопрос задал глава района Михаил Гаврилович Никулин. Владыка напомнил о смысле поста и ответил евангельской притчей.
- Пост – это целая полнота правил жизни, которая помогает человеку преобразиться. Пост – не только отказ от пищи. В это время совершается много внутренней работы. А когда идет внутренняя работа – да, лучше есть поменьше жирного. Как говорится: «Сытое брюхо к учению глухо».
На Пасху читается слово одного из великих святых, Иоанна Златоуста. Он вспоминает историю, рассказанную Самим Христом.
Один человек искал себе работников. Одни пришли в шесть утра, договорились о плате и начали работать. Другие пришли к девяти утра. А третьи чуть ли не за час до конца рабочего дня. Когда же пришло время рассчитываться, хозяин всем дал одинаковую плату. Пришедшие первыми, возмутились: «Разве это справедливо?! Ведь мы трудились с самого утра, а получили столько же, сколько те, кто пришли за час до заката!» Хозяин отвечает: «А разве мы не на эту сумму договаривались? Ты получил плату? Получил. Что же за других ревнуешь?»
Эта история вспоминается неслучайно. Для Бога неважно, кто когда пришел и начал поститься – с детства или перед самой Пасхой. Для Бога важно, что это произошло – желание поститься, стать лучше, преобразиться. Бог не будет ценить нас по дням, как в нашей жизни ценят по стажу: ты десять лет трудишься – ты уважаемый человек, а ты три дня – не очень уважаемый.
У Бога Свои мерки! Кто оказался со Христом в раю первым? Разбойник! Он покаялся за три минуты до смерти, но покаялся так, так изменил свое внутреннее состояние, таким пришел к Богу, что Господь помиловал его.
Последний вопрос касался возвращения к Богу. Если ты, крещеный человек, отпал от Христа – простит ли Он? Примет ли?
- Господь может простить нас бесконечное число раз, - уверил владыка. – Падения, ошибки, даже предательства веры. Главное, чтобы произошло возвращение.